Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:34, курсовая работа
Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные чиновники), хотя Казахстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны Латинской Америки, Восточной Европы, Китая, стран Юго-Восточной Азии. Проблема - в эффективном использовании и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем и перейти к самофинансированию инвестиций.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы иностранных инвестиций…………..
1.1. Роль инвестиций в экономике………………………………….
1.2. Источники финансирования инвестиций……………………..
Глава 2. Современное состояние иностранных инвестиций в экономике
Казахстана………………………………………………………
2.1.Привлечение иностранных инвестиций в Казахстан…………
2.2.Эффективное использование иностранных инвестиций в экономике нашей республики………………………………...
Глава 3. Пути совершенствования иностранных инвестиций……..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы:…………………………………..
Общий спад инвестиций, спад инвестиций в отраслях конечной продукции, сокращение строительно-монтажных работ, снижение доли накопления в национальном доходе характеризуют ситуацию сегодня как инвестиционный кризис.
Причины инвестиционного кризиса кроются в ряде объективных и субъективных факторов:
К субъективным причинам инвестиционного кризиса следует отнести отсутствие государственной инвестиционной политики. К сожалению, в правительстве преобладал упрощенный и поверхностный подход: вначале стабилизация, затем иногда инвестиции.
Такой подход вовсе не должен был означать смягчение последствия мер по сохранению минимальной инвестиционной активности. Так, инвестиционные программы, принятые в России, в значительной мере способствовали тому, что она по-прежнему по объемам инвестиций входит в первую пятерку стран в мире (хотя и сместилась со второго на пятое место).
При анализе последствий инвестиционного кризиса можно выделить наряду с явно отрицательными определенно положительные тенденции. К отрицательным последствиям можно отнести:
3. Структура экономики
республики в результате
Вместе с тем, изменение структуры инвестиций имело определенные положительные последствия:
4.Сформировалась новая рыночная инвестиционная инфраструктура в виде различных инвестиционных фондов, страховых, пенсионных и пр. фондов.
Меры, которые необходимо принять сегодня, должны быть ввиду их комплексности оформлены в виде государственной инвестиционной политики.
Государственная инвестиционная политика должна быть основана, в первую очередь, на выборе определенной стратегии. Мировая практика сегодня может назвать множество стратегий, основанных на практике той или иной страны (японский, германский, латиноамериканский, юго-восточный и др. опыты). Очевидно, что экономика сегодня хаотически следует по пути сырьевого развития страны, известного как путь «развития экспортного потенциала страны».
Однако, в отличие от России, которая практически также пока следует по аналогичному пути, в Казахстане предприятия сырьевой отрасли отданы в управление и в собственность иностранных фирм. По мнению многих ученых такая стратегия не имеет никакого полезного эффекта для страны, поскольку прибыли перекачиваются в головные фирмы. В качестве отрицательных последствий этих шагов проводится гипертрофированное развитие экономики, превращение страны в сырьевую колонию, подрыв национальной безопасности страны, импортная зависимость и т.д.
Система законодательного
регулирования привлечения
Основным законом, регулирующим отношения государства
и иностранных инвесторов, является Закон
«Об иностранных инвестициях».
30 июня 1998 г. вышел указ
Президента Республики
Пути совершенствования использования иностранных инвестиций
В настоящее время
Республика Казахстан добилась значительных
результатов в сфере
Свидетельством улучшения
инвестиционного климата в
В своей инвестиционной политике Казахстан придерживается принципов стабильности и определенности в отношениях с инвесторами, прозрачности законодательных норм, защиты интересов инвесторов, равных условий для местных и иностранных инвесторов, стабильности ранее заключенных контрактов.
Благодаря политике открытости и либерализации внешнеэкономических связей, созданию благоприятного инвестиционного климата Казахстан с 1993 года привлек почти треть от вложений иностранного капитала во все страны СНГ и около 80 % - в государства Центральной Азии.
За годы суверенитета привлечены значительные объемы финансовых ресурсов и сформированы благоприятные условия для успешной работы инвесторов в приоритетных отраслях экономики. За период с 1993 по 2004 годы в экономику государства были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 34,3 млрд. долл. США. При этом только за последние 3 года объем привлеченных инвестиционных ресурсов составил 17,1 млрд. долл. США, что отражает нарастающую динамику роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.
В 2004 году валовый приток иностранных прямых инвестиций в Республике Казахстан достиг исторического максимума, превысив 8,4 млрд. долларов США. Большая часть привлеченных иностранных прямых инвестиций (более 6,5 млрд. долларов США или 77,6 % от суммы валового поступления) направлялась на финансирование проектов по разработке месторождений Кашаган, Тенгиз и Карачаганак.
Необходимо отметить,
что в условиях усилившейся конкуренции
на мировом рынке, требуется своевременный
пересмотр приоритетов и
В начале 90-х годов главной задачей для Казахстана была стабилизация экономики через целенаправленное привлечение инвестиций в нефтегазовый и горнодобывающий секторы экономики, однако сегодня приоритеты экономической политики изменились.
Построение устойчивой и сбалансированной модели развития Казахстана требует решения вопросов диверсификации экономики страны.
В настоящее время актуальным становится развитие несырьевого сектора экономики. В этой связи в республике проводится политика по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики.
Роль государства в большей степени сведена к созданию законодательных условий для стимулирования притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики. Разработана и принята соответствующая законодательная база, предусматривающая ряд льгот крупным инвесторам.
Значительные результаты принесла политика по привлечению инвестиций в фиксированные активы обрабатывающей промышленности посредством предоставления инвестиционных налоговых преференций. Объем инвестиций по заключенным в 2004 году 87 контрактам составил 833,5 млн. долларов США, что в 2,9 раза превышает показатель 2003 года.
Осуществляются качественные изменения в правовом поле инвестиционной деятельности. Деятельность иностранных и отечественных инвесторов в Казахстане регулируется единым законом – Законом «Об инвестициях». Тем самым правовой режим для иностранных и отечественных инвесторов унифицирован и выступает в виде единых требований законодательства.
Государством принимаются активные меры поддержки прямых инвестиций, включающие предоставление инвесторам ряда инвестиционных преференций, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. К таким преференциям относятся налоговые и таможенные преференции, а также предоставление натурных грантов.
Конкретные условия
налоговых преференций
Реализуется программа активной информационной работы по презентации инвестиционных возможностей Республики Казахстан, в рамках которой казахстанской стороной вырабатываются предложения по продвижению новых инвестиций в Казахстане иностранными корпорациями. Осуществляются мероприятия по установлению отношений с зарубежными потенциальными инвесторами, формированию законотворческого процесса с улучшенным восприятием комментариев иностранных инвесторов. В ключевых международных центрах регулярно проводятся международные конференции, презентации, семинары и круглые столы. Заметно активизировалась работа внешнеполитического ведомства, дипломатического корпуса страны по созданию высокого имиджа страны и привлечению иностранных инвесторов.
В связи с этим, первостепенное
значение в проводимой инвестиционной
политике придается дальнейшему
улучшению инвестиционного
В целях дальнейшего
улучшения инвестиционного
Главным приоритетом сбалансированного развития отраслей промышленности является развитие высокотехнологичных, конкурентоспособных и экспортоориентированных производств в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Для государственной поддержки этих процессов сформирована система институтов и механизмов концентрации и перераспределения инвестиционных ресурсов в приоритетные и конкурентоспособные сектора экономики.
В целях активизации инвестиций в несырьевые отрасли экономики в 2001 году создан АО «Банк Развития Казахстана». Он создан для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств.
Помимо Банка Развития Казахстана в реализации государственной инвестиционной политики принимают активное участие такие созданные институты развития как, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
В дальнейшем будет продолжена политика стимулирования притока отечественных и прямых иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики, рационализации и повышения эффективности использования государственных инвестиций и мобилизация внутренних сбережений.