Инфляция: сущность, формы проявления, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Объектом работы является денежная сфера экономики России.
Предметом исследования является информационные процессы.
Цель работы – изучить, что такое инфляция, каковы её корни, насколько она опасна для экономики, и как с ней борется государство.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
1 Инфляция и ее особенности в рыночной экономики.………….…
1.1 Сущность и формы проявления инфляции…………….………….
1.2 Виды и факторы инфляции…………………………………………
1.3 Причины инфляции…………………………………………………
1.4 Социально-экономические последствия инфляции...…………….
2 Анализ инфляционных процессов в России………………………
2.1 Инфляция в переходный период……………………………….….
2.2 Особенности инфляции в период экономического роста………..
2.3 Инфляция на современном этапе………………………………….
3 Антиинфляционная политика……………………………………..
3.1 Сущность антиинфляционной политики…………………………
3.2 Особенности Антиинфляционной политики в России…………..
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ДКБ Тарханова К ФиК.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

       Фискальная  политика подразумевает использование возможностей федерального правительства взимать налоги и расходовать средства для регулирования уровня деловой активности. Монетарная политика подразумевает использование правительством права контролировать денежное обращение и с его помощью влиять на уровень деловой активности в стране.

       Основным  рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

       Предположим, например, что экономика прошла период спада и входит в состояние депрессии. Из предыдущего материала вы уже знаете, что спад сопровождается сокращением валового национального продукта и ростом безработицы. Отсюда следует, что если бы правительство могло что-либо предпринять, чтобы увеличить производство реального ВНП на душу населения, то экономический спад закончился бы.

       Допустим, что Президент и Конгресс для  стабилизации экономики решили использовать фискальные методы. Это может быть сделано двумя путями. Можно уменьшить  налоги, а расходы оставить на прежнем уровне, либо увеличить расходы, оставив налоги на прежнем уровне.

       Когда налоги уменьшаются, отдельные люди и бизнес в целом имеют больше денег, которые они могут потратить  так, как они хотят. Поскольку  расходы людей и фирм (и, следовательно, ВНП) начинают расти, экономика вступает в фазу подъема.

       Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают  правительственные расходы, это  может привести к увеличению  ВНП и остановить сокращение производства.

       Фискальные  инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических темпов. Например, предположим, что во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной инфляции, Президент  и Конгресс решают изменить свою фискальную политику. В этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию.

       Многие  экономисты считают, что, если правильно  использовать фискальные рычаги, они  могут служить хорошим инструментом в борьбе с депрессией и инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт:

       Уменьшение  правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку годовой доход становится меньше расходов и государственный долг возрастает. Уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги.

       Если  правительство занимает деньги у  населения, компенсируя уменьшение налогов, то кредиторы не смогут эти  деньги потратить. Более того, правительство  может вытеснить частных лиц, тоже желающих сделать займы, так  как действия правительства уменьшают предложение свободных денежных средств. Усложнение условий кредитования для частных лиц и бизнесменов может привести также к увеличению банковского процента. Следовательно, покупатели и бизнесмены будут тратить меньше. По этим причинам, говорят критики, снижение налогов, возмещаемое займами, не помогает в борьбе с экономическим застоем [13].

       Федеральное правительство может финансировать  свои долги, просто печатая деньги. В этом случае напечатанные деньги добавляются к доходам, получаемым населением и бизнесом. Это, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы и расходы предприятий. К сожалению, такое увеличение предложения денег, взвинчивая цены, рискует подогреть инфляцию. Из-за этого большинство экономистов против такой стратегии.

       Монетарная  политика базируется на регулировании  количества денег в обращении  как способе стабилизации экономики. Проведение монетарной политики —  обязанность Федеральной резервной  системы.

       Существует  прямая взаимосвязь между количеством  денег в обращении и уровнем деловой активности. Когда предложение денег увеличивается, вместе с ним возрастают затраты потребителей и производственные затраты. Отсюда также следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики.

       В противоположной ситуации экономика  во время бума взвинчивает цены в  инфляционной спирали, уменьшение денежной массы ведет к сокращению спроса и понижению цен.

       Каким образом Федеральная резервная  система регулирует денежное предложение.

       Федеральная резервная система обладает целым  набором инструментов, который она  может использовать для регулирования  предложения денег.

       Операции  на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу Федеральным комитетом открытого рынка государственных ценных бумаг, таких, как облигации казначейства и казначейские векселя. Когда Комитет открытого рынка покупает у банков и других инвесторов государственные ценные бумаги, происходит выброс денежной массы в экономику. Деньги депонируются покупателями на чековых счетах. Со своей стороны банки будут стараться предоставить своим вкладчикам новые кредиты. Более того, в процессе перемещения этих новых займов по каналам банковской системы совокупное денежное предложение возрастет на величину, определяемую депозитным мультипликатором.

       Когда Комитет открытого рынка продает  государственные ценные бумаги, он изымает деньги из экономики. Банковские резервы сокращаются, так как  покупатели ценных бумаг осуществляют оплату их чеками, впоследствии предъявляемыми государству. Сокращение резервов также уменьшает возможности банков предоставлять денежные средств в кредит. Это замедляет рост денежного предложения.

       Изменение учетной ставки. Так же как предпринимательские фирмы обращаются в банки, когда нуждаются в займах, сами банки обращаются в свой Федеральный резервный банк (ЦБ) в случае, если им необходимы средства. Подобно другим заемщикам, банки выплачивают процент по займам Федеральной резервной системе. Учетная ставка представляет собой процент по займам, взимаемый Федеральной резервной системой с банков и других финансовых институтов.

       Когда совет управляющих увеличивает  учетную ставку, банки поднимают  процент, взимаемый со своих клиентов. Аналогично, при уменьшении учетной  ставки банковский процент за кредиты сокращается. Низкий процент поощряет получение займов, в то время как высокий процент оказывает обратное воздействие. При росте займов денежное предложение расширяется. При сокращении займов денежное предложение сужается.

       Изменение нормы резервов. От банков требуется держать определенный процент от их депозитов (известный как норма резервов) в качестве резерва в окружном Федеральном резервном банке. Оставшиеся средства банки могут предоставлять в качестве займов своим клиентам.

       Поднимая норму резервов, совет управляющих тем самым уменьшает возможности банков предоставлять деньги в кредит. При понижении нормы резервов коммерческие банки могут свободнее распоряжаться большей частью своих вкладов, что, в свою очередь, будет повышать денежное предложение.

       Ограниченность  монетарной политики. Монетарная политика эффективнее всего в самой высокой и самой низкой точках цикла деловой активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут, Федеральная резервная система может предпринять попытку удержать расходы (а также цены), повышая процентные ставки. Проблема заключается в том, что радужные перспективы ослепляют предпринимателей и многие фирмы будут продолжать брать займы, несмотря на высокую стоимость кредитов. Фирмы будут делать это в ожидании повышения цен и объемов продаж, что должно перекрыть их расходы на получение кредитов.

       Описанные выше механизмы фискальной политики действуют избирательно, то есть они  направлены на отдельных людей или  социальные группы, специально для  этого намеченные. Одним из основных недостатков такой фискальной политики, несмотря на то, что она вступает в действие своевременно, является возможное запаздывание мер, принимаемых для коррекции сокращений или инфляционного роста, то есть для оказания на них положительного воздействия. Однако было бы неправильным считать инструменты фискальной политики встроенными стабилизаторами.

       Встроенные  стабилизаторы являются “автоматическими”, поскольку они вступают в действие, когда это необходимо, без специальных  действий со стороны Президента. Они называются  стабилизаторами, поскольку помогают увеличить расходы во время спада и сократить их в периоды инфляции. Стабилизаторы стимулируют рост государственных расходов, снижают налоги или воздействуют в периоды спада на оба фактора. Во время подъема, когда личные доходы и цены растут, встроенные стабилизаторы действуют в противоположном направлении, сокращая государственные расходы и увеличивая налоги.

       Одним из встроенных стабилизаторов является налог на личные доходы. В периоды сокращения и спада личные доходы уменьшаются и, следовательно, облагаются налогом по более низкой ставке. Таким образом, в течение спада население сталкивается со снижением налогов. В периоды бума инфляция гонит заработную плату и жалованье вверх. По мере этого люди перемещаются во все более высокие налоговые корзины. Повторим еще раз, что налоговая политика, повышая ставки, автоматически способствует достижению целей финансирования бюджета в периоды инфляционного роста.

       Еще одним инструментом, действующим как встроенный стабилизатор, является сокращение или увеличение государственных расходов для того, чтобы справиться с явлениями спада в экономике или инфляцией. К таким расходам относятся пособия по безработице и выплаты по социальному обеспечению, осуществляемые в национальном масштабе. Во время высокой инфляции государственные расходы автоматически возрастают, поскольку  увеличивается число тех, кто на законных основаниях может претендовать на получение пособия по безработице или социальному обеспечению.

       И наоборот, когда ситуация в хозяйстве  улучшается, уровень безработицы  снижается и государственные  расходы на эти программы автоматически  падают.

       В периоды процветания и высокой  занятости налоги автоматически  возрастают, наполняя фонды страхования  по безработице. Это помогает снизить расходы, когда свирепствует инфляция, и дает возможность воспользоваться этими деньгами, когда появляется угроза спада в экономике. 
 
 
 

       3.2 Особенности антиинфляционной  политики в России 
 

       Многочисленные  концепции инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей условности разделить на однофакторные и многофакторные. В первом случае акцент делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим: денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения мировых денег, валютного курса и т.п.

       Однофакторные теории инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых  ставок. У нас в больших масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и политических обсуждений.

       Из  других факторов инфляции, хорошо изученных  за рубежом, в России активно осуществляется «импорт» инфляции путем приближения внутренних цен к мировым, обесценения рубля по отношению к мировым валютам, увеличения предложения иностранной валюты.

       Многофакторные  концепции инфляции менее разработаны  из-за своей сложности. Среди них  приоритет следует отдать цельной  теории инфляции, созданной Дж. Кейсом. Практическое использование теории инфляции затруднено из-за сложности измерения инфляции, установления ее эластичности от тех или иных факторов, определения влияния умеренной инфляции на экономическое развитие и отделения последней от подлинной инфляции.

       Инфляционный  рост цен происходит по воле субъектов  рынка. При неограниченной законодательством  и ценовыми соглашениями либерализации  цен каждый экономический агент  свободен в увеличении цены предложения  выше цены спроса. Поскольку на краткосрочном отрезке времени спрос обычно малоэластичен к цене, лидер повышения цен успевает перераспределить в свою пользу доход потребителей до того, как спрос сократится до уровня равновесия с новой более высокой ценой. Вслед за лидерами повышения цен в гонку инфляции включаются их контрагенты. В результате этого поднятая лидерами инфляции волна роста издержек возвращается к ним, и они уже оказываются не в состоянии в одностороннем порядке снизить цену. Реальный механизм рыночного ценообразования таков, что в процессе снижения цен должны участвовать все экономические агенты. В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

       Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при сравнении с  экономической политикой промышленно  развитых стран. Их антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы диспаритетами относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно большие диспаритеты товарных цен – цены труда, процентной ставки – цен инвестиционных ресурсов – рентабельности реального сектора и т.д.

Информация о работе Инфляция: сущность, формы проявления, последствия