История возникновения казначейской системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:20, реферат

Описание

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад в период рождения системы государственных финансов и казначейской системы. История создания казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства. В средние века в период правления на Руси Ивана III (1462 - 1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению.

Работа состоит из  1 файл

Без имени 1.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

На данный момент времени во всех субъектах Российской Федерации созданы органы казначейства: последним субъектом Российской Федерации, охваченный казначейской системой, стала Республика Татарстан. Следует отметить, что Татарстан упорно не хотела организовывать у себя органы федерального казначейства. Министерство финансов Российской Федерации финансировало учреждения и организации федерального назначения через счета УФК на Чувашской Республике.

Органы федерального казначейства в Чеченской Республике в настоящее время не функционируют.

Процесс развития органов федерального казначейства нужно также рассматривать в ведомственном аспекте. В настоящее время процесс перехода практически завершен, и последними его осуществляют «силовые» министерства: Министерство обороны, МВД, ФПС и другие.

Органы федерального казначейства обслуживают более 80% общего количества учреждений, состоящих на федеральном бюджете (без учреждений и организаций Российской Федерации). Перевод на лицевые счета остальных бюджетополучателей задерживается из-за слабой технической оснащенности отдельных территориальных органов и из-за того, что эти расходы имеют гриф «секретно»; «совершенно секретно»; «секретность особой важности».

Эти проблемы решались и решаются сегодня. Министерство финансов по согласованию с Министерством обороны с февраля 1998 года приступило в порядке эксперимента к финансированию войсковых частей Приволжского военного округа и Балтийского флота через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.

В феврале-апреле 1998 года опробован первый этап эксперимента – финансирование распорядителей финансово-экономических уровней (ФЭУ) военных округов - распорядителей второй степени транзитом через счета УФК по Самарской и Калининградской областям.

В апреле-мае 1998 года был отработан второй этап – финансирование распорядителей ФЭУ При ВО и БФ третьей степени.

С мая по июль 1998 года был реализован последний этап эксперимента – финансирование бюджетополучателей ФЭУ При ВО и БФ через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства на территории субъекта Российской Федерации. Через УФК Самарской области профинансировано 41 войсковое учреждение, расположенное на территории области, и 109 бюджетополучателей, расположенных в других регионах.

В целях обеспечения гарантии финансирования в случае сбоев в работе органов федерального казначейства, впредь до особых указаний, разрешено не закрывать текущие счета войск, входящих в При ВО и БФ.

В целях соблюдения режима секретности при финансировании воинских частей указанных воинских формирований и передачи информации между участниками проводимого эксперимента во всех регионах созданы специальные отделы, оформлены необходимые допуски для работы с секретными документами по соответствующим формам. В Полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации для органов федерального казначейства были открыты специальные счета.

Поскольку графиком мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.98 №9-Ю-р, установлено было, что начиная с 1 сентября 1998 года финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в адрес руководителей территориальных управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Федерации  было направлено письмо от 04.09.98 с просьбой в кротчайшие сроки открыть лицевые счета ФЭУ и отделам военных округов и флотов Министерства обороны по месту дислокации в УФК в порядке, предусмотренном инструкцией Минфина России и Минобороны России, соответственно, от 17.07.97 №128 и от 05.07.98 №180/5/714.

На данный момент времени военные округа и суммы переводятся на обслуживание через лицевые счета отраженные в органах федерального казначейства, но бюджетополучатели (войсковые части, полки, батальоны отдельные и т. д.) остались еще без лицевых счетов.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2002 год в разделе 7 «Совершенствование казначейских технологий» указано, что к 1 октября 2001 года все получатели средств федерального бюджета, оставшиеся неохваченными казначейским контролем, должны быть также переведены на обслуживание в казначейство. Таким образом, формирование казначейской системы исполнения федерального бюджета будет завершено.

Развитие казначейской системы в России набирает обороты, практически полностью закончилось формирование системы, которая будет эффективным инструментом бюджетного процесса.

Таким образом, возникло, развивалось, упразднялось, снова возрождалось Казначейство России.

 

1.2Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

 

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

 

1) государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

 

2) негосударственный финансовый контроль:

аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

общественный финансовый контроль;

правовой финансовый контроль;

гражданский финансовый контроль;

страховой финансовый контроль и другие виды контроля.

 

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Федеральной службой по налогам и сборам, системой таможенных органов и государственными внебюджетными фондами – Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами ведомственного контроля являются:

выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

разработка предложений по устранению условий и причин их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторский контроль (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономному и рациональному использованию ресурсов предприятий с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенностями внутреннего аудита является его проведение внутри организации своими же специалистами-аудиторами по желанию руководства для получения информации, служащей основой для принятия управленческих решений, за счет собственных средств организации.

Внешний аудит выполняют аудиторские фирмы или частные предприниматели (аудиторы). На основании проверки обоснованности и законности всех хозяйственных операций они подтверждают достоверность бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка проводится в точном соответствии со стандартами и требованиями Федерального закона РФ от 7 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14 декабря 2001г.), который четко регламентирует обязанности и ответственность аудиторских организаций. Этим законом определены правовые основы аудиторской деятельности, государственные и общественные организации, регулирующие деятельность аудиторских фирм. Так, государственное регулирование аудита возложено на Федеральный орган по регулированию аудиторской деятельности при Минфине России, Совет по аудиторской деятельности при Федеральном органе и аккредитованные профессиональные объединения аудиторов. Аудиторская проверка может быть обязательной и добровольной (инициативной). Первую проводят в случаях, установленных законодательством РФ. Основные критерии, по которым бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной юридической проверке, подразделяются по:

 

1) организационно-правовой форме экономического субъекта (обязательной проверке подлежат все акционерные общества независимо от числа акционеров и размера уставного капитала);

 

2) виду деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат банки и другие кредитные учреждения, страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды.

 

При проведении аудита государство получает возможность добиваться высокого качества и достоверности бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильности исчисления и взимания налогов и других платежей, не расходуя при этом бюджетные средства. Но это не значит, что аудит подменяет государственный финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами.

 

Внутрихозяйственный контроль проводят финансово-экономические службы субъектов хозяйствования направлен на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельностью, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

Общественный контроль, выполняется неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на добровольной основе.

Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.

Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов ит.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляют на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению роста доходов и прибыли. Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, и организаций на текущие и капитальные расходы.

Информация о работе История возникновения казначейской системы в России