Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:05, реферат

Описание

В последние годы в Республике Беларусь отмечается ежегодное снижение объемов инвестиций в реальный сектор экономики, что свидетельствует об инвестиционном кризисе. Его основными причинами являются: спад производства и сокращение государственных капиталовложений; высокий уровень инфляции, приводящей к перемещению денежных средств из производственной сферы в финансовую и торгово-посредническую; чрезмерное налогообложение прибыли и рост числа убыточных предприятий; снижающийся уровень рентабельности производства в реальном секторе; инвестиционная пассивность населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

1тема.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     Иностранным   инвесторам  на  территории  Республики   Беларусь запрещаются инвестиции в  сферах:

  • обеспечения  обороны  и  безопасности  Республики  Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
  • изготовления  и  реализации  наркотических, сильнодействующих и ядовитых    веществ    по    перечню,  утверждаемому   Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

     Иностранные  инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное  положение  на  рынке  Республики Беларусь, без согласия Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь не допускаются.

     Правовой  режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь,  условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с  их  участием  юридических лиц не могут быть менее благоприятными, чем  соответствующий  режим  для  имущества  и имущественных прав, а также    условия  для  инвестиционной  деятельности  юридических   и физических  лиц  Республики  Беларусь.

                В  случае,  если  акты  законодательства  Республики  Беларусь, принятые  после  создания  коммерческой  организации  с иностранными  инвестициями,    ухудшают  положение   и  условия  деятельности   для  иностранных  инвесторов  и  создаваемых  с  их участием коммерческих организаций  с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные  либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности  или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав),  то  к  иностранным  инвесторам,  коммерческой  организации с  иностранными  инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти   лет  применяется  законодательство,  действовавшее  на   день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

     Эти    требования   не  распространяются  на  изменение   актов законодательства    Республики    Беларусь  в  области   обеспечения обороноспособности,  экологической  безопасности  и  охраны здоровья граждан Республики Беларусь.

     Деятельность  по привлечению инвестиций, в т. ч. иностранных, является приоритетом  государства. Наибольший интерес для  республики представляют прямые инвестиции. Они не обременяют государственный  долг и позволяют мобилизовать и реализовать весь потенциал зарубежного инвестора в Беларуси – финансовый, производственный, интеллектуальный.  

 Согласно  данным, опубликованным Национальным  комитетом статистики Республики  Беларусь, за 2009 г. в реальный сектор  экономики (за исключением банковской сферы) иностранные инвесторы вложили 9,3 млрд. USD, что на 42,6% больше, аналогичный показатель за предыдущий год. Большая часть поступлений (38,4%) приходится на транспорт, далее следуют промышленность (30,3%) и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (15,9%). 

  

 Основными  источниками поступления иностранных  инвестиций являются Россия (65,3%), что обусловлено тесными экономическими  связями с данным государством, Австрия (10%) и страны, являющиеся  оффшорными зонами (около 10%). Подобные цифры свидетельствуют о возможности существенного усиления зависимости экономики Беларуси от Российской Федерации.

В соответствии с прогнозом Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 2009 году в мире предполагалось сокращение объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на 39%. Данный прогноз сбылся. Например, в России по предварительным данным Минэкономразвития РФ объем ПИИ уменьшился на 38,4%. Данная тенденция прослеживается и в других странах. Однако для экономики Республики Беларусь изменение данного показателя диаметрально противоположно. Для объяснения данного явления необходимо изучение структуры поступления зарубежного капитала. 
   Прежде всего, следует обратить внимание на поступление прямых иностранных инвестиций. Чистый приток иностранного капитала в Республику Беларусь сократился по сравнению с аналогичным периодом (январь-сентябрь) 2008 года на 41,3%, что в денежном выражении составляет 1184,3 млн. долларов. Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику составил 1686,1 млн. USD, что на 46,6% меньше уровня января–сентября 2008 г. В форме реинвестированных доходов Республика Беларуси получила 353,4 млн. USD, а в форме кредитов и займов иностранных материнских компаний, предоставленных дочерним предприятиям в Республике Беларусь, – 545,1 млн. USD. Наиболее проблемной оказалась задача привлечения иностранного акционерного капитала. За январь-сентябрь 2009 года он составил 787,6 млн. USD и сократился по сравнению с январем–сентябрем 2008 г. в 2 раза.

  

 Несмотря  на незаинтересованность нашей  страны в портфельных иностранных  инвестициях и слабое развитие  рынка ценных бумаг, наиболее  успешные результаты были достигнуты  именно в этой сфере. Так,  за период январь-сентябрь 2009 года  было сформировано положительное сальдо по операциям с ценными бумагами – 32,4 млн. USD, что в 3,1 раза больше чем в аналогичном периоде предыдущего года. Подобный приток финансовых ресурсов был обусловлен, прежде всего, значительным сокращением активов резидентов РБ, размещенных в бумагах иностранных эмитентов (на 30,9 млн. USD). Обязательства же резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами по ценным бумагам белорусских эмитентов увеличились на 1,5 млн. USD. 
   По операциям с коммерческими и другими кредитами, займами, счетами и депозитами, прочими иностранными активами и обязательствами, наблюдался чистый приток финансовых ресурсов в страну в размере 3464,5 млн. USD (за январь–сентябрь 2008 г. – отток капитала в размере 63,1 млн. USD). Иностранные активы резидентов Республики Беларусь увеличились на 574,6 млн. USD (за январь–сентябрь 2008 г. – наблюдался их рост в размере 1831,7 млн. USD).

Обязательства перед внешним миром по другим инвестициям увеличились на 4 039,1 млн. USD, что в 2,3 раза больше, чем за январь–сентябрь 2008 г. Приток финансовых ресурсов в значительной степени обусловлен чистым привлечением в страну капитала в форме иностранных кредитов и займов, ростом кредиторской задолженности по внешнеторговым операциям, а также увеличением прочих обязательств органов денежно-кредитного регулирования, связанных с распределением специальных прав заимствования (SDR) МВФ.

     В пятерку основных стран-инвесторов входят: Россия(2/3 объема иностранных  инвестиций --2864,6 млн. долларов США) , Швейцария, Австрия, Германия, Латвия.

     В Беларуси действует около 3 тыс. компаний, созданных с участием инвесторов из 77 стран мира. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных инвесторов в республике являются: машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, а также торговля, связь, транспорт и медицина.

     Беларусь  успешно сотрудничает с известнейшими  транснациональными корпорациями. Созданы  совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск легковой и грузовой автомобильной техники), компанией «Карл Цейсс» (производство оптических изделий), а также иностранные предприятия – «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), «Уномедикал» (производство одноразовых медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов), «Фрезениус» (выпуск медицинского оборудования) и др.

     Успешно реализуются проекты с привлечением иностранного капитала на ОАО «Могилевхимволокно», СЗАО «Белорусская пивоваренная компания «Сябар», строительство приграничного таможенного терминала «Козловичи – 2».

     Для иностранного инвестора могут иметь  привлекательность крупные объемы строительства жилья в республике (до 4 млн. м2 в год), реконструкция  объектов республиканского значения – спортивных комплексов «Раубичи» и «Стайки», строительство универсального культурно-спортивного комплекса «Минск-Арена».

     Также в Беларуси реализуются программы  развития наиболее перспективных видов  туризма (сельского, экологического, охотничьего, транзитного), создается туристская инфраструктура в исторических городах с культурным наследием.

     Экономическая безопасность тесно взаимосвязана  с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами  национальной безопасности.

     Важнейшие показатели экономической безопасности определены в Национальной стратегии  устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

     В настоящее время некоторые показатели экономической безопасности в нашей стране превысили критический рубеж. Прежде всего это касается степени износа активной части основных производственных фондов, валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, доли заработной платы в доходах населения и уровня рентабельности экономики. Реализация Национальной стратегии устойчивого развития позволит уже в 2010 г. почти по всем важнейшим экономическим показателям обеспечить национальную безопасность страны и не выходить за пределы пороговых значений.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Несмотря  на некоторые сдвиги в сфере иностранных инвестиций, доля их на душу населения в Республике Беларусь остается одной из самых низких среди стран Центральной и Западной Европы. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей белорусской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом (за исключением СЭЗ).

     Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые белорусские предприятия отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку использование, учитывая налогообложение и таможенные сборы, невыгодно.

     Слабое  развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия  не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий.

     Важными причинами такого положения являются низкий уровень экономического роста, большая налоговая нагрузка на производителей, снижение обменного курса белорусского рубля и сохранение в связи с этим высокого уровня инвестиционного риска, высокий уровень инфляции, правовая неопределенность, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов и  неразвитость экономических рынков.

     Успешное привлечение иностранного капитала в реальный сектор белорусской экономики возможно только после проведения тщательного анализа реалий белорусской экономики. В настоящее время при проведении экономической и инвестиционной политики в республике из успешного опыта других государств целесообразно использование следующих основных элементов:

  • создание максимально благоприятной бизнес-среды для отечественных инвесторов;
  • поощрение развития частного сектора экономики, в том числе малых и средних предприятий;
  • возврат белорусского капитала, ранее вывезенного за пределы страны;
  • максимальное использование возможностей компьютерной сети Интернет для ознакомления всех желающих с потенциальными возможностями и предложениями белорусских субъектов хозяйствования, региональными социально-экономическими условиями и проведения "наступательной" информационно-рекламной кампании в авторитетных зарубежных средствах массовой информации, в том числе экономических изданиях, а также "тиражирование" примеров успешной работы иностранных инвесторов в республике.

     На  мой взгляд, Беларусь всё же имеет и предпосылки для наращивания объёмов иностранных инвестиций, транзитное географическое положение между европейскими государствами и Россией, обладающей ёмким потребительским рынком, а также привлекательное соотношение между производительностью и стоимостью рабочей силы. Для нормального развития рыночной экономики следует добиваться гораздо большего притока иностранных средств.

     Увеличить приток финансовых средств частных  инвесторов для реализации таких  проектов в республике позволит реализация мер по упрощению порядка регистрации и приобретению недвижимости, либерализации внешнеторговых связей, унификации таможенно-тарифных систем Беларуси и России, проведению работ по присоединению Республики Беларусь к ВТО.

Информация о работе Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь