Интернет-банкинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:47, доклад

Описание

Система безналичных расчетов в России не перестает совершенствоваться. Механизмом функционирования системы электронных расчетов являются пластиковые карточки, которые включают операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронной системы расчетов населения в торговых организациях. Но самым распространенным станет осуществление услуг через Интернет.
Интернет-банкинг — это предоставление банковских услуг через Интернет с возможностью круглосуточного доступа в любой день недели из любого места, где есть доступ к Интернету.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 1.82 Мб (Скачать документ)

По-прежнему преобладает  тенденция активного использования  интернет-банкинга в регионах с высоким уровнем проникновения широкополосного доступа к сети Интернет. В целом по стране число пользователей услугами интернет-банкинга я оцениваю как низкое, по приблизительным подсчетам от 7 до 9 млн человек.

Дальнейшее развитие интернет-банкинга в России будет обусловлено несколькими глобальными факторами. Во-первых, наличием общедоступного широкополосного доступа к сети Интернет в регионах. Во-вторых, ростом уровня финансовой грамотности населения. В-третьих, развитием законодательства в области электронного документооборота.

Основные тенденции в развитии интернет-банкинга сейчас, на мой взгляд, следующие. Во-первых, вовлечение банками клиентов в активное использование сервиса, клиент должен понимать, зачем и почему ему нужен интернет-банк. Во-вторых, расширение числа получателей платежей — каждый клиент должен иметь возможность оплатить ту услугу, которая нужна именно ему. На данный момент региональные локальные банки зачастую выигрывают у крупных федеральных банков по уровню удовлетворенности числом провайдеров, услуги которых они могут оплатить у себя в регионе.

В-третьих, упрощение процессов  проведения операций. Современному продвинутому пользователю уже не хочется тщательно заниматься заполнением платежного поручения, ему необходимо произвести операцию, и сделать это он хочет максимально быстро и просто.

Наконец, рост числа пользователей  мобильных устройств с доступом в Интернет. Уже сейчас мы наблюдаем увеличение интернет-активности с мобильных устройств. Для того чтобы посмотреть, кто добавил тебя в друзья в Facebook, написать заметку в Twitter, все меньше людей используют компьютер. Каждый банк должен понимать необходимость доступности мобильных банковских услуг.

Банк Хоум Кредит

Ольга Леушина, начальник управления развития технологий

На наш взгляд, сегодня развитие интернет-банкинга в России соответствует текущим потребностям клиентов. Отметим, что в настоящее время все банки предоставляют практически аналогичный набор инструментов, которые могут удовлетворить основные потребности клиентов: получение информации по счетам, совершение переводов. При этом на рынке присутствуют нестандартные услуги вроде возможности проверить задолженность перед различными организациями. Однако в большинстве своем услуги являются стандартными, а банки, как правило, не стремятся превзойти ожидания клиентов. Однако для того чтобы интернет-банк стал заметен на рынке, необходимо эти ожидания расширять, именно над этим мы работаем.

Банк «Западный»

Максим Турчанинов, начальник управления банковских информационных технологий

Интернет-банкинг является самым перспективным и быстрорастущим сегментом банковской деятельности. Эта услуга востребована в основном физическими лицами, хотя и многим небольшим компаниям она оказывается полезна. В России на данный момент очень низкий уровень безналичных платежей среди физических лиц. Одной из причин этого является невысокий уровень доверия к банкам, сформировавшийся еще в 1990-х годах. Люди доверяют наличности куда больше, чем обязательствам банка. Однако ситуация меняется в лучшую сторону. Приходит поколение, для которого Интернет — неотъемлемый атрибут каждодневной жизни. Для него наличные деньги — это уже пережиток.

На сегодняшний день услуга интернет-банкинга в основном предоставляется вместе с пластиковыми картами, реже с депозитами, еще реже с расчетными счетами физических лиц. Связка кредитных карт и интернет-банка предоставляет максимальный доступ к своим средствам как в реальном мире, так и в Интернете. По уровню развития банковских карт в России мы можем оценить перспективы развития интернет-банкинга. Развитие карточного бизнеса в Северной Америке и Европе в несколько раз превышает российский уровень. Но, на мой взгляд, перспективы развития у нас хорошие.

Пластиковые карты являются основным платежным средством через  Интернет, однако последние редко  используются при совершении безналичных  платежей внутри России, таких как  погашение кредитов в банках, переводы внутри страны между физическими лицами и т.д. Сейчас это направление только начинает развиваться. Связка банковских карт и интернет-банкинга дает дополнительные возможности. Например, такие функции, как выдача срочного кредита (не овердрафта) на банковскую карточку по заявке из интернет-банка, размещение средств в банке на срочные депозиты, выпуск виртуальных карт или перечисление средств на другой счет через банкоматы невозможны из-за ограничений, накладываемых международными платежными системами и требованиями электронной цифровой подписи. Такие услуги предоставляются только через системы дистанционного банковского обслуживании (ДБО) в основном с помощью интернет-банкинга.

Вторым интересным драйвером  развития интернет-банкинга может стать переход Центрального банка на расчеты в реальном (или близком к этому) времени. Пользователи Интернета привыкли к мгновенному прохождению платежей, как в случае с пластиковыми картами. В таких условиях платежи через ЦБ, когда среднее время прохождения платежа измерялось несколькими часами, были неприемлемыми. Переход ЦБ на систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) дает не только ускорение платежей, но и возможность проводить их круглосуточно. Это принципиально другие возможности расчетной сети ЦБ. Интернет-магазины и пользователи Интернета могут использовать простой безналичный платеж, и, как следствие, может возрасти потребность в услуге интернет-банкинга.

Процесс перехода на БЭСП проходит достаточно медленно, но в дальнейшем, я думаю, услуга будет востребована.

НОМОС-БАНК

Александр Базанов, директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса

В настоящее время рынок интернет-банкинга можно назвать развивающимся. С учетом динамики проникновения самого Интернета в России (сейчас только 50% населения пользуются Интернетом, и, по некоторым оценкам, интернет-банком пользуются только 4 млн человек) у дистанционного обслуживания есть еще большой запас для роста.

Основные тенденции данного  рынка — это универсальность и мобильность. Расширяется функциональность сервисов, и вслед за бумом на рынке смартфонов банки все больше внимания уделяют мобильным приложениям.

Промсвязьбанк

Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов  и технологий

Рынок систем интернет-банкинга в России продолжает расти, не уступая по функциональности системам западных банков. При этом процент пользователей интернет-банкинга от общего населения России заметно отличается от этого показателя в западных странах. Это связано в первую очередь с недостаточным развитием Интернета в России. Из основных тенденций развития дистанционного обслуживания можно выделить следующие. Во-первых, развитие мобильного банкинга, позволяющего совершать операции по счетам с помощью мобильного телефона. Данное направление дистанционных банковских услуг очень перспективно и несет принципиально важное качество — мобильность. Во-вторых, повышение операционной активности пользователей интернет-банка за счет развития функциональности. В-третьих, повышение уровня безопасности работы в интернет-банке — применение современных методов защиты при проведении операций (использование e-токенов, ридеров и т.п.).

СДМ-Банк

Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий

Рынок развит достаточно слабо. Отчасти это проиллюстрировал наш  недавний тендер по выбору поставщика решения по интернет-банку для физических лиц, когда мы почти год не могли его выбрать, потому что по целому ряду параметров все время кто-то не устраивал. Нет идеальной системы. Те системы, которые представлены на рынке, немногочисленны, и каждая из них обладает рядом недостатков: какая-то слабо адаптируется под новые требования бизнеса, у какой-то бедный функционал, какая-то слишком дорогая.

 

Интервью с Дмитрием Гондусовым, Генеральным директором системы HandyBank

 





На какой стадии развития, по Вашим оценкам, находится интернет-банкинг для ФЛ в России? Какие ключевые изменения произошли в 2011 году? Насколько оправдались ожидания по темпам прироста пользователей?

По нашему мнению, российские банки -  как крупные, так и средние и малые -  за крайне редким исключением по-прежнему недооценивают значение интернет-банкинга как инструмента извлечения дополнительной доходности. Они относятся к нему лишь как к «сервисной фиче», которая должна быть просто потому, что это есть у других. Собственно этим и объясняется на сегодняшний день довольно скромное проникновение интернет-банкинга – 5-7% за вот уже почти 10 лет развития. И это при миллионах и десятках миллионов аккаунтов в системах электронных денег, несмотря на их более скромные возможности. Такая рыночная ситуация называется «разрыв между спросом и предложением», и очевидно, что этот разрыв будет стремительно заполняться. Рынок уже демонстрирует высокие темпы роста и мы ожидаем в ближайшие годы роста, близкого к взрывному.

Однако, несмотря на возрастающие темпы роста рынка, каких-либо иных принципиальных изменений в минувшем году, на наш взгляд, не произошло. Конечно, рынок развивается в зону расширения функционала интернет-банкинга, но происходит это постепенно, даже можно сказать, медленно. По мере расширения платежного функционала интернет-банкингов мы наблюдаем соответствующую дифференциацию уровня дистанционных продуктов в различных банках.

Иными словами, низкое качество устаревших по функционалу дистанционных  продуктов одних банков становится все более очевидным по сравнению с продуктами других банков.

Таким образом, с точки  зрения стадии развития рынка мы сейчас находимся в точке перехода от молодого быстрорастущего рынка  к массовому рынку.

По Вашим оценкам, какая доля банковских операций ФЛ (клиентов по кредитам, вкладам, платежам, иным операциям) сегодня осуществляется ими через системы интернет-банкинга в России? Какие ключевые факторы сдерживают активное развитие данного рынка?

Совокупные оценки по рынку  дать затруднительно. По нашему мнению, в банках, где интернет-банкинг является стратегическим направлением, через интернет-банкинг открывается до 20% депозитов и проводится до 70% платежных операций. Конечно же, достичь таких высоких показателей на базе крупных банков с развитой «классической» розницей очень тяжело.

Ключевой сдерживающий фактор – инертность основной массы розничной  клиентской базы в части привычки использовать банковскую карту только как средство для получения зарплаты в банкомате, а не как средство для совершения платежа – даже в оффлайне, не говоря уже об интернете.

Можете ли Вы оценить масштабы и динамику мошеннических операций и хищений, совершаемых третьими лицами через системы интернет-банкинга для ФЛ? Какие инновационные методы защиты поставщики IB-услуг готовы предложить банкам?

Важнейшими элементами обеспечения  высокого уровня безопасности являются   применение двухфакторной модели идентификации клиента и соответствие процессинговой компании стандарту PCI DSS, а также не применение наиболее «уязвимых» способов подписания платежа, например, ЭЦП.

Следует отметить, что на текущий момент большинство  продуктов интернет-банкинга на рынке обладают достаточно высоким уровнем безопасности, а растущая динамика роста мошеннических операций в основном связана не с уровнем безопасности самого продукта, а с неправильным хранением и передачей конфиденциальных данных самим клиентом. Вопрос повышения уровня безопасности целесообразнее решать пропагандой адекватных мер по хранению и не передаче своих персональных данных среди клиентов.

Какие функции системы интернет-банкинга важны для ФЛ сегодня в первую очередь? Какие новые функции могут появиться в ближайшем будущем?

Наибольшее количество клиентов интересует, прежде всего, широкий внешний  платежный функционал и «легкая  логистика» подписания платежа, например с помощью SMS.

Кроме того, важными составляющими  «идеального продукта» являются возможность подключения клиента  к продукту дистанционно, т.е. без  прихода в офис банка и интеграция интернет-банкинга с бонусными и ко-брендовыми программами банка (возможность просмотра начисленных бонусов и использование бонусов в качестве средства оплаты);

В ближайшей перспективе  мы ожидаем появление функции  геолокации в рамках функционалов лучших интернет-банкингов.

Каким Вы видите рынок IB-услуг для ФЛ в ближайшие два-три года? Какая доля банковских операций ФЛ будет осуществляться через системы интернет-банкинга к концу 2012 года? На какие услуги будет приходиться основной объем операций ФЛ?

На текущий момент проникновение  услуг интернет-банкинга в России превысило 6%, а любая услуга становится массовой при прохождении барьера в 10% среди населения. Это означает, что в ближайшие 1,5-2 года интернет-банкинг начнет восприниматься как массовая услуга. Таким образом, распространение услуг интернет-банкинга после прохождения 10% проникновения будет осуществляться не только за счет усилий банков, но и за счет «эффекта сарафанного радио» внутри массовой аудитории.

Полагаю, что среднегодовой  темп роста оборотов систем интернет-банкинга составит не менее 50%. Это означает, что в перспективе 3-х лет оборот платежей вырастет не менее чем в 3 раза. При этом уровень проникновения интернет-банкинга среди населения повысится до 15-17%.

Информация о работе Интернет-банкинг