История финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание

Бюджетная система начала XX века: казначейство, банковские синдикаты, сметные правила. Формирование доходов бюджета за счет налогообложения. Анализ доходов и расходов в 1900-1914 гг.. .
Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.

Работа состоит из  1 файл

история финансов.docx

— 31.92 Кб (Скачать документ)

и публично предлагал исключить вопросы  бюджета и займов  из  ее  ведения,  а также требовал обеспечить неприкосновенность основных законов страны

      Еще одной традиционно отрицательной  чертой  финансов  России  является недоступность многих финансовых операций органов власти контролю,  например, царского правительства – Государственному контролю

      Во-вторых, в  отсутствие  полноценного  участия  населения  в   решении

финансовых  вопросов был необходим временный  институт контроля  за  бюджетной системой  со  стороны,  например,   политических   партий   и   общественных организаций  и,  кроме  того,  всеобъемлющий  контроль вышестоящих  органов власти  за  финансами  нижестоящих.   Наконец,   в-третьих,   в   отсутствие полноценного общественного контроля необходима была детальная  регламентация финансово-хозяйственной   деятельности   органов   власти,   в   том   числе муниципальных,  несмотря   на   провозглашенное   отделение   последних   от государственной власти.

Финансовое  положение России перед началом Первой мировой войны было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы были определены в сумме 3522 млн. руб., расходы — 3303 млн. руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн. руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн. руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и лесной доход. 
 

   2. Формирование доходов бюджета за счет налогообложения

 

Налоги  планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн. руб., косвенные налоги — около 710 млн. руб. и пошлина — более 230 млн. руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн. руб. с ростом к 1913 г. на 12,2 млн. руб., или на 9,1%, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн. руб.

Из косвенных  налогов почти половину — 351,9 млн. руб. — составляли таможенные сборы, 150 млн. руб. — акциз на сахар, 98,4 млн. руб. — акциз на табачные изделия  и спички.

Следует отметить, что истинное значение налогов  в бюджете дореволюционной России было существенно больше, чем кажется при рассмотрении доходных статей. Например, казенные железные дороги, принося высокие доходы (около 680 млн. руб.), сами же и "съедали" их на свое содержание. Казенная винная монополия учитывается в расходах, поглощая более четверти тех доходов, которые дает государству. И лишь налоги обеспечивают доходы бюджета государства при минимальных затратах.

      

3.  Анализ доходов и расходов в 1900-1914 гг. 

      Расходы Министерства финансов и его учреждений составляли 15–18% от общей суммы обыкновенных государственных расходов и были сравнимы с расходами Военного Министерства и Министерства путей сообщения, что позволяет представить масштабы деятельности финансовых органов. Рост расходов Министерства финансов происходил прежде всего и главным образом вследствие быстрого увеличения затрат по введению и распространению винной монополии, возрастанию пенсионных выплат и перечислению крупных пособий обществам железных дорог. Расходы по статьям «Подготовительные работы по введению и распространению винной монополии и операционные расходы» увеличились с 78 млн. рублей в 1898 году до 212,1 млн. рублей в 1908 году, т.е. за 10 лет в 2,8 раза. Эти расходы составляли половину всех обыкновенных расходов Министерства финансов.

Суммы пенсионных выплат возросли с 38,5 млн. рублей в 1902 году до 97,5 млн. рублей в 1912 году, т.е. за 10 лет в 2,5 раза. Они составляли четвертую часть обыкновенных расходов Министерства. Ежегодные пособия обществам железных дорог были небольшими сравнительно с общими расходами Министерства: в пределах 3–6 млн. рублей. Но в 1904 году они составили сумму в 20 млн. рублей, в 1907 -38,1, в 1908 — 30,1, в 1909 — 40,0, в 1910 — 19,8 и в последующие годы уменьшились до 9–10 млн. рублей. Расходы на содержание центральных и местных учреждений Министерства, т.е. его административно-исполнительного аппарата, колебались по годам, однако в целом были достаточно стабильны. Расходы на содержание центральных учреждений составляли около 1,0% от общих расходов Министерства, местных — 13–16%. Центральные и местные учреждения Министерства финансов обеспечивали 2/3 поступлений в доходную часть государственного бюджета: В 1902 году — 1319,8 млн. рублей из 1906,4 млн. рублей В 1912 году — 2056,2 из 3106,2 млн. рублей. 

      Приведенные выше данные свидетельствуют о рациональной организации и высокой эффективности  работы административных и исполнительных органов финансовой системы России. За 10 лет с 1902 года по 1912 год поступления от налогов, пошлин, сборов, казенной продажи питей, государственных имуществ и капиталов и других источников увеличились на 1 млрд. рублей, т.е. в 1,5 раза. Расходы же на содержание учреждений Министерства остались неизменными, порядка 58 млн. рублей в год. На один рубль этих расходов приходилось в 1902 году 22 рубля 70 копеек поступлений в государственный бюджет, в 1912 году — 35 рублей 50 копеек. Таким образом,Министерство финансов как единый административно-хозяйственный комплекс являлось весьма рентабельным государственным учреждением. В общих расходах Министерства на содержание центральных и местных учреждений более половины, а в 1912 году 2/3 составляли расходы на содержание классных чинов и офицеров. Оклады содержания «чинов» слагались из трех составляющих: жалования, «столовых сумм» и «квартирных сумм», каждая из которых «отдельной строкой» указывалась в штатном расписании учреждения. Столовые суммы как дополнительная надбавка равнялись примерно половине жалования, квартирные — одной трети. Должностные оклады устанавливались в зависимости от разряда учреждений. Содержание Министра финансов по государственной смете расходов на 1902 год — 17640 рублей, трех его товарищей (заместителей) — 47326 рублей. В 1902 году наименьший оклад директора департамента Министерства составлял 3431 рублей в год, наибольший — 8560 рублей. Министерству финансов принадлежали три жилых дома, на содержание которых по смете Общей канцелярии ежегодно расходовалось более 100 тысяч рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 
 

    Реформирование  бюджетной системы и бюджетного процесса требует осмысления накопленного собственного и зарубежного опыта  в сфере бюджетов, выделения тенденций  развития бюджетов и их реализации в практику бюджетного процесса мероприятий, направленных на разрешение наиболее важных, первоочередных проблем в  бюджетной сфере.

     В процессе своего развития бюджетная система России прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр. Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1. Архив государственного хозяйства за 1814 год

2. Горегляд В., Старая концепция государственного бюджета

3. Кремяновский, Государственный контроль в России за 100 лет // Вестник Европы. 1915. № 7-8.

4. Линков. Я., Крепостное крестьянство в России накануне реформы 1861г. // Исторический журнал. 1941 №2

5. Министерство финансов 1802-1902. Ч. 1. СПб., 1903.

6. Озеров И.Х. Русский бюджет

7. Плотников К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства

8. Святловский В.В. Примитивно-торговое государство, как форма быта. Спб, 1914.

9. http://delovik.pp.ru/bydjet-sssr/sovetskii-bydjet-v-poslevoennie-godi.php 
 

Информация о работе История финансов