Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:47, доклад
Система безналичных расчетов в России не перестает совершенствоваться. Механизмом функционирования системы электронных расчетов являются пластиковые карточки, которые включают операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронной системы расчетов населения в торговых организациях. Но самым распространенным станет осуществление услуг через Интернет.
Интернет-банкинг — это предоставление банковских услуг через Интернет с возможностью круглосуточного доступа в любой день недели из любого места, где есть доступ к Интернету.
По-прежнему преобладает
тенденция активного
Дальнейшее развитие интернет-банкинга в России будет обусловлено несколькими глобальными факторами. Во-первых, наличием общедоступного широкополосного доступа к сети Интернет в регионах. Во-вторых, ростом уровня финансовой грамотности населения. В-третьих, развитием законодательства в области электронного документооборота.
Основные тенденции в развитии интернет-банкинга сейчас, на мой взгляд, следующие. Во-первых, вовлечение банками клиентов в активное использование сервиса, клиент должен понимать, зачем и почему ему нужен интернет-банк. Во-вторых, расширение числа получателей платежей — каждый клиент должен иметь возможность оплатить ту услугу, которая нужна именно ему. На данный момент региональные локальные банки зачастую выигрывают у крупных федеральных банков по уровню удовлетворенности числом провайдеров, услуги которых они могут оплатить у себя в регионе.
В-третьих, упрощение процессов проведения операций. Современному продвинутому пользователю уже не хочется тщательно заниматься заполнением платежного поручения, ему необходимо произвести операцию, и сделать это он хочет максимально быстро и просто.
Наконец, рост числа пользователей мобильных устройств с доступом в Интернет. Уже сейчас мы наблюдаем увеличение интернет-активности с мобильных устройств. Для того чтобы посмотреть, кто добавил тебя в друзья в Facebook, написать заметку в Twitter, все меньше людей используют компьютер. Каждый банк должен понимать необходимость доступности мобильных банковских услуг.
Банк Хоум Кредит
Ольга Леушина, начальник управления развития технологий
На наш взгляд, сегодня развитие интернет-банкинга в России соответствует текущим потребностям клиентов. Отметим, что в настоящее время все банки предоставляют практически аналогичный набор инструментов, которые могут удовлетворить основные потребности клиентов: получение информации по счетам, совершение переводов. При этом на рынке присутствуют нестандартные услуги вроде возможности проверить задолженность перед различными организациями. Однако в большинстве своем услуги являются стандартными, а банки, как правило, не стремятся превзойти ожидания клиентов. Однако для того чтобы интернет-банк стал заметен на рынке, необходимо эти ожидания расширять, именно над этим мы работаем.
Банк «Западный»
Максим Турчанинов, начальник управления банковских информационных технологий
Интернет-банкинг является самым перспективным и быстрорастущим сегментом банковской деятельности. Эта услуга востребована в основном физическими лицами, хотя и многим небольшим компаниям она оказывается полезна. В России на данный момент очень низкий уровень безналичных платежей среди физических лиц. Одной из причин этого является невысокий уровень доверия к банкам, сформировавшийся еще в 1990-х годах. Люди доверяют наличности куда больше, чем обязательствам банка. Однако ситуация меняется в лучшую сторону. Приходит поколение, для которого Интернет — неотъемлемый атрибут каждодневной жизни. Для него наличные деньги — это уже пережиток.
На сегодняшний день услуга интернет-банкинга в основном предоставляется вместе с пластиковыми картами, реже с депозитами, еще реже с расчетными счетами физических лиц. Связка кредитных карт и интернет-банка предоставляет максимальный доступ к своим средствам как в реальном мире, так и в Интернете. По уровню развития банковских карт в России мы можем оценить перспективы развития интернет-банкинга. Развитие карточного бизнеса в Северной Америке и Европе в несколько раз превышает российский уровень. Но, на мой взгляд, перспективы развития у нас хорошие.
Пластиковые карты являются основным платежным средством через Интернет, однако последние редко используются при совершении безналичных платежей внутри России, таких как погашение кредитов в банках, переводы внутри страны между физическими лицами и т.д. Сейчас это направление только начинает развиваться. Связка банковских карт и интернет-банкинга дает дополнительные возможности. Например, такие функции, как выдача срочного кредита (не овердрафта) на банковскую карточку по заявке из интернет-банка, размещение средств в банке на срочные депозиты, выпуск виртуальных карт или перечисление средств на другой счет через банкоматы невозможны из-за ограничений, накладываемых международными платежными системами и требованиями электронной цифровой подписи. Такие услуги предоставляются только через системы дистанционного банковского обслуживании (ДБО) в основном с помощью интернет-банкинга.
Вторым интересным драйвером развития интернет-банкинга может стать переход Центрального банка на расчеты в реальном (или близком к этому) времени. Пользователи Интернета привыкли к мгновенному прохождению платежей, как в случае с пластиковыми картами. В таких условиях платежи через ЦБ, когда среднее время прохождения платежа измерялось несколькими часами, были неприемлемыми. Переход ЦБ на систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) дает не только ускорение платежей, но и возможность проводить их круглосуточно. Это принципиально другие возможности расчетной сети ЦБ. Интернет-магазины и пользователи Интернета могут использовать простой безналичный платеж, и, как следствие, может возрасти потребность в услуге интернет-банкинга.
Процесс перехода на БЭСП проходит достаточно медленно, но в дальнейшем, я думаю, услуга будет востребована.
НОМОС-БАНК
Александр Базанов, директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса
В настоящее время рынок интернет-банкинга можно назвать развивающимся. С учетом динамики проникновения самого Интернета в России (сейчас только 50% населения пользуются Интернетом, и, по некоторым оценкам, интернет-банком пользуются только 4 млн человек) у дистанционного обслуживания есть еще большой запас для роста.
Основные тенденции данного рынка — это универсальность и мобильность. Расширяется функциональность сервисов, и вслед за бумом на рынке смартфонов банки все больше внимания уделяют мобильным приложениям.
Промсвязьбанк
Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий
Рынок систем интернет-банкинга в России продолжает расти, не уступая по функциональности системам западных банков. При этом процент пользователей интернет-банкинга от общего населения России заметно отличается от этого показателя в западных странах. Это связано в первую очередь с недостаточным развитием Интернета в России. Из основных тенденций развития дистанционного обслуживания можно выделить следующие. Во-первых, развитие мобильного банкинга, позволяющего совершать операции по счетам с помощью мобильного телефона. Данное направление дистанционных банковских услуг очень перспективно и несет принципиально важное качество — мобильность. Во-вторых, повышение операционной активности пользователей интернет-банка за счет развития функциональности. В-третьих, повышение уровня безопасности работы в интернет-банке — применение современных методов защиты при проведении операций (использование e-токенов, ридеров и т.п.).
СДМ-Банк
Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий
Рынок развит достаточно слабо. Отчасти это проиллюстрировал наш недавний тендер по выбору поставщика решения по интернет-банку для физических лиц, когда мы почти год не могли его выбрать, потому что по целому ряду параметров все время кто-то не устраивал. Нет идеальной системы. Те системы, которые представлены на рынке, немногочисленны, и каждая из них обладает рядом недостатков: какая-то слабо адаптируется под новые требования бизнеса, у какой-то бедный функционал, какая-то слишком дорогая.
|
На какой стадии развития, по Вашим оценкам, находится интернет-банкинг для ФЛ в России? Какие ключевые изменения произошли в 2011 году? Насколько оправдались ожидания по темпам прироста пользователей?
По нашему мнению, российские банки - как крупные, так и средние и малые - за крайне редким исключением по-прежнему недооценивают значение интернет-банкинга как инструмента извлечения дополнительной доходности. Они относятся к нему лишь как к «сервисной фиче», которая должна быть просто потому, что это есть у других. Собственно этим и объясняется на сегодняшний день довольно скромное проникновение интернет-банкинга – 5-7% за вот уже почти 10 лет развития. И это при миллионах и десятках миллионов аккаунтов в системах электронных денег, несмотря на их более скромные возможности. Такая рыночная ситуация называется «разрыв между спросом и предложением», и очевидно, что этот разрыв будет стремительно заполняться. Рынок уже демонстрирует высокие темпы роста и мы ожидаем в ближайшие годы роста, близкого к взрывному.
Однако, несмотря на возрастающие темпы роста рынка, каких-либо иных принципиальных изменений в минувшем году, на наш взгляд, не произошло. Конечно, рынок развивается в зону расширения функционала интернет-банкинга, но происходит это постепенно, даже можно сказать, медленно. По мере расширения платежного функционала интернет-банкингов мы наблюдаем соответствующую дифференциацию уровня дистанционных продуктов в различных банках.
Иными словами, низкое качество устаревших по функционалу дистанционных продуктов одних банков становится все более очевидным по сравнению с продуктами других банков.
Таким образом, с точки зрения стадии развития рынка мы сейчас находимся в точке перехода от молодого быстрорастущего рынка к массовому рынку.
По Вашим оценкам, какая доля банковских операций ФЛ (клиентов по кредитам, вкладам, платежам, иным операциям) сегодня осуществляется ими через системы интернет-банкинга в России? Какие ключевые факторы сдерживают активное развитие данного рынка?
Совокупные оценки по рынку дать затруднительно. По нашему мнению, в банках, где интернет-банкинг является стратегическим направлением, через интернет-банкинг открывается до 20% депозитов и проводится до 70% платежных операций. Конечно же, достичь таких высоких показателей на базе крупных банков с развитой «классической» розницей очень тяжело.
Ключевой сдерживающий фактор – инертность основной массы розничной клиентской базы в части привычки использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа – даже в оффлайне, не говоря уже об интернете.
Можете ли Вы оценить масштабы и динамику мошеннических операций и хищений, совершаемых третьими лицами через системы интернет-банкинга для ФЛ? Какие инновационные методы защиты поставщики IB-услуг готовы предложить банкам?
Важнейшими элементами обеспечения высокого уровня безопасности являются применение двухфакторной модели идентификации клиента и соответствие процессинговой компании стандарту PCI DSS, а также не применение наиболее «уязвимых» способов подписания платежа, например, ЭЦП.
Следует отметить, что на текущий момент большинство продуктов интернет-банкинга на рынке обладают достаточно высоким уровнем безопасности, а растущая динамика роста мошеннических операций в основном связана не с уровнем безопасности самого продукта, а с неправильным хранением и передачей конфиденциальных данных самим клиентом. Вопрос повышения уровня безопасности целесообразнее решать пропагандой адекватных мер по хранению и не передаче своих персональных данных среди клиентов.
Какие функции системы интернет-банкинга важны для ФЛ сегодня в первую очередь? Какие новые функции могут появиться в ближайшем будущем?
Наибольшее количество клиентов интересует, прежде всего, широкий внешний платежный функционал и «легкая логистика» подписания платежа, например с помощью SMS.
Кроме того, важными составляющими
«идеального продукта» являются
возможность подключения
В ближайшей перспективе мы ожидаем появление функции геолокации в рамках функционалов лучших интернет-банкингов.
Каким Вы видите рынок IB-услуг для ФЛ в ближайшие два-три года? Какая доля банковских операций ФЛ будет осуществляться через системы интернет-банкинга к концу 2012 года? На какие услуги будет приходиться основной объем операций ФЛ?
На текущий момент проникновение услуг интернет-банкинга в России превысило 6%, а любая услуга становится массовой при прохождении барьера в 10% среди населения. Это означает, что в ближайшие 1,5-2 года интернет-банкинг начнет восприниматься как массовая услуга. Таким образом, распространение услуг интернет-банкинга после прохождения 10% проникновения будет осуществляться не только за счет усилий банков, но и за счет «эффекта сарафанного радио» внутри массовой аудитории.
Полагаю, что среднегодовой темп роста оборотов систем интернет-банкинга составит не менее 50%. Это означает, что в перспективе 3-х лет оборот платежей вырастет не менее чем в 3 раза. При этом уровень проникновения интернет-банкинга среди населения повысится до 15-17%.