Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 03:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния Интернет-трейдинга на рынке ценных бумаг, на данном этапе, оценка рисков при использовании частным инвестором торговых платформ, а так же анализ возможного развития Интернет-трейдинга в России.
2.2 Сравнительная характеристика торговых платформ и риски, возникающие при биржевой торговле через Интернет
Огромное количество брокеров предлагают своим клиентам услуги Интернет-трейдинга на рынке, и конкуренция между ними усиливается с каждым днем. Можно задаться таким вопросом – а нужен ли частному инвестору такой большой выбор различных торговых платформ?
Для того чтобы в этом разобраться, сравним 4 ведущие торговые платформы и их предоставление клиентам различными брокерами (для удобства рассмотрим в таблице №1 Приложение Е).
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод – предоставления каких-либо новых возможностей в торговых платформах нет. По своей сути, каждая программа предоставляет один и те же услуги. Компоненты той или иной платформы одинаковы с разницей лишь в именах разработчиков или применением различных технических составляющих, будь то новостная лента или система технического анализа. Все торговые системы позволяют торговать на основных российских биржах – ММВБ, РТС и МФБ. Очевидно, что наличие такого множества Интернет-программ обусловлено обычным маркетинговым ходом со стороны брокера. Каждый инвестор подбирает платформы под себя – чтоб было комфортнее чувствовать себя при торговле, проще обращаться с системой, был более приглядный интерфейс, набор предоставляемой информации и приемлемый тариф обслуживания.
Выбрав торговую платформу и приступив к самим торгам на рынке, инвестор должен учитывать, что участие в Интернет-торговле сопряжено с множеством рисков.
Под риском в общем случае понимается вероятность возникновения неблагоприятного события. Если рассматривать финансовый риск[15] – то это возможность потери части своих активов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате деятельности.
Рассмотрим, какие риски ожидают частного инвестора на рынке при Интернет-торговле. Такого рода риски можно разбить на несколько групп:
1 группа. Сетевые риски. К данной группе относятся риски, вызванные передачей по телекоммуникационным сетям общего пользования конфиденциальной коммерческой информации. Поскольку Интернет складывался как полностью открытая сеть для широкого обмена информацией, то используемые в нем стандартные протоколы передачи данных не рассчитаны на защиту передаваемой информации и не обеспечивают необходимый уровень надежности при взаимной идентификации сторон, обменивающихся информацией, и защиты от фальсификации передаваемых данных.
2 группа. Провайдерские риски. К данной группе относятся риски, связанные с непостоянством предоставляемых Интернетом телекоммуникационных услуг. Вследствие непостоянства пропускной способности сети, возможной потери части пакетов, клиент, торгующий через Интернет, может оказаться лишенным актуальной информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, или получить эту информацию несвоевременно, что не позволит выполнить необходимую операцию (например, поставить или снять заявку) в критический момент.
3 группа. Технические риски. К этой группе рисков можно отнести риски, обусловленные качеством реализации используемой участником рынка электронной брокерской системы: стабильностью ее работы, ее защищенностью и надежностью, реактивностью.
4 группа. Мошеннические риски. В результате мошеннических действий может быть украдена конфиденциальная коммерческая информация, а также временно выведен из строя сервер или канал связи с Интернетом, что приведет к невозможности оказывать клиентам услуги по доступу к торгам.
Для минимизации данной группы рисков можно применять специализированные криптографические протоколы, обеспечивающие достаточно высокую степень передаваемой информации. Программные средства, реализующие криптографические протоколы, могут встраиваться в электронные брокерские системы.
По результатам последнего исследования[16] число несанкционированных атак возрастает с каждым годом. Лидерами по причиняемому ущербу по-прежнему являются компьютерные вирусы, неавторизованный доступ к данным, а так кража конфиденциальных данных. На рис.4 приведены данные о масштабах финансовых потерь, возникающих в результате мошеннических действий в Интернете.
Ущерб от таких действий в 2006 году составил 130 104 542 $.
Аналитики отмечают, что наибольшую озабоченность вызывают именно проблемы, связанные с внутренней ИТ-безопасностью, так как кража конфиденциальных данных становится все более серьезной проблемой.
Рис.4. Потери от мошеннических действий в сети Интернет (639 респондентов приняло участие в исследовании)
5 группа. Правовые риски. В Российском законодательстве отсутствует юридическое понятие «электронный документ», а единственным юридическим фактом, которым можно апеллировать, является прецедент, когда электронная цифровая подпись была признана в качестве доказательства арбитражным судом. Такого рода риски могут быть значительно снижены путем принятия соответствующих юридических мер – внесения в договоры об участии в торгах точных формулировок.
6 группа. Риски участников-непрофессионалов. Это – риски, связанные с выходом на фондовый рынок большого числа участников торгов, не являющихся профессионалами. Такие участники в значительно большей мере подвержены различным конъюнктурным, рекламным и пропагандистским влияниям.
Выше были выделены основные группы рисков, которые, в свою очередь, можно было бы разделить на подгруппы. Но гораздо более важной проблемой является минимизация рисков частного инвестора при совершении торговых операций в процессе электронной торговли.
Рост объемов операций, осуществляемых через Интернет-трейдинг, привел к тому, что практически все Интернет-брокеры осознали необходимость создания индивидуальной системы риск-менеджмента для каждого клиента. Успехи лидеров[17] сегодняшнего фондового рынка – во многом и являются результатом того, что они раньше других не только осознали необходимость управления рыночными рисками, но и на практике реализовали процедуры современного риск-менеджмента.
Риск-менеджмент[18] – процесс выявления и оценки рисков, а также выбор методов и инструментов управления для минимизации риска.
Системы риск-менеджмента нацелены на снижение именно финансовых рисков. Основными способами их снижения являются – страхование, резервирование, хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация и избежание (отказ от связанной с риском операции). На рис. 5 схематически показаны способы уменьшения рисков.
Рис. 5. Способы управления финансовыми рисками.
Понятие «хеджирование» (от англ. hedge – ограда) означает ограничение рисков по базисным активам. Предназначение хеджирования состоит в том, чтобы устранить неопределенность будущих денежных потоков, что позволяет иметь полное представление о будущих доходах и расходах, возникающих в процессе торговли. Иными словами, хеджирование представляет собой способ страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, то есть наилучшего для инвестора соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.
Примеров[19] хеджирования рисков может быть множество, в зависимости от цели хеджа. При принятии решения о проведении операций хеджирования очень важно точно определить цели хеджирования с тем, чтобы правильно оценивать его эффективность. Неправильная постановка цели, или неверное представление о задачах проведения операций приведут к ошибочным решениям.
Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо взаимосвязаны между собой. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие. При этом одновременно возрастает количество видов рисков, которые надо контролировать. Однако диверсификация эффективна только для риска, связанного с конкретным инструментом, в то время как систематические риски, общие для всех рассматриваемых инструментов, не могут быть уменьшены путем изменения структуры портфеля.
Лимитирование операций является одним из наиболее распространенных методов управления рисками и представляет собой ограничение количественных характеристик отдельных групп операций. Лимит представляет собой количественное ограничение и необходим в тех случаях, когда при проведении операций в расчёт не принимаются необходимые характеристики рискованности операций. При необходимости в программном обеспечении можно установить позиционные лимиты, «стоп-лосс» лимиты и др. В частности, нарушение лимита «стоп-лосс» вызывает немедленное закрытие позиции, тем самым, позволяя отсечь избыточные потери, которые могут возникнуть, например, в результате стрессовых ситуаций.
Страхование, основанное на распределении страхуемых рисков между участниками страхования (страхователями), осложняется наличием индивидуальных нетипичных рисков, связанных с деятельностью конкретного инвестора. Участие страховых институтов в диверсификации рисков частного Интернет-инвестора весьма ограничено и также достаточно дорого.
Рассмотренные способы минимизации рисков не применимы для технических, операционных, провайдерских, мошеннических рисков и др. Данную группу рисков можно сократить, применив более современные и совершенные IT-технологии по защите программ, улучшение качества интернет-связи и постоянную модернизации обслуживающих серверов.
В условиях жесткой конкурентной борьбы компании все большее внимание уделяют процессам привлечения новых клиентов и совершенствования обслуживания уже имеющихся. Инвесторы, работающие на российском рынке ценных бумаг, росли и изменялись одновременно с рынком, поэтому в настоящее время можно констатировать наличие достаточно широкого слоя мелких и средних инвесторов, относящихся к категории искушенных, то есть знакомых с основными принципами риск-менеджмента, диверсифицирующих операции не только между различными сегментами рынка ценных бумаг, но и работающих через различных брокеров, благо выбор более чем достаточен.
Глава III. Перспективы развития интернет-трейдинга в России: новые возможности и направления
3.1 Достоинства и недостатки Интернет-трейдинга
В предыдущей главе были рассмотрены представленные на российском рынке торговые системы. Однако использование любой из этих торговых систем не дает инвесторам каких-либо гарантий полной защиты от рисков. Стремление к полному избежанию рисков, связанных с электронной торговлей, может быть сведено только к полному отказу инвестора торговать с помощью Интернет. Для непрофессионального участника рынка возможность финансовых потерь является одной из важных причин отказа от участия в торговле.
Интернет-трейдинг открывает перед человеком большие возможности. На пути к достижению высоких целей могут возникать трудности, но есть и ряд преимуществ.
Повышение эффективности работы клиентов на фондовом рынке. У обычного брокерского обслуживания при росте числа клиентов появляется ограничение – пропускная способность брокера. Законодательством и биржевыми правилами инвесторам запрещено напрямую торговать на бирже, поэтому клиент может выставлять свои заявки только через брокера. Допустим, что за один день 100 клиентов обслуживает 5 брокеров. Но это вовсе не говорит о том, что на каждого брокера получается 20 клиентов в день. Все 100 клиентов могут позвонить брокерам именно в тот момент, когда на рынке будут происходить какие-то изменения. Естественно, кто-то из брокеров просто физически не успеет вовремя осуществить указание своего клиента.
Одновременная торговля на нескольких биржах. В традиционном режиме это очень затруднено – разные телефонные номера, разные пароли, разные схемы разговора с брокерами. Точно так же большинство современных систем интернет-трейдинга позволяет «в нагрузку» получать в онлайне новости и котировки. В последнее время появились технические решения, позволяющие предоставить автоматическое исполнение сигналов механических торговых систем, т.е., процесс полностью автоматизирован и трейдер лишь изредка должен посматривать на монитор. Появилась возможность внебиржевой торговли акциями. Возможен практически мгновенный доступ к мировым финансовым рынкам. Легкость и удобство проверки состояния счета или оплаты счетов могут быть очень привлекательны для некоторых инвесторов. Это, однако, не всегда присутствует на российском рынке, где большинство Интернет-брокеров предоставляют услуги только в часы работы бирж. Данную возможность имеют интернет-брокеры, имеющие собственную ЕСN[20].
Прямой доступ для региональных инвесторов на рынок. По разным оценкам, в Москве сконцентрировано до 90% всех финансовых потоков страны. Подавляющее большинство операторов рынка и компаний, предоставляющих услуги по работе с ценными бумагами, появились (и до сих пор находятся) в Москве. Региональному клиенту было достаточно проблематично общаться со своим брокером и торговать на рынке. С появлением интернет-трейдинга стало не важно, где находится инвестор, т.к. полный спектр услуг брокера он может получить через Интернет.
Эффективность и качество работы клиента. Обычное брокерское обслуживание зачастую сопряжено с частым запаздыванием информации, которая поступает клиенту. В этом смысле Интернет-трейдинг значительно повышает оперативность получения информации, клиент оценивает текущее состояние рынка и может реагировать даже на малейшее его движение.
Низкий уровень первоначальных финансовых вложений. Даже с небольшими средствами можно получать реальную отдачу. Предложения Интернет-брокера выглядят предпочтительнее – величина депозита[21] (от 100$ против $10000 – 25000 для прямого доступа) и невысокая стоимость Dial–up подключения к провайдеру.
Изменение психологии игрока. Совершая торговые операции, инвестор тут же видит все последствия своих действий, у него есть время исправить некоторые из них. Игрок становится более дисциплинированным, так как самоорганизация чрезвычайно важна для этого рода деятельности.
Недостатками интернет-трейдинга являются:
Безопасность работы и надежность брокера. Посреднические организации должны перестраивать свой бизнес, потому что он становится более технологичным. Как только происходит внедрение интернет-технологий, и посредники начинают обслуживать клиентов через Интернет, у них появляется потребность в защите информации, в надежном соединении. Нередки случаи, когда из-за потери данных заявка не исполняется или, наоборот, исполняется два раза.
Информация о работе Интернет-технологии на российском рынке ценных бумаг