Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:34, курсовая работа
Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема - в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы иностранных инвестиций…………..
1.1. Роль инвестиций в экономике………………………………….
1.2. Источники финансирования инвестиций……………………..
Глава 2. Современное состояние иностранных инвестиций в экономике
Казахстана………………………………………………………
2.1.Привлечение иностранных инвестиций в Казахстан…………
2.2.Эффективное использование иностранных инвестиций в экономике нашей республики………………………………...
Глава 3. Пути совершенствования иностранных инвестиций……..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы:…………………………………..
К настоящему моменту в Казахстане получил развитие способ восстановления производственного процесса путем отдачи предприятий в иностранное владение посредством концессий. Как правило, эти предприятия относятся к металлургическим, горнодобывающим и горно-перерабатывающим отраслям. Но, на данный момент, все больше кажется, что это не очень благотворно сказывается на национальной экономике.
Также можно рассмотреть Совет иностранных инвесторов: общую информацию, состав, деятельность и основные задачи.
Общая информация
Общая информация о Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Совет иностранных инвесторов (СИИ) при Президенте Республики Казахстан был создан Указом Главы государства №3985 от 30 июня 1998 года в целях обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью. Совет является совещательно-консультативным органом. Возглавляет СИИ Президент Республики Казахстан, который осуществляет руководство его деятельностью, в том числе утверждает повестку и председательствует на заседаниях Совета. В состав Совета от Республики Казахстан входят по должности Премьер-Министр, Председатель Национального Банка, Министр иностранных дел, Министр индустрии и торговли, Министр экономики и бюджетного планирования, Министр финансов, Председатель Комитета по инвестициям Министерства индустрии и торговли и Председатель межведомственной комиссии по рассмотрению обращений иностранных инвесторов. В состав Совета от иностранной стороны входит определенное число первых руководителей международных финансовых организаций и иностранных компаний. На заседания Совета могут приглашаться представители компаний и организаций, не входящие в его состав. В рамках СИИ действует пять совместных рабочих групп - по вопросам налогообложения, законодательства, текущей деятельности иностранных инвесторов, повышения инвестиционного имиджа РК, и нефтегазового сектора. Рабочим органом и основным координатором
деятельности Совета является Комитет
по инвестициям Министерства индустрии
и торговли РК. С иностранной стороны
координатором является Ассоциация
"Казахстанский Совет Заседания Совета проводятся один или два раза в год. С момента его создания было проведено 13 пленарных заседаний под председательством Главы государства: 25 сентября 1998 г., 2 июня 1999 г., 3 декабря 1999 г., 8 декабря 2000 г., 13 июня 2001 г., 15 декабря 2001 г., 05 июля 2002 г., 06 декабря 2002 г., 05 июня 2003 г., 06 декабря 2003 г., 4 июня 2004 г., 10 декабря 2004 г. и 17 июня 2005 г. Помимо этого, на регулярной основе проводятся промежуточные заседания Совета и организуются встречи рабочих групп. По итогам пленарных
и промежуточных заседаний Основными задачами Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан являются:
На заседаниях Совета обсуждается широкий спектр вопросов, в том числе:
|
Глава
2. Современное состояние
Казахстана
2.1. Привлечение иностранных
Прямое иностранное
инвестирование является важной движущей
силой процесса глобализации, которая является
характерной чертой современной мировой
экономики. Возрастающий поток прямых
иностранных инвестиций (ПИИ), который
сопровождался ростом иностранных портфельных
вложений в акции, только подчеркивает
неуклонно возрастающую роль, которая
принадлежит транснациональным корпорациям
(ТНК) в экономике как развитых, так и развивающихся
стран. Самой привлекательной формой для
стран-импортеров, в том числе для России
и Казахстана, являются прямые инвестиции,
позволяющие увеличить валовой внутренний
продукт, бюджетные доходы, занятость,
насытить отечественный рынок, привнести
передовой управленческий опыт, использовать
все преимущества конкуренции, улучшить
структуру экспорта принимающей стороны.В 2001 г. объем прямых иностранных
инвестиций (ПИИ) достиг рекордного уровня
1,4 трлн. долларов, в том же году начал снижаться
и сократился до $560 млрд. В Казахстане
приток ПИИ снизился на 9% по сравнению
с 2001 годом, однако наша страна по-прежнему
остается крупнейшим получателем ПИИ
в субрегионе, которые направлялись, прежде
всего, в нефтегазовую промышленность.
Прирост ПИИ в Казахстан начался с 2003 года.
Основной причиной
сокращения инвестиций стал спад в мировой
экономике. Ведущие развитые регионы мира
одновременно переживают стагнацию, а
Япония и ряд стран ЕС находятся в состоянии
рецессии, грозящей принять хронический
характер. Если в США и Великобритании
явно прослеживается циклический характер
замедления экономического роста и высока
вероятность его скорого восстановления,
то большинство стран ЕС и Япония не смогут
выйти на траекторию устойчивого роста
без принятия болезненных структурных
реформ и переосмысления роли государства
в национальной экономике. Эти процессы
отрицательно сказались и на объеме иностранных
инвестиций в мировой экономике.
Как показывает
анализ, на мировом рынке существует достаточно
жесткая конкуренция между основными
странами-реципиентами за инвестиционные
ресурсы. Но до последнего времени Казахстан
и Россия занимали достойное место в этой
конкурентной борьбе, привлекая значительные
объемы иностранных инвестиций, благодаря
созданию благоприятных условий на внутреннем
рынке.
Инвестиции – в Казахстан
В 2001-2003 гг.
всем странам СНГ удалось добиться относительной
стабилизации экономики, чему в ряде стран
способствовала благоприятная внешнеэкономическая
конъюнктура. На фоне сравнительно умеренных
уровней инфляции и безработицы наблюдался
рост основных макроэкономических показателей:
ВВП, инвестиций в основной капитал, оборота
внешней торговли и др.
В течение последних лет темпы роста инвестиций
в основной капитал в большинстве стран
опережали темпы роста ВВП. В Казахстане
наблюдается стабильное превышение темпов
роста инвестиций в основной капитал над
темпами роста ВВП. Так, в 2000 г. темп роста
в ВВП составил 109,8%, а инвестиций - 148,5%,
в 2001 г. соответственно 113,5% и 144,7%, в 2002 г.
- 109,5% и 111%, в 2003 г. 109,2% и 111%. Для сравнения,
в России соотношение темпов роста ВВП
и инвестиций не такое стабильное. Так,
со второй половины 2001 г. в России наблюдалось
снижение темпов роста ВВП по сравнению
с предыдущим годом. Если в 2000-2001 гг. темпы
роста инвестиций превышали темпы роста
ВВП, то в 2002 году произошло обратное. Так,
по статистическим данным, в 2000 г. темп
роста в ВВП составил 110%, а инвестиций
- 117,4%, в 2001 г. соответственно 105% и 110%, в
2002 г. - 104,7% и 102,6%, в 2003 г. - 107,3% и 12,5%. Вплоть
до 2003 г. темпы роста ВВП и инвестиций в
основной капитал в Казахстане были выше,
чем в России. Это явилось результатом
проводимой экономической политики в
Казахстане.
В новейшей экономической
истории Казахстана инвестиционная политика
государства является, пожалуй, одним
из самых динамично развиваемых направлений
государственного регулирования. Последние
годы показатели макроэкономического
развития Казахстана достаточно стабильны:
умеренно дорожающий тенге, низкая инфляция,
тенденция к снижению процентных ставок,
формирование достаточных внутренних
накоплений и др. В совокупности все факторы
сформировали благоприятный макроэкономический
климат для инвестирования в экономику
Казахстана. Можно также отметить значительную
роль государства в обеспечении транспарентности
правового поля для хозяйственной деятельности
всех уровней, политики снижения рисков
капиталовложений и защиты прав инвесторов.
В совокупности все эти факторы сформировали
один из самых благоприятных инвестиционных
климатов в мире. Так, Казахстан включен
в список 20 стран мира, наиболее благоприятных
для иностранного инвестирования.
Принимаемые в
Казахстане меры по созданию благоприятных
условий для инвесторов способствовали
притоку значительного объема иностранных
инвестиций в казахстанскую экономику.
Казахстан стал неоспоримым лидером среди
государств СНГ по объему привлекаемых
прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Так
за период 1993-6 мес. 2004гг. было привлечено
прямых иностранных инвестиции на сумму
28 356,1 млн. долларов США. Среднедушевой
показатель за этот период составил около
2000 долл. ПИИ на душу населения, что также
является наилучшим показателем среди
стран СНГ.
Сравним общий
объем привлекаемых иностранных инвестиций
в Казахстан и Россию. Абсолютные объемы
привлекаемых иностранных инвестиций
в россий-скую экономику больше, чем в
казахстан-скую. Но, учитывая, что объемы
ВВП России почти в 10 раз больше чем ВВП
Казахстана, нельзя не заметить, что Казахстан
привлекает большие объемы инвестиции
относительно своей экономики.
Львиная доля привлекаемых в Казахстан
ино-странных инвестиций - это прямые инвестиции.
В 2001 г. они составили 46% от всего объема
иностранных инвестиций, в 2002 г. - 31,7%. ПИИ
в российскую экономику занимают значительно
меньшую долю в общем объеме иностранных
инвестиций. Так, в 2001 г. они составили
27,9%, а в 2002 г. - 20,2%. Предпочтительность
ПИИ над другими формами инвестиций очевидна.
Помимо прямого экономического эффекта
в виде налоговых поступлений, увеличения
занятости, стимулирования национальных
поставщиков и расширения внутреннего
рынка, ПИИ оказывают в высшей степени
благотворное влияние в сфере трансферта
технологии, распространения передового
опыта в менеджменте, маркетинге, логистике,
развитии кадров.
Насколько
экономики Казахстана и России зависят
от иностранных инвестиций? Доля иностранных
вложений в экономике Казахстана занимает
большую долю в общем объеме инвестиций.
Так, например, объем иностранных инвестиций
в экономику Казахстана в 2000 году составил
28,8%, в 2001г. - 31,2%, в 2002 г. - 30,7%.
Обратная ситуация наблюдается в России:
доля государственных инвестиций превышает
долю иностранных. Так, например, объем
иностранных инвестиций в экономику России
составил в 2000 году 13,7%, в 2001г. - 14,5%, в 2002
г. - 13,7%. Более того, данный показатель
отражает иностранные инвестиции и в совместные
предприятия. Чистые же иностранные инвестиции
гораздо меньше: в 2000 г. они составили всего
1,5% всех инвестиций, в 2001 г. - 2,3%, в 2002 г.
- 3,3%. В целом, статистические данные подтверждают
большую зависимость от иностранных инвестиций
казахстанской экономики, нежели российской.
Хотя нельзя не заметить, что благодаря
быстрому росту внутренних инвестиций,
доля ПИИ в валовых инвестициях Казахстана
снизилась до все еще очень значительных
30%.
Весьма интересными для анализа представляются
данные об отраслевой структуре поступлений
иностранных инвестиций в Казахстан и
Россию. Львиная доля ино-странных инвестиций,
поступающих в Казахстан, идет в горнодобывающий
сектор.
О диверсификации
В целом,
анализ поступления иностранных инвестиций
в Казахстан показывает их низкую отраслевую
диверсификацию. Можно выделить некоторые
негативные аспекты такого положения.
Во-первых, это свидетельствует о преимущественно
сырьевой направленности иностранных
инвестиций, как следствие, способствует
дальнейшей деформации структуры национальной
экономики. Во-вторых, низкая отраслевая
диверсификация ПИИ способствует неравномерному
их распределению по регионам страны,
соответственно усиливается дифференциация
их социально-экономического развития.
Поступления
иностранных инвестиций в экономику России
более диверсифицированы по отраслям.
Так, большая доля иностранных инвестиций
поступает в промышленность и в сферу
торговли и общественного питания. Причем
в 2002 году 44,5% от всего объема поступило
в торговлю и общественное питание. Так,
на российский рынок были допущены такие
транснациональные корпорации, как "Марс",
"Нестле", или "ICN Farmaceuticals", которые
быстро заняли доминирующие позиции. Используя
опыт и мощный финансовый потенциал, мировые
гиганты быстро внедрили в России передовые
технологии в области маркетинга и сбыта,
но, естественно, своей продукции. Однако
это произошло за счет вытеснения отечественных
производителей, хотя с точки зрения качества
и рецептуры российские кондитерские
фабрики, например, не только не уступали,
но даже и превосходили…конкурентов.
Инвестиции большинства транснациональных
корпораций были направлены в основном
в действующие российские предприятия
("Procter and Gamble", "Johnson and Johnson", "Henkel",
"Nestle"), что не усиливало конкуренцию,
а заменяло российские товары на иностранные.
При неблагоприятных условиях уход западного
капитала негативно скажется на рынке
потребительских товаров первой необходимости.
Наименее привлекательной отраслью для
иностранных инвестиций и в Казахстане,
и в России является сельское хозяйство
(менее 0,4% от всего объема).
В то же время
нельзя не заметить, что доля иностранных
инвестиций в финансовый сектор в странах
сильно различается. Так, в Казахстане
доля иностранных инвестиций в финансовую
деятельность в 2001 году составила 12,5% от
общего объема, в 2002 г. - 23%. В России же аналогичный
показатель соответственно равен в 2001
г. - 0,9%, в 2002 г. - 0,8%. Столь большая разница
объясняется большей открытостью финансового
сектора Казахстана по сравнению с Россией.
Например, в Казахстане из 34 банков второго
уровня 15 составляют банки с иностранным
участием.
Проблемы привлечения вкладов
В целом, тенденции
изменения и темпы роста иностранных инвестиций
по отраслям экономики обеих стран не
отличаются высокой стабильностью. Например,
относительно стабильная тенденция роста
иностранных инвестиций (как в абсолютном,
так и относительном выражении) в Казахстане
наблюдается в следующих отраслях: обрабатывающая
промышленность, транспорт и связь, торговля
и др. В то же время доля горнодобывающей
промышленности, которая привлекает львиную
долю инвестиций, в 2002 г. снизилась до 26%
с 39,2% в 2001 г. от общего объема. В России
тенденцию роста имеют сферы торговли
и общественного питания, общая коммерческая
деятельность по обеспечению функ-ционирования
экономики. Во всех остальных же сферах
наблюдается снижение доли. Например,
в России в 2001 году транспортная сфера
привлекла 5,3% от общего объема иностранных
инвестиций, в 2002 г. - всего лишь 0,9%. Относительная
нестабильность может быть объяснена
следующими причинами: собственно нестабильность
тенденции роста иностранных инвестиций
в мировой экономике, а также проблемами
внутреннего экономического развития
Казахстана…и...России.
Основными
странами-инвесторами в обеих странах
являются США, Великобритания, Канада,
Швейцария, Германия, Кипр, Франция, Нидерланды
и др. По объемам инвестирования в казахстанскую
экономику лидирующее положение сохраняют
США (29,7%), Великобритания (13,5%), Италия (7,1%),
Нидерланды (6,9%). Основными странами-инвесторами
России являются Германия, США, Кипр, Великобритания,
Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих
стран приходится 74% от общего объема накопленных
иностранных инвестиций в российскую
экономику.
Одной из основных
проблем привлечения иностранных инвестиций
в Казахстан и Россию является недостаток
инвестиций в реальный сектор, 60% основных
фондов которого физически и морально
устарели.
Существует ли обмен инвестициями между Россией и Казахстаном?
Общий объем инвестиций Казахстана
в экономику стран СНГ в 2002 году составил
239,7 млн. долл. Из них 82,5% было инвестировано
в экономику России. По сравнению с предыдущим
2001 годом в стоимост-ном выражении инвестиции
выросли с 318,5 млн.долл. до 466,9 млн.долл.,
или почти на 149%. Причем общая тенденция
вывоза капитала из Казахстана в страны
СНГ такова, что приоритетными являются
основные торговые партнеры по ЕврАзЭС.
Общий
объем российских инвестиций в экономику
стран СНГ в 2002 году составил 565,9 млн. долл.,
что на 38% больше предыдущего года. В основном
российские инвестиции идут в Украину
(52,7%) и Беларусь (41%). Причем объем инвестирования
в эти страны значительно вырос по сравнению
с предыдущим периодом. Объем российских
инвестиций в экономику Казахстана в 2001
году составил 19,2 млн.долл. или 6,2% от общего
объема. В 2002 г. объем инвестиций был сокращен
почти в три раза и составил всего лишь
6,1 млн.долл. или 2,6% от общего объема.
Несмотря на то, что по объему привлекаемых
российских инвестиций Казахстан устойчиво
удерживает третье место, столь незначительная
доля в общем объеме свидетельствует о
том, что Казахстан недостаточно привлекателен
для россиян в качестве объекта инвестирования.
Учитывая
стремления обеих стран по усилению интеграции
наших экономик, столь незначительные
объемы взаимных инвестиций, особенно
российских инвестиций в экономику Казахстана,
можно рассматривать как отрицательное…явление.
Анализ
привлечения инвестиций показывает, что
в Казахстане и России сохраняется высокая
концентрация привлеченного иностранного
капитала по ряду регионов, причем не наблюдается
изменения ситуации в лучшую сторону.
Неравномерное размещение иностранных
инвестиций по экономическим регионам
традиционно является характерной чертой
поступления иностранного капитала в
наши страны. Например, в России распределение
иностранных инвестиций по субъектам
Федерации по-прежнему характеризуется
сохранением позиций Центрального Федерального
Округа, и прежде всего Москвы. Также наибольшие
объемы иностранных инвестиций привлекаются
в сырьевые регионы (Омская обл., Сахалинская
обл., Тюменская обл. и др.), крупные промышленные
центры (Самарская обл., Свердловская обл.,
Татарстан, Челябинская обл. и др.), регионы
с развитой инфраструктурой и высоким
потребительским потенциалом помимо Москвы
(Санкт-Петербург, Московская обл. и др.).
В Казахстане также привлекательными
являются г.Алматы и Астана, а также сырьевые
регионы Западного и Восточного Казахстана.
В целом следует отметить, что объем иностранных
инвестиций во многих регионах Казахстана
и России не соответствует их инвестиционному
потенциалу, и при грамотно построенной
инвестиционной политике в ряде регионов
можно ожидать поступления иностранного
капитала, на порядок превышающего существующий
приток иностранных средств.
Проблема
заключается в отсутствии в ряде регионов
организационно-экономических механизмов
мобилизации собственных и привлечения
внешних источников инвестиционных средств
выдвигает на первый план задачу повышения
инвестиционной привлекательности субъектов
предпринимательской деятельности на
региональном уровне и создания благоприятного
инвестиционного климата в каждом регионе.
Основная
задача инвестиционной политики Казахстана
и России заключается в создании условий
для эффективных вложений в наши экономики
на принципах доброжелательности во взаимоотношениях
с иностранными инвесторами, сбалансированности
публичных и частных интересов, информационной
открытости для всех инвесторов, ясности
и простоты инвестиционного процесса,
равноправия инвесторов, объективности
и здравого экономического смысла в принимаемых
решениях, неизменности принимаемых решений
и своевременного и четкого выполнения
своих обязательств, поддержки и стимулирования
инвесторов.
2.2. Эффективное использование иностранных инвестиций в экономике нашей республики
Анализируя опыт стран
в области привлечения и
Сегодня большинство стран СНГ накопили определенный опыт в сфере работы с международным капиталом в инвестиционных целях. Рассмотрение и анализ этого опыта позволяет учесть его плюсы и минусы при выработке направлений совершенствования законодательства, тем самым способствовать повышению эффективности использования иностранного капитала и инвестиций.
Между инвестициями
и экономической ситуацией в
любой стране существует
В стратегии Президента 2030 необходимость привлечения инвестиций описывается следующим образом:
6«Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций.
В центре нашего первостепенного
внимания по-прежнему остается соответствующая
защита иностранных инвестиций,
и возможности репатриации
Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установление более либерального режима для иностранных инвесторов. Это позволит нам привлечь необходимый приток финансов и знаний, развить наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами.
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций».
Несмотря на определенные результаты по стабилизации некоторых макропоказателей, состояние экономики остается в стране критическим, продолжается спад ВВП и индекса промышленного производства в целом. Спад производства сопровождался и спадом инвестиций.
Анализ динамики инвестиций
показывает неравномерность спада
инвестиций в различных отраслях.
С позиции инвестиционных перспектив,
по мнению журнала «Транзитная экономика»