История возникновения финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 19:22, реферат

Описание

Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.

Работа состоит из  1 файл

история возникновения финансов.docx

— 15.72 Кб (Скачать документ)

История возникновения финансов

        Финансы – категория историческая, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.

Финансы обособляются от общей совокупности денежных отношений  лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок:

Первая сводилась  к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно  ограничена власть монархов. Монархические  режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной. Последняя  стала общегосударственным фондом денежных средств – бюджетом.

Вторая предпосылка  – формирование и использование  бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным  закреплением.

Наконец, третья предпосылка  – налоги стали взиматься преимущественно  в денежной форме. Если ранее государственные  доходы формировались главным образом  за счет натуральных податей и  трудовых повинностей, то к концу  ХIХ — началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80—90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении тысячелетий  вплоть до становления товарно-денежного  хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство  было узким и весьма ограниченным. Соответственно, общегосударственный  фонд денежных средств (бюджет) был  также мизерным, и основная его  часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого  никакого заметного регулирующего  воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.

Постепенно общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом  структурированной системы государственных  доходов и расходов. Государства  законодательно закрепляли состав и  структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные  цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система  формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными  налогами. Однако финансовая система  и в эти эпохи была узка и  состояла лишь из одного звена —  бюджета. Соответственно, финансовые отношения  были однообразными и сводились  почти исключительно к формированию бюджета и его использованию.

Качественно новый  этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической  формации, которая характеризуется  развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. Жизнь потребовала новых общегосударственных  фондов денежных средств. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. Товарно-денежные отношения проникают  во все сферы общества, приобретают всеобщий характер. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

Истекший XX век в  еще большей степени усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений, который стал собственником значительной — до половины — части национального дохода. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.

Итак, финансы выступают  одновременно и экономической, и  исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа. Первый — неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена — бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета. Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9—18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30—50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы. Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций  различных форм собственности. В  странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная —  акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно  расширили и разнообразили возможности  роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться  лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в  результате длительной экономической  эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной  системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения  опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы  финансовых отношений, в настоящее  время в нее включают экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства — вновь  созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального  дохода и пропорции его деления  на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции  развития экономики, ее структура.

Информация о работе История возникновения финансов