Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективное использование в экономике Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание

Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема - в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы иностранных инвестиций…………..
1.1. Роль инвестиций в экономике………………………………….
1.2. Источники финансирования инвестиций……………………..
Глава 2. Современное состояние иностранных инвестиций в экономике
Казахстана………………………………………………………
2.1.Привлечение иностранных инвестиций в Казахстан…………
2.2.Эффективное использование иностранных инвестиций в экономике нашей республики………………………………...
Глава 3. Пути совершенствования иностранных инвестиций……..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы:…………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Иностранные инвестиции - проблемы их привлечения и эффективное использование в экономике РК. 32.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)
  • К I группе относятся жизненно важные отрасли, которые являются приоритетными и не могут находится в частной собственности - электроэнергетика, тяжелое и транспортное машиностроение, транспорт.
  • Ко II группе относятся нефтегазовый комплекс, отрасли металлургической и химической промышленности.
  • К III группе относятся отрасли, которые в настоящее время являются убыточными из-за использования ими отсталых ныне технологий. Данные отрасли включают в себя первичную переработку, большую часть гражданского машиностроения, легкую и пищевую промышленность, производство тары.

Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.

Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных факторов:

  1. Радикальный переход новой системе, сопровождающийся высокой инфляцией, повлек за собой ряд обстоятельств, затруднивших проведение инвестиционной деятельности.
  2. Не проводилась своевременная оценка основных фондов.
  3. Резко понизилась роль амортизационного фонда, как источника накопления. Если в 1985 г. соотношение амортизационного фонда и капиталовложений составляло 36%, а в 1990 г. 41.2%, то уже в 1991 г. оно составляло 5.5%. Другими словами, не обеспечивалось даже простое воспроизводство основных фондов и предприятия выходили из ситуации только с помощью роста цен на свою продукцию.
  4. Действовавшая и вновь принятая налоговая система не стимулировала реализацию функции накопления прибылью (доходом). Прибыль (доход) в условиях высокого налогообложения выполняла только функцию текущего потребления.

К субъективным причинам инвестиционного кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.

Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).

При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:

  1. Разрушение производственного аппарата. Износ его составил по промышленности сегодня 60%. Причем структурный инвестиционный спад способствовал тому, что наибольший износ основных фондов сегодня составляет в отраслях конечной и промежуточной продукции. Коэффициент выбытия оборудования в этих отраслях в течение последних лет был практически равен нулю.
  2. Объем средств, направляемых на техническое перевооружение, катастрофически падает. Если в 1992 г. он равнялся 40% от объема инвестиций, то сейчас 5%. В республике все последние годы инвестиции, как производственные, так и не производственные, непрерывно сокращались.

3. Структура экономики  республики в результате сырьевой  переориентации приобретает все  утяжеленную и энергоемкую форму. 

 

Вместе с тем, изменение  структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:

  1. Усилилась тенденция повышения капиталовложений в сферу услуг. До недавнего времени удельный вес капиталовложений в сферу услуг в стране составлял не более 10% (в то время, как в США он доходил до 72%). В результате этих капиталовложений произошло заметное развитие торговой и банковской сферы услуг;
  2. Новые ценовые пропорции, отвечающие спросу и предложению, привели к стимулированию движения свободного капитала по ценовым сигналам;
  3. Переход к рыночным формам хозяйствования повысил долю самофинансирования капиталовложений. В 1994г. собственные средства предприятий в общей сумме капиталовложений составляли уже 62%, а в 1995 г. еще более - 90%. Удельный вес всех централизованных средств (из госбюджета, местного бюджета, централизованных фондов) составляет около 15%.

4.Сформировалась новая  рыночная инвестиционная инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.

Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики.

Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».

Однако, в отличие от России, которая практически также  пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.

Система законодательного регулирования привлечения иностранного капитала и инвестиций состоит из совокупности взаимодополняющих друг друга законов, включая основной закон страны - Конституцию, гражданское законодательство, законы, указы президента Республики Казахстан и другие нормативные акты, регулирующие законы предпринимательской и хозяйственной деятельности, нормативные акты о земле, о приватизации, о недрах и недропользовании, о нефти, о банках и банковской деятельности, о страховании, о ценных бумагах, таможенное и налоговое законодательство и др. нормативные акты.

Основным законом, регулирующим отношения государства и иностранных инвесторов, является Закон «Об иностранных инвестициях».                                                                  Закон преследует цели представления максимально приемлемых условий для деятельности иностранных инвесторов, расширения понятия иностранных инвестиций, предоставления более широкого круга гарантий и возможностей для деятельности в республике.

30 июня 1998 г. вышел указ  Президента Республики Казахстан  об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК.(О нем говорилось выше)

 

 

 

 

 

Пути  совершенствования использования иностранных инвестиций

 

В настоящее время  Республика Казахстан добилась значительных результатов в сфере привлечения  иностранных инвестиций в экономику  страны. Улучшение инвестиционного климата в стране является одним из приоритетов деятельности Правительства. В результате постоянной работы в этом направлении, Казахстан по оценкам международных экспертов признан лидером в проведении инвестиционных реформ среди стран СНГ.

Свидетельством улучшения  инвестиционного климата в стране стало присвоение Казахстану инвестиционного рейтинга международными рейтинговыми агентствами Standard & Poor’s и Moody’s Investors Service.

В своей инвестиционной политике Казахстан придерживается принципов стабильности и определенности в отношениях с инвесторами, прозрачности законодательных норм, защиты интересов инвесторов, равных условий для местных и иностранных инвесторов, стабильности ранее заключенных контрактов.

Благодаря политике открытости и либерализации внешнеэкономических связей, созданию благоприятного инвестиционного климата Казахстан с 1993 года привлек почти треть от вложений иностранного капитала во все страны СНГ и около 80 % - в государства Центральной Азии.

За годы суверенитета привлечены  значительные объемы финансовых ресурсов и сформированы благоприятные условия для успешной работы  инвесторов в  приоритетных  отраслях экономики. За период с 1993 по 2004 годы в экономику государства были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 34,3 млрд. долл. США. При этом только за последние   3 года объем привлеченных инвестиционных ресурсов составил 17,1 млрд. долл. США, что отражает нарастающую динамику роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.

В 2004 году валовый приток иностранных прямых инвестиций в Республике Казахстан достиг исторического максимума, превысив 8,4 млрд. долларов США. Большая часть привлеченных иностранных прямых инвестиций (более 6,5 млрд. долларов США или 77,6 % от суммы валового поступления) направлялась на финансирование проектов по разработке месторождений Кашаган, Тенгиз и Карачаганак.

Необходимо отметить, что в условиях усилившейся конкуренции  на мировом рынке, требуется своевременный  пересмотр приоритетов и направлений  экономической политики государства.

В начале 90-х годов  главной задачей для Казахстана была стабилизация экономики через  целенаправленное привлечение инвестиций в нефтегазовый и горнодобывающий  секторы экономики, однако сегодня  приоритеты экономической политики изменились.

Построение устойчивой и сбалансированной модели развития Казахстана требует решения вопросов диверсификации экономики страны.

В настоящее время  актуальным становится развитие несырьевого  сектора экономики. В этой связи в республике проводится политика по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики.

Роль государства в  большей степени сведена к  созданию законодательных условий  для стимулирования притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики. Разработана и принята соответствующая законодательная база, предусматривающая ряд льгот крупным инвесторам.

Значительные результаты принесла политика по привлечению инвестиций в фиксированные активы обрабатывающей промышленности посредством предоставления инвестиционных налоговых преференций. Объем инвестиций по заключенным в 2004 году 87 контрактам составил 833,5 млн. долларов США, что в 2,9 раза превышает показатель 2003 года.

Осуществляются качественные изменения в правовом поле инвестиционной деятельности. Деятельность иностранных  и отечественных инвесторов в  Казахстане регулируется единым законом – Законом «Об инвестициях». Тем самым правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов  унифицирован и  выступает в виде единых требований законодательства.

        Государством принимаются активные меры поддержки прямых инвестиций, включающие предоставление инвесторам ряда инвестиционных преференций, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. К таким  преференциям относятся налоговые и таможенные преференции, а также предоставление натурных грантов.

Конкретные условия  налоговых преференций регулируются  Налоговым Кодексом Республики Казахстан.

Реализуется программа  активной информационной работы по презентации  инвестиционных возможностей Республики Казахстан, в рамках которой казахстанской стороной вырабатываются предложения по продвижению новых инвестиций в Казахстане иностранными корпорациями. Осуществляются мероприятия по установлению отношений с зарубежными потенциальными инвесторами, формированию законотворческого процесса с улучшенным восприятием комментариев иностранных инвесторов. В ключевых международных центрах регулярно проводятся международные конференции, презентации, семинары и круглые столы. Заметно активизировалась работа внешнеполитического ведомства, дипломатического корпуса страны по созданию высокого имиджа страны и привлечению иностранных инвесторов.

В связи с этим, первостепенное значение в проводимой инвестиционной политике придается дальнейшему  улучшению инвестиционного климата  страны и предоставлению иностранным и отечественным инвесторам возможности беспрепятственно вкладывать инвестиции в экономику страны с минимальными  политическими и финансовыми рисками.

  В целях дальнейшего  улучшения инвестиционного климата  усиливаются региональные аспекты инвестиционной политики. Инвестиционная политика в регионах осуществляется в привязке со среднесрочными программами и дифференцируется в зависимости от экономико-географической специфики региона.

Главным приоритетом сбалансированного развития отраслей промышленности является развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных и экспортоориентированных производств в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Для государственной поддержки этих процессов сформирована система институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные сектора экономики.

В целях активизации  инвестиций в несырьевые отрасли  экономики в 2001 году создан АО «Банк Развития Казахстана». Он создан для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств.

Помимо Банка Развития Казахстана в реализации государственной инвестиционной политики принимают активное участие такие созданные институты развития как, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

В дальнейшем будет продолжена политика стимулирования притока отечественных и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики, рационализации и повышения эффективности использования государственных инвестиций и мобилизация внутренних сбережений.

Информация о работе Иностранные инвестиции: проблемы их привлечения и эффективное использование в экономике Республики Казахстан