Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:05, реферат

Описание

В последние годы в Республике Беларусь отмечается ежегодное снижение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, что свидетельствует об инвестиционном кризисе. Его основными причинами являются: спад производства и сокращение государственных капиталовложений; высокий уровень инфляции, приводящей к перемещению денежных средств из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую; чрезмерное налогообложение прибыли и рост числа убыточных предприятий; снижающийся уровень рентабельности производства в реальном секторе; инвестиционная пассивность населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

1тема.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     ВВЕДЕНИЕ

     Среди всех вопросов, рассматриваемых теорией  мировой экономики, проблема прямых зарубежных инвестиций сегодня является, пожалуй, самой животрепещущей. Канада, Япония и западноевропейские страны, опасаясь подрыва контроля над национальными  экономическими ресурсами, пытаются ограничить иностранные инвестиции на своей территории. Позиция развивающихся стран, в частности в Республике Беларусь, двойственна: они обеспокоены и тем, что иностранцы будут вкладывать средства в их экономику, и тем, что инвестиции сократятся; с одной стороны, существуют опасения эксплуатации, а с другой — опасения, что ограничится доступ к иностранному капиталу и технологии. Правительства запрещают и ограничивают прямое инвестирование в некоторых отраслях, где присутствие зарубежных фирм рассматривается либо как непозволительно расточительное, либо как формирующее избыточное иностранное влияние — это добыча природных ископаемых, банковское дело и выпуск газет, изготовление прохладительных напитков и многое другое. В качестве условия иностранного инвестирования правительства часто выдвигают такие требования, как участие местных вкладчиков в капитале, подготовка местных кадров, использование местных полуфабрикатов и узлов, осуществление НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта. С другой стороны, некоторые правительства активно «заигрывают» с многонациональными фирмами, влияние и число которых постепенно возрастает.

     Решение сложнейших проблем по обеспечению  расширенного воспроизводства в  стране неразрывно связано с привлечением инвестиций, играющих важнейшую роль как на макро-, так и на микроуровне.

     Понятие "инвестиции" достаточно широкое, оно включает такие разновидности  инвестиций, как реальные, финансовые и интеллектуальные. Уточнение вида инвестиций имеет важное значение для практической организации финансирования инвестиционной деятельности и определения его источников.

     Формирование  оптимальной и эффективной структуры  источников финансирования инвестиций в Республике Беларусь зависит от инвестиционной активности всех субъектов инвестиционной деятельности и инвестиционного климата в стране в целом. Этими же факторами определяются стабилизация экономики и экономический рост. В последние годы в Республике Беларусь отмечается ежегодное снижение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, что свидетельствует об инвестиционном кризисе. Его основными причинами являются: спад производства и сокращение государственных капиталовложений; высокий уровень инфляции, приводящей к перемещению денежных средств из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую; чрезмерное налогообложение прибыли и рост числа убыточных предприятий; снижающийся уровень рентабельности производства в реальном секторе; инвестиционная пассивность населения.

 

     ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ

        Иностранный капитал сегодня  особенно необходим в тех сферах  экономики, активизация которых  поможет вывести ее из сложившегося  кризисного состояния, снять нарастающую  социальную напряженность в обществе. Это прежде всего производство продуктов питания, товаров широкого потребления и услуг, лекарств и другой жизненно важной продукции. И дело здесь не только в том,  чтобы обеспечить население необходимыми товарами и услугами, но и в том, чтобы осуществить их импортозамещение, высвободив валютные ресурсы, расходуемые в настоящее время на импорт товаров народного потреблення или сырья для их производства.                       

         В реконструкции и модернизации  с участием иностранного капитала  нуждается практически все агропромышленное хозяйство на территории бывшего СССР - от первичных производственных процессов в сельском хозяйстве до выпуска конечного продукта и доведения  его до потребителя. Здесь крайне необходимо поднять продуктивность и снизить потери, обеспечить более глубокую и комплексную  переработку первичного сырья с целью значительного увеличения выхода конечной продукции и повышения ее потребительских качеств. Из-за технологической  отсталости в агропромышленной сфере экономики ежегодно не доходят до потребителя миллионы тонн мяса, не используется около половины молочного белка, пропадает до 30 - 40 % овощей и фруктов. В огромных количествах теряется или нерационально используется и выращенная зерновая продукция.

         Снижение потерь сельскохозяйственного  сырья и углубление его переработки относятся к тем областям, где при участии иностранного капитала можно в короткие сроки получить значительный экономический эффект, в частности, путем создания сравнительно небольших предприятий, не требующих крупных вложений и обеспечивающих быструю окупаемость первоначальных затрат при невысокой степени риска для иностранных инвесторов. Желательно участие иностранного капитала и в переводе агропромышленного производства на современную технологическую базу, в том числе с использованием мощного научно-технического и производственного потенциала конверсируемых оборонных отраслей.

         В крупномасштабном иностранном  инвестировании крайне нуждаются  сейчас топливно-энергетические  отрасли, несущие многие годы  огромную нагрузку не только  по энергоснабжению производства и социальной сферы, но и по обеспечению экспорта.

     Привлечение инвестиций из-за рубежа в рассматриваемой  области было бы весьма полезно при  решении ряда узловых задач. Среди  них:

         - активизация использования имеющегося  производственного потенциала по добыче и переработке энергоресурсов, особенно в тех его звеньях, где можно в короткие сроки получить хорошую отдачу от вложенных средств - например,  при инвестировании комплекса мер по вводу в эксплуатацию большого массива сегодня бездействующих нефтяных скважин с покрытием расходов за счет выручки от продажи дополнительно извлекаемой нефти;

      - резкое снижение удельных расходов  топлива и энергии в народном  хозяйстве на основе перехода  к энергосберегающим технологиям;

      - комплексная модернизация действующих и создание новых производственных фондов и процессов на базе современной техники и прогрессивных технологий,  обеспечивающих привлекательно для зарубежных инвесторов, поскольку в ней, как правило, в относительно короткие сроки окупаются первоначальные затраты и одновременно  создается благоприятная материальная основа для последующей деловой активности иностранного капитала.

         Акцент на коротких сроках  окупаемости первоначальных затрат  при рассмотрении приоритетов  иностранного инвестирования продиктован известными причинами. Сегодня, как никогда, необходима быстрая отдача от вложенных средств с тем, чтобы максимально способствовать скорейшему выходу экономики из кризисного состояния.

     Однако  такая ориентация ни в коей мере не направлена против долгосрочных инвестиционных программ и проектов с высоким потенциальным эффектом в перспективе. Например, были бы весьма полезны разработка и реализация в рамках инвестиционного сотрудничества проекта энергетики ХХI века с созданием качественно новых энергетических технологий и видов топлива для мирового и внутреннего рынков. Подобные проекты необходимы и не только для решения крупных научно-технических, экономических и экологических задач, но и для поддержания стабильности инвестиционной деятельности и внешнеэкономических связей на длительную перспективу. Интеграция усилий и инвестицнонных ресурсов  зарубежных и отечественных инвесторов на реализации крупных долгосрочных проектов позволит и тем, и другим сэкономить не только материальные и финансовые ресурсы, но и время.

     Производя инвестиции в Беларуси иностранные  компании и банки могут преследовать следующие цели:

     1) Получение высокой нормы прибыли  при создании производств по  выпуску продукции, которая дефицитна  в Беларуси, или цены на которую  в Беларуси значительно выше мировых.

     2) Использование факторов производства, цена которых в Беларуси ниже  мировой: сравнительно дешевая  (но квалифицированная) рабочая  сила, низкая цена некоторых видов  сырья.

     3) Использование сравнительно богатых  месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов, разработка которых в Беларуси дешевле, чем в других странах, или доступ к которым в других странах затруднен.

     4) Встраивание белорусских предприятий  в технологические цепочки иностранных  ФПГ, что обычно достигается покупкой белорусских поставщиков сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.

     5) Покупка потенциально эффективных  белорусских предприятий (обычно  экспортно-ориентированных) по низкой  цене с целью получения высокой  прибыли после ограниченных инвестиций  в создание системы сбыта, проведение маркетинга и реструктуризации номенклатуры производимой продукции.

     6) Продвижение на белорусский рынок  своей продукции: создание торгово-сбытовой  сети, сборочных производств, сервисных  предприятий, внедрение своих  стандартов на российском рынке. К инвестициям такого типа подталкивают и высокие таможенные сборы.

     7) Использование морально устаревшего  или экологически вредного оборудования,  которое невозможно эффективно  использовать в развитых странах.  Выпуск устаревшей продукции, технология производства которой хорошо отработана.

     8) Инвестирование средств белорусского  происхождения под видом иностранных,  чтобы иметь больше возможностей  для защиты капитала от действий  властей.

     Одна  из самых распространенных форм инвестирования в белорусскую экономику - создание производственных совместных предприятий (СП). Прямое инвестирование в белорусские предприятия, как правило, наиболее эффективно в рамках программы по их коренной реконструкции. Выполнение такой программы требует очень больших затрат. Инвестирование для реализации частных проектов или для решения отдельных проблем может привести к тому, что средства пойдут на “латание дыр”. Поэтому при реализации таких проектов есть смысл инвестировать не в само предприятие, а в специально созданную около него структуру.

     Большинство белорусских промышленных предприятий  имеют неустойчивое финансовое положение  и устаревшую структуру. Иностранные  инвесторы не привыкли работать с  такими предприятиями, например, неустойчивость финансового положения не позволяет применять многие финансовые инструменты, с которыми работают иностранные фирмы. Белорусским предприятиям, в свою очередь, часто не выгодно иметь имидж финансово состоятельных, т.к. это позволяет не платить в бюджет и получать государственную поддержку. Инвестирование в белорусское предприятие предполагает установление (в той или иной степени) контроля над ним, т.к. в противном случае велик риск невозврата средств. Однако это может быть неприемлемо для руководства предприятия и часто приводит к конфликтам. Кроме того, владение акциями предприятия (даже контрольным пакетом) в белорусских условиях далеко не всегда означает возможность контроля за действиями его руководства. Этих проблем можно избежать, создав СП.

     Иностранные    инвесторы  вправе  осуществлять  на   территории Республики Беларусь  инвестиционную  деятельность  в  любых формах, определенных инвестиционным кодексом РБ, а именно:

  • создание юридического лица;
  • приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
  • доли в уставном фонде юридического лица;
  • недвижимости;
  • ценных бумаг;
  • прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • концессий;
  • оборудования;
  • других основных средств.

     Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь  юридические  лица  Республики  Беларусь  с  любым  объемом иностранных  инвестиций  и в любых организационно-правовых формах, а также  их  филиалы  и  представительства  в  соответствии  с  актами законодательства  Республики  Беларусь,  в  том числе международными  договорами Республики Беларусь.

     Юридические  лица,  в  уставном  фонде  которых   иностранные инвестиции  составляют  объем,  эквивалентный  не  менее  чем 20 000 долларов  США,  и которые преследуют извлечение прибыли (дохода) в качестве  основной цели своей деятельности, признаются на территории Республики  Беларусь  коммерческими  организациями  с   иностранными  инвестициями. Такие организации могут создаваться в формах обществ с       ограниченной    ответственностью,    обществ    с     дополнительной ответственностью, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ   и  частных  иностранных  унитарных  предприятий.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь