История возникновения и развития рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание

Рынок, на котором осуществляются операции с ценными бумагами, представляет собой рынок ценных бумаг. Появление ценных: бумаг и совершение с ними разного рода финансовых операций имеет многовековую историю. Прообразом фондовых сделок являлся процесс обмена одной валюты на другую между торговцами на ярмарках. В разных городах мира купцы со всего света вели оживленную торговлю своим товаром. Чтобы привести в соответствие денежные единицы разных стран существовали меняльные конторы, владельцы которых обменивали деньги по текущему курсу за соответствующее комиссионное вознаграждение.

Работа состоит из  1 файл

РАЗДЕЛ 1.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

Профессиональная  деятельность на рынке ценных бумаг – это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг и организационному, информационному, техническому, консультативному и другому обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая является, как правило, исключительным или преимущественным видом деятельности.

       Правовое  регулирование рынка ценных бумаг  осуществляться: государственными органами (государственно-правовое регулирование) в лице Государственной Комиссией  по ценным бумагам и фондовой бирже и отдельными институтами (институционально-правовое регулирование) в лице саморегулирующихся организаций.  Функции и обязанности Комиссии определены Законом Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг" и Положением о комиссии, утвержденным Указом Президента от  14 февраля 1997 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку подчинена Президенту Украины и подотчетна Верховной Раде Украины. Этим обеспечивается ее независимое положение. Комиссия создается в составе Председателя Комиссии и шести членов Комиссии. Все они назначаются и увольняются Президентом Украины. Срок полномочий Председателя и членов Комиссии - семь лет. Одно и тоже лицо не может быть членом Комиссии больше двух сроков подряд.

В соответствии данным положением Комиссия выполняет следующие основные функции:

1. Устанавливает  требования относительно выпуска  и обращения ценных бумаг и  их производных, устанавливает порядок регистрации выпуска и информации о выпуске.

2. Устанавливает  по согласованию с НБУ дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

3. Комиссия  и ее территориальные органы  осуществляют регистрацию выпусков  и ведет реестр выпусков ценных  бумаг.

4. Регистрирует  правила функционирования организационно  оформленных рынков ценных бумаг.

5. Устанавливает  порядок и выдает разрешения  на осуществление деятельности  по выпуску и обращению ценных  бумаг (лицензирование).

6. Устанавливает  порядок отчетности участников  рынка ценных бумаг и в том  числе эмитентов.

7. Производит регистрацию бирж и внебиржевых торгово-информационных систем (ТИС), контролирует их деятельность.

8. Производит  регистрацию саморегулирующихся  организаций, создаваемых лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

9. Устанавливает  требования и стандарты относительно  обязательного раскрытия информации  эмитентами.

10. Координирует  работу по подготовке специалистов  по вопросам фондового рынка,  устанавливает квалификационные  требования и проводит сертификацию  специалистов и т.д.

       Государственная комиссия имеет основные права, которые  закреплены законодательно. В целях обеспечения прозрачности украинского рынка ценных бумаг Комиссией создан Центр общественной информации (ЦОИ). Основная задача ЦОИ состоит в обнародовании информации, подаваемой эмитентами в Комиссию, - годовые и полугодовые отчеты любых эмитентов, по перечню, устанавливаемому Комиссией. Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" открывает большие возможности для дальнейшего совершенствования нормативной базы по различным сторонам деятельности на рынке ценных бумаг и ведется активная работа по совершенствованию действующих и разработке новых законов. В этой части следует отметить проекты новых редакций Закона "О ценных бумагах и фондовом рынке". Закон "Об институтах совместного инвестирования" (принят в 2001 году), которые резко отличаются от действующего ранее законодательства.

       Комиссией создан Консультационно-экспертный совет  Государственной комиссии по ценным бумагам, который активно работает над совершенствованием действующего законодательства, дает свои рекомендации по многим важным вопросам работы рынка.

       Территориальные органы Комиссии действуют на основании  положения о территориальных органах Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (решение №9 от 14 мая 1998 года). Также Комиссия приняла решение о передаче ряда полномочий территориальным управлениям и в первую очередь по вопросам регистрации выпуска акций. 

2.2 Саморегулируемая  организация рынка ценных бумаг 

       Эту форма регулирования рынка ценных бумаг является вспомогательной  по отношению к государственно-правовому регулированию, осуществляется на основании норм, установленных государством, в лице саморегулируемых организаций.

       Саморегулируемая  организация (СРО) - это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, которое не имеет целью получение прибыли, образовано с целью защиты интересов своих членов, интересов собственников ценных бумаг и других участников рынка ценных бумаг и зарегистрировано Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Однако, не смотря на добровольность этой организации, было установлено, что каждый профессиональный участник рынка обязательно должен быть участником одной из саморегулируемых организаций.

       На  начальном этапе саморегулируемые организации занимаются в основном проблемами образования, организацией обмена опытом, предоставлением консультаций государственным и частным структурам и лоббированием в них интересов своих участников. Все решения этих организаций носят рекомендательный характер, однако, их значение часто выходит за внутренние рамки этих организаций. Контроль за саморегулируемыми организациями осуществляют соответствующий государственный орган.

       На  следующем этапе развития СРО решения их органов управления часто становятся обязательными для всех членов организации. В этом могут быть заинтересованы все участники рынка ценных бумаг, т.к. такая система способствует внедрению мирового опыта деятельности на рынке, цивилизованным отношениям между всеми субъектами рынка.

       Обязанность выполнения предписаний СРО строится на соглашении с членом организации, подкрепленным требованиями законодательства. Санкции, применяемые СРО, часто не менее строгие и действенные, чем санкции государственных органов. Например, бойкот со стороны участников рынка в отношении фирмы, исключенной из СРО, ведет, как правило, к лишению лицензии и к ликвидации фирмы. В Украине ведется активная работа по становлению соответствующих саморегулируемых организаций (УАИБ ПФТС, ПАРД), однако их функции очень ограничены. Существует мнение руководителей Комиссии, что СРО не очень удачная структура в процессе регулирования рынка ценных бумаг и для новых рынков она может выполнять только ограниченные функции. 

 

РАЗДЕЛ 3 

3.1.  Развитие рынка ценных бумаг в Украине 

       В нашей стране, в условиях не доскональной процедуры принятия законодательных  решений и порядка вступления их в силу, возможности разработки высококачественных нормативных документов существенно сужаются. Обновления законодательства, связанного с рынком ценным бумаг, наше государство должно начинать практически с ноля. Сейчас уже нет возможности обеспечить наследственность принятых актов и законодательства, которое существовало в Российской империи (в том числе и в Украине) до 1917г. Это обстоятельство не может не вызывать разочарования, так как до революции мы имели развитую как на то время, правовую базу регулирования фондового рынка. Уже в 1836г. в России было утверждено “Положение о компаниях и акциях”. В принятии такого правового документа, которое регламентировал деятельность акционерных обществ, мы опережали Пруссию на 6 лет, Англию – на 7 лет, Францию – на 19 лет. Но жаль развитие правовой базы, связанной с рынком ценных бумаг, после событий, которые произошли в октябре 1917г., приостановилось.                                   В Украине после принятия Верховной Радой 16 июля 1990г. “Декларации о государственном суверенитете” начался процесс формирования правовой базы для создания и функционирования рынка ценных бумаг. К группе законодательных актов первого поколения, которые сегодня регулируют отношения на украинском фондовом рынке, в первую очередь следует отнести Законы Украины “О собственности”, “О ценных бумагах и фондовом рынке”, “О хозяйственных обществах”, “О приватизационных бумагах”, “О банках и банковской деятельности” и другие.

       Анализ  этих документов позволяет утверждать о большом их влияние на развитие фондового рынка.

       Однако  необходимо сказать, что разработка этих документов проходила, не очень детально, и создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулирующих организаций, независимых реесторов, депозитария и клиринго-расчетных организаций, не было предвидено совсем.

       Дальнейшее  развитее украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активов и объемов, указало на необходимость оперативного закрытия дыр в законодательстве. Это произвело к разработке и принятии в 1992-1995гг. большого количества подзаконных актов. К этой группе подзаконных актов относятся: Указы Президента “Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях”, “О электроном обращении ценных бумаг и Национальном депозитарии” и др.

       К сожалению, первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка не всегда отвечало требованиям, которые ставились перед фондовым рынком. Главными причинами являлись, быстрота принятия этих правовых документов, и отсутствие единой концепции развития рынка ценных бумаг. Более того, некоторые положения принятых правовых документов, тормозили дальнейшие развитие инфрастуктуры фондового рынка.

       Более системная и целеустремленная работа в направлении развития законодательства Украины в сфере ценных бумаг  началось после принятия Указа Президента Украины от 12 июня 1995г. “О государственной  комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке”. Она была создана с целью реализации единой государственной концепции развития фондового рынка.

       Следующим важным шагом стало принятие Верховной  Радой постановления от 25 сентября 1995г. “О концепции развития и функционирования фондового рынка Украины”.

В течение 1996г. законодательная база рынка  ценных бумаг Украины была значительно  расширена и доработана. Основным событием, значительно повлиявшим на фондовый рынок, стало принятие Закона Украины “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”. Важным событие на фондовом рынке Украины стало внесение изменений в 1996г. в Закон Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”.

       Все выше перечисленные правовые документы, на сегодняшний день составляют правовую базу рынка ценных бумаг в Украине.

       В период 1997-2001гг. было принято ряд законов, указов и постановлений, которые существенно дополнили существующий фондовый рынок, однако только после принятия новой редакции Закона Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке”, можно будет говорить о окончательном создании второго поколения национального законодательства о ценных бумагах (что крайне необходимо нашему государству).

       На  начало 2000 г. деятельность на фондовом рынке Украины осуществляли:

      • 129 инвестиционный фонд;
      • 100 инвестиционных компаний с 182 взаимными фондами;
    • 827 торговцев ценными бумагами (в том числе коммерческие банки);
      • 352 регистратора;
      • 82 хранителя;
      • один депозитарий;
      • 6 бирж;
      • 2 торгово-информационные системы;
      • 10 саморегулирующих организаций.

       В Украине зарегистрировано более 35800 эмитентов ценных бумаг и в том, числе 11840 открытых акционерных обществ. Преобладающая доля акций выпущена приватизируемыми предприятиями (около 80% от всей суммы эмитированных ценных бумаг). Всего профессиональных участников рынка ценных бумаг более 1500. Но, дальнейшее становление фондового рынка Украины, его развитие и функционирование во многом зависит от законодательного регулирования. 

3.2 Инструментарий  рынка ценных бумаг в Украине 

       Законом Украины “О ценных бумагах и фондовом рынке” закреплен перечень инструментария фондового рынка Украины, т.е. какие могут выпускаться виды ценных бумаг [1]:

1) Акции – это ценные бумаги без установленного срока обращения, которая свидетельствуют о долевом участии в уставном фонде акционерного общества, подтверждающие членство в акционерном обществе и право на участие в управлении этим акционерным обществом. Дает право владельцу на получение части прибыли в виде дивидендов, а также на участие в распространении имущества при ликвидации акционерного общества.

Согласно  законодательству акции могут быть простыми и привилегированными, именными и на предъявителя.

2) Облигации предприятий – это долговые ценные бумаги предприятий, удостоверяющая внесение ее владельцами денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации могут выпускаться на предъявителя или именными, в документарной форме с выпуском сертификата облигации и в форме электронной записи.

3) Облигации внутреннего государственного займа. В Украине это ОВГЗ и ОВГСЗ. Эмитентом ОВГЗ является Минфин Украины от имени правительства, агентом выступает НБУ. В 1997г. каждую неделю производилось несколько выпусков ОВГЗ со сроками от 3 до 18 месяцев. Облигации почти всегда были дисконтными, без купонных выплат. В первичных аукционах принимают участие только банки – резиденты, но впоследствии были допущены и торговцы ценными бумагами. Активно принимали участие своими деньгами и нерезиденты (прежде всего через украинские банки). Номинал облигации 100 гривен.В 1998г. были выпущены ОВГСЗ. Облигации выпущены в бумажной форме на предъявителя, номинал – 50 гривен, срок обращения облигации 2 года, доходность по купону – 34%. Купонный доход выплачивается трижды – через год (17грн.), через полтора года (8,5грн.) и при погашении (8,5грн.). Доходы физических лиц по ОВГСЗ были освобождены о налогообложения.

Информация о работе История возникновения и развития рынка ценных бумаг