История финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание

Бюджетная система начала XX века: казначейство, банковские синдикаты, сметные правила. Формирование доходов бюджета за счет налогообложения. Анализ доходов и расходов в 1900-1914 гг.. .
Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

Работа состоит из  1 файл

история финансов.docx

— 31.92 Кб (Скачать документ)

Введение

Интерес историков  к проводимой финансовой политике России в начале XX века вполне объясним. История реформаторства в России привлекает внимание многих исследователей и интерес к этой проблеме возрастает. Период с 1890 по 1917 гг. представляет собой серьезный этап в развитии российских финансов. В эти года были сформированы и внедрены на практике основные принципы организации финансовой системы России, выработан новый, с учётом российских особенностей, курс в финансовой политике, сыгравший ведущую роль в процессе модернизации страны и включении России в число ведущих мировых держав.

Сегодня на рубеже тысячелетия, как и 100 лет назад, Россия вышла с большим количеством  нерешенных проблем. По - прежнему актуальна задача ускоренной модернизации экономической, социальной и политической сфер жизни страны. Вновь проявляется опасная тенденция нарастающего технического и экономического отставания России от стран Запада. Многие проблемы, с которыми пришлось столкнуться реформаторам, в те далёкие годы, а также пути их решения актуальны и для наших дней. Россия сегодняшнего дня стоит перед решением сходных задач. Центральным вопросом экономической и политической жизни была и есть проблема выбора дальнейшего пути общественного развития. На очереди стояли и стоят такие проблемы, как аграрный вопрос, приоритеты индустриального развития, налоговая и денежная реформы. При этом необходимо отметить зависимость темпов развития современной экономики от финансовой политики государства, которая более столетия назад была эффективнейшим образом использована в качестве важнейшего средства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетная система начала XX века.

В эпоху бурного развития капитализма в России (конец XIX - начало XX веков) налоги были щадящими, что стимулировало предпринимателей к получению максимальной прибыли. Налоговые поступления составляли около 60 % доходов государственного бюджета. При этом бюджет был профицитным, а Россия – одной из крупнейших, ведущих держав мира.  

Важнейшим принципом которым руководствовалось финансовое ведомство при составлении государственной росписи, являлось стремление к бюджетному равновесию. Расходы не должны превышать доходов, бюджет должен быть бездефицитным. Борьба за сбалансированный бюджет явилась краеугольным камнем финансовой политики правительства в начале XX века. Бюджетное равновесие, по словам Витте – представляет основную цель при составлении государственной росписи. Стремясь упорядочить структуру бюджета, его доходные и расходные статьи, Витте добился более четкого разграничения чрезвычайного и обыкновенного бюджетов, до того носившего случайный характер. Чрезвычайный бюджет, обычно державшийся в секрете и фактически являвшийся бесконтрольным, в своей доходной части состоял в основном из внешних и внутренних займов.

      Серьёзные испытания финансовой системе страны пришлось пережить с началом Русско-Японской войны 1904-1905 гг., расходы на которую  превысили 2,3 млрд руб. Финансирование войны велось главным образом за счет роста государственного долга, который за  1904-1905гг. увеличился с 6,6 до 8,7 млрд рубю Разгоревшаяся затем революция поставила под угрозу существование золотой валюты в России и тем самым могла привести к государственному банкротству. Лишь благодаря беспрецедентному займу 1906г. во Франции на сумму 2,25 млрд франков (около 843 млн руб.) удалось спасти империю от финансового краха и относительно благополучно свести бюджет. 
 

Казначейская  система

      Деятельность губернских и уездных  казначейств находилась  под   жестким

контролем  как  центральных,  так  и  местных  органов   власти,   регулярно

проводивших финансовые ревизии.

      В начале XX в Российской  Империи окончательно  складывается  четкая

структура   органов   казначейства   -   от    центрального    (департамента

государственного  казначейства)   до   местных   (губернских   и   уездных).

Исполнение  бюджета  страны  и  контроль  за  расходованием  государственных средств  в  Российском  государстве  традиционно  проводились  казначейскими учреждениями.

     

      На  первых  порах  это  были  наименее  сложные  операции:  размен

денег, покупка  и  продажа  билетов  государственного  казначейства,  уплата

процентов по купонам от главнейших процентных бумаг и капитала  по  бумагам, вышедшим в тираж, и билетам государственного казначейства  истекших  сроков, переводные операции физическим и юридическим лицам, операции  сберегательных касс, прием и выдача денег за счет учреждений государственного банка.

      Но число казначейских услуг  быстро росло. К концу века  в добавление  к

основным  банковским операциям казначейства начинают  активно  работать  и  с ценными   бумагами   -   занимаются   инкассированием   векселей,   учтенных учреждениями государственного банка, и покупкой-продажей 4%  государственной ренты.

      С  1899  г.  казначействам   также   предписывается   распределять   в

определенном  процентном  соотношении   между   государственной   казной   и земствами поступающие поземельные  сборы.  Это  свидетельствует о развитии принципа самостоятельности местных бюджетов, которые  являются  независимыми от центральной власти. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.

      К 1900 г насчитывалось 728 казначейств.  Все они состояли  в  ведомстве

департамента  государственного  казначейства  и  подчинялись  соответствующим казенным палатам. Последние сами по  себе  никаких  доходов  не  собирали  и денежных средств не хранили, а  лишь  осуществляли  надзор  и  контроль  над деятельностью казначейств. Личный  состав  казначейств  определялся  особыми штатами и распоряжениями министра финансов.

      В начале XX в значение казначейства  еще более усиливается  в   связи  с

ростом  доходов и расходов государства  и усложнением  финансовой  системы.  В свет  выходят  новые   законы   и   внутренние   инструкции,   более   четко регламентирующие деятельность казначейств.

      Предметами ведения казначейств  в то время были:

    . прием  и  хранение  всех  принадлежащих   государственному  казначейству доходов;

    . производство  расходов и высылка сумм  из  поступающих  в  казначейство доходов;

    .  продажа  всякого  рода  гербовой  бумаги,  гербовых  марок,  бланков,

      свидетельств и патентов;

    . выдача  промысловых свидетельств и бесплатных  промысловых билетов;

    . счетоводство  по всем поступающим в казначейство  доходам и  возложенным

      на них расходам,  а  также   по  порученному  для хранения  и продажи

      казенному имуществу;

    . банковские  операции:

         открытие текущих счетов,

         размен денег,

         уплата процентов по купонам,

         перевод денег.

      Казначейство   начинает   активно   участвовать   в    государственном

кредитовании. Через его учреждения производились оплаты ассигновок, а также выдача коммерческих кредитов (от имени госбанка и в случае,  если  в  данной местности  отсутствовали  какие-либо  банковские  учреждения).   Значительно увеличивается объем операций по покупке-продаже  ценных  бумаг.  Так,  на  1 января 1913 г в активах казначейства находилось ценных бумаг на  сумму  16,6 млн. руб., векселей - 66,7 млн. руб.

      Революцией  1917  г.  был  завершен  этап   казначейского   исполнения

государственного  бюджета.

     

Банковские  синдикаты

      В 1905 году  произошло  неординарное  событие,  Министерство  финансов передало часть своих  полномочий  Министерству  торговли  и  промышленности. Новому государственному органу отошли контрольные функции  за  деятельностью бирж (кроме фондового  отдела  Петербургской  биржи),  а  также  регистрация акционерных компаний.

      В то же время Министерство  финансов усилило свое влияние  на  кредитные учреждения.  Именно   к   этому   периоду   относится   инициатива   данного министерства по созданию банковских синдикатов. Совместно с  Государственным банком и на  его  средства  синдикаты  в  кризисных  ситуациях  поддерживали курсовую  стоимость  российских  корпоративных  ценных   бумаг.   Банковские синдикаты создавались неоднократно и действовали,  как  правило,  в  течение всего кризисного периода (порой несколько  лет).  За  это  их  еще  прозвали "биржевой Красный Крест".

      Помимо Минфина и Министерства  торговли  и  промышленности,  вопросами российского фондового рынка занимался и Государственный совет. В марте  1898 года им  был  предложен  особый  механизм  по  гарантиям  неприкосновенности вложений (ценными бумагами) частных лиц в кредитные учреждения.

      Участие в регулировании отечественного  финансового рынка  принимало   и Министерство внутренних дел.  В  частности,  в  1894  году  на  его  Главное управление по делам  местного  хозяйства  был  возложен  контроль  за  всеми страховыми компаниями. Это  было  связано  с  тем,  что  страховые  общества

достаточно  рискованно  размещали  свои  капиталы,  что  порой  попадали  под банкротство.  Это  в  свою  очередь  могло   сказаться   на   социальной   и экономической стабильности. Исходя  из  этого,  МВД  и  поручили  курировать данный сегмент финансового рынка. 
 

Сметные правила

Сметные правила устанавливали, что открытые  законодательным  порядком

для разных ведомств кредиты не могут быть  увеличены  никакими  посторонними “вне сметных назначений” поступлениями и поэтому все такие  сборы  и  доходы подлежат передаче “в полной цифре сбора” в Министерство финансов.

      Государственная роспись составлялась на один год (как  исключение  для

некоторых капитальных  расходов  –  два  года),  бюджетный  год  совпадал  с

календарным, как и в настоящее время. По истечении бюджетного  года  кредиты уничтожались   и    оставшиеся    неизрасходованными    суммы    “составляли принадлежность Государственного Казначейства”.

      Составление государственной росписи  начиналось с низов, с  составления

смет  отдельных бюджетных учреждений. Далее эти сметы обобщались  и  поэтапно передавались вверх по лесенке государственной иерархии. В конце  концов,  на основе  смет  всех  министерств  и  ведомств  составлялась   государственная роспись, т.е. процесс шел снизу вверх.

      При составлении росписи  царский  минфин  “старается  об  установлении

соразмерности  доходов  с  расходами”,  готовит  письменные  предложения   в Госсовет того времени по сокращению отдельных статей (сам он не  вправе  был это делать) и рассматривает перспективы покрытия возможного дефицита.

      Представляет   интерес,   что    считается    в    Сметных    правилах

экстраординарным  кредитом, то есть аналогом нынешних расходов из  резервного фонда, либо расходов  чрезвычайного  характера.  Это  расходы,  которые  “по существу своему не могли  быть  предвидены  при  составлении  и  утверждении государственной росписи и без крайнего  вреда  не  могут  быть  отложены  до росписи будущей”.

      После прохождения парламента  “государственная роспись  по  утверждении ее  Высочайшею  властью  обнародывается  во   всеобщее   сведение”.   Однако подробного разъяснения как, в какие сроки и по  каким  правилам  это  делать нет. Сметные правила написаны простым и понятным  языком,  несмотря  на  то, что это стиль и обороты прошлого века, а формулировки достаточно четки.

      История становления бюджетного  процесса в царской России, как  уже было сказано, характеризуется естественной эволюционностью  и не  сопровождалась каким-либо  серьезным  воздействием  на  власть  со  стороны   населения   и сословных  групп.  В  те  годы  вся  полнота  верховной  власти   в   стране принадлежала  государю  императору,  в  его  лице   была   сосредоточена   и законодательная власть  в  области  финансов.  В  царской  России  парламент появился скорее как слепое  заимствование  европейского  опыта,  но  не  как потребность россиян или уступка политическим партиям. При этом даже  министр финансов царского правительства С. Ю. Витте – передовой человек  для  своего времени – считал, что к Государственной Думе нельзя относиться  с  доверием,

Информация о работе История финансов