Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:20, реферат
Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад в период рождения системы государственных финансов и казначейской системы. История создания казначейства естественным образом совпадает с началом процесса образования Русского централизованного государства. В средние века в период правления на Руси Ивана III (1462 - 1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению.
Кроме того, при казначейском исполнении бюджета предусмотрено использование единого программного продукта всеми участниками бюджетного процесса, что позволяет работать в едином информационном пространстве и автоматизировать всю бухгалтерскую отчетность. А это позволяет принимать более выверенные управленческие решения на всех уровнях власти.
Однако, следует отметить, что недостающим звеном механизма эффективного управления расходами в настоящее время является отсутствие:
единого системного перечня бюджетных услуг, предоставляемых населению;
установленных стандартов качества предоставления бюджетных услуг;
электронного документооборота с бюджетополучателями средств в связи с недостатком вычислительной техники и программного обеспечения, что препятствует внедрению казначейских технологий исполнения бюджетов.
Учитывая, что в настоящее время маневрирование свободными остатками средств на бюджетных счетах является важным инструментом воздействия региональных администраций на экономику территорий, то к одному из самых перспективных направлений в области управления общественными финансами я бы отнесла управление ликвидностью, т.е. стремление органов власти иметь достаточное количество денег в нужном месте в нужное время, чтобы наиболее эффективным образом с точки зрения затрат выполнить обязательства государства.
При работе с чередующимися потребностью в ликвидных активах и их избытком в системе общественных финансов следует учитывать преимущества масштабности, которые можно получить, осуществляя консолидированное управление ликвидностью. Государственный аппарат состоит из множества организационных единиц, с географической точки зрения разбросанных по всей территории страны или региона и тем или иным образом - нуждающихся в платежах. Где-то может возникнуть временная нехватка ликвидных активов, в то время как в другом месте обнаруживается их избыток. Так как единственная задача ликвидных средств - обеспечить платежи, то не играет роли, где - географически или организационно - ликвидность возникла. Вся ликвидность государства может использоваться для всех государственных платежей. Поэтому, независимо от организационной структуры или степени децентрализации и самостоятельности, в системе государственного управления общественными финансами имеются сильные аргументы в пользу централизации управления всей ликвидности на одном счете, что позволяет уравновешивать ее дефицит и профицит. По этой причине почти во всех развитых странах, имеющих современную структуру управления общественными финансами, были созданы так называемые системы Единого Казначейского Счета.
Основополагающая идея системы состоит в том, что профицит ликвидности в какой-то одной части государственных общественных финансов может использоваться для покрытия дефицита в другой ее части. Поэтому счета всех министерств, ведомств, бюджетополучателей и вероятных внебюджетных фондов подключаются к единой структуре счетов, которая соединена с основным счетом. Все платежи государства должны проходить через систему Единого Казначейского Счета. Сальдо на индивидуальных счетах в этой системе в каждый момент времени равно нулю. Счета используются только для целей регистрации движения ликвидности. Вся ликвидность в системе государственных финансов концентрируется на основном счете и, благодаря этому, может быть целиком и полностью использована для осуществления платежей.
В настоящее время в России созданы предпосылки для внедрения метода управления ликвидностью посредством Единого Казначейского Счета - завершен переход территориальных Управлений федерального бюджета, что создает возможности для централизации всех средств на уровне федерального казначейства. Для реализации функции управления ликвидностью Единого Казначейского Счета в федеральном казначействе необходимо в перспективе выделить отдельное структурное подразделение, которое должно будет обеспечить координацию всех денежных потоков Российского бюджета.
В связи с тем, что казначейская система предполагает обязательный учет различных видов государственных финансов в целях регулирования межбюджетных пропорций, очень актуальной является постановка вопроса об исполнении через органы казначейства всех финансовых ресурсов государства, в том числе и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поскольку эти фонды выполняют типичные операции органов государственного управления и оперируют крупными средствами, зачастую сравнимыми с бюджетом сектора государственного управления, органы экономического регулирования обязательно должны иметь полную и оперативную информацию по их финансовым операциям. Отсутствие такой информации может резко снизить действенность усилий правительства по корректировке бюджетной политики.
Кроме того, при казначейском исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов создаются условия для использования избыточных денежных ресурсов этих органов, находящихся на Едином Казначейском Счете.
Еще одно направление, связанное с перспективами управления общественными финансами, по моему убеждению, связано с реализацией национальных проектов. В настоящий момент финансирование, выделяемое из федерального бюджета на их реализацию, идет различными путями: в виде субсидий, выделяемых региональным бюджетам; через выделение средств Территориальным Фондам Обязательного Медицинского Страхования на денежные выплаты врачам; а также министерствам на проведение централизованных закупок. Таким образом, нарушается целостность единого подхода к процедуре управления, расходования и контролю за средствами федерального бюджета.
В случае передачи функций по кассовому исполнению национальных проектов органам федерального казначейства проблемы предварительного и текущего контроля отпадают сами собой, так как основной контроль за движением финансовых потоков государства будет вестись и на стадии выделения средств, и на стадии их использования через территориальные органы Федерального казначейства, а кроме того значительно увеличиться оперативность доведения средств до конечных получателей.
Кассовое исполнение бюджета органами Федерального казначейства способствует предотвращению неэффективного и ненормативного расходования денежных средств. В результате дополнительные ресурсы местного бюджета остаются в распоряжении органа местного самоуправления.
В целом по итогам работы можно сделать вывод о том, что никаких непреодолимых трудностей при переводе бюджетов на кассовое исполнение в системе Федерального казначейства не существует в принципе.
Технологическая часть разработана в достаточной степени хорошо. Технические и материальные вопросы могут и должны быть решены в короткие сроки. Кадровые проблемы всегда были и будут основными, но они носят уже субъективный характер.
Возможно ли в течение короткого срока осуществить перевод бюджетов на кассовое исполнение в системе федерального казначейства? Безусловно, можно. Для этого требуется только одно - добрая воля и желание работать.
Органы местного самоуправления находятся ближе всех к конкретным людям, и именно они должны решать повседневные вопросы жизнеобеспечения на той или иной территории. А роль финансистов заключается в том, чтобы максимально использовать имеющиеся в нашем распоряжении средства информационных и коммуникационных технологий, использовать их как действенные инструменты управления местными финансами.
За последнее время бюджетное законодательство нашей страны претерпело существенные изменения как в части процесса исполнения федерального бюджета, так и в значительной части на уровне региональных и местных бюджетов.
В заключении хотелось бы отметить, что на данный момент реформа бюджетных отношений в Российской Федерации находится в решающей стадии, в ходе которой предстоит завершить переход к эффективной системе взаимодействия между всеми уровнями бюджетной системы, которая в конечном итоге позволит повысить уровень благосостояния населения. На пути решения столь масштабных задач возникает множество проблем, благополучное разрешение которых будет являться залогом успешного развития всей страны в целом.
Заключение
В курсовой работе была проделана работа по изучению казначейской системы исполнения местного бюджета. Вследствие чего было выяснено, что в условиях рыночной экономики казначейская система исполнения бюджета на сегодняшний день наиболее эффективная, и альтернативы такой системе не существует. Контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения. Казначейство является одним из главных инструментов экономической безопасности страны.
Федеральному казначейству как субъекту управления бюджетной собственностью принадлежит ключевая роль в финансовой системе страны, что позволит сосредоточить на его основе основные рычаги по регламентации бюджетных пропорций в государстве, и управления государственными финансами, они должны быть полностью сосредоточены в одном месте, т.е. в системе органов федерального казначейства, включая не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства государственных бюджетных фондов.
Казначейская система исполнения бюджетов позволяет: повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей. Принимая во внимание ведущую роль бюджета в экономической и социальной жизни общества, требуется существенно повысить роль федерального казначейства в исполнении бюджета. Поэтому необходимо расширить функции его территориальных органов, сделав их главными проводниками средств федерального и территориальных бюджетов.
Информация о работе История возникновения казначейской системы в России