Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:59, контрольная работа
Введение
По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».
Содержание
Введение 3
1. История возникновения термина 4
2. Понятие финансы как категория финансового права 7
3. Финансы как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства 13
Заключение 16
Список использованной литературы
Поскольку государственным (публичным) финансам свойственно стремление к их аккумуляции в определенном фонде, имеющем целевое назначение, порядок формирования и использования, то государственные финансы определяются как совокупность денежных фондов, находящихся в собственности государства либо муниципальных образований.
Такой специфический подход к использованию термина «финансы» позволяет выделить сферу действия финансового права, отграничить ее от сферы действия тех отраслей, которые традиционно считаются смежными отраслями права. Прежде всего, это касается сферы действия гражданского права, поскольку в его орбиту попадает большая часть денежных отношений. Частные финансы подчиняются законам частного права, подчиняются законам рыночной экономики, публичные финансы находятся под воздействием публичной власти, порождаются актами данной власти. В частном хозяйстве стремления произвольны и беспредельны, в государственном они стеснены и ограничены пределами, вытекающими из идеи государства [2 с. 47].
Следует оговориться, что приведенное высказывание Янжула И.И. не всегда отражает объективную действительность: скорее это основополагающий принцип, которому должна соответствовать финансовая деятельность государства. В истории современной России мы можем найти противоположные примеры – выпуск и размещение государственных краткосрочных бескупонных облигаций, в результате которого была создана пирамида ГКО, ничем не отличающаяся от пирамиды «МММ». Государство превратилось в спекулянта, причем далеко не рядового, маскирующего свою агрессивную коммерческую деятельность «публичным интересом».
Публичные фонды денежных средств являются материальным выражением публичных финансов. Однако финансы как экономическая категория это не просто денежные средства, а отношения по поводу образования и использования данных денежных средств. К финансовым относятся распределительные денежные отношения по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных публичных денежных фондов [3 с. 74].
Если в понятие «финансов» вкладывается то значение, на которое мы указали выше, то финансовыми будут являться отношения по образованию, распределению и использованию денежных фондов публичных образований. Таким образом, финансы как экономическая категория, представляют собой денежные отношения, связанные с планомерным образованием в процессе распределения национального дохода публичных денежных фондов и использование этих фондов для удовлетворения общественных потребностей государства и муниципальных образований.
В науке финансового права до сих пор ведется дискуссия о том, включаются ли в определение финансов как экономической категории отношения по «использованию» публичных денежных фондов. Впервые вопрос об употреблении понятий «использование» и «расходование» денежных фондов при определении понятия финансовой деятельности государства поднял в конце 80-х годов Худяков А.И. Его точка зрения заключается в том, что использование денежных средств может происходить лишь в отношениях, где деньги меняются на товар, т.е. в товарно-денежных отношениях [4 с. 85]. Но товарно-денежные отношения финансовым правом не регулируются. Расходование денежных средств может осуществляться и в рамках финансовых отношений, например, когда речь идет о распределении денежных средств из одного фонда в другой. Соответственно, государственные финансы, как их определяет Худяков А.И., представляют собой совокупность экономических отношений по формированию и распределению государственных денежных фондов [5 с. 72]. Однако, данная позиция не нашла поддержки целого ряда ученых-финансистов, в большей части учебников по финансовому праву при определении понятия финансов, указывается на отношения, возникающие в процессе использования государством финансовых ресурсов [6 с. 76]. Дискуссия по данному вопросу не закончена, однако, аргументы, приводимые Худяковым А.И. в обоснование своих выводов, видятся нам достаточно убедительными. Действительно, в рамках финансовых отношений осуществляется не использование, а распределение централизованных денежных фондов. Использование денежных средств может осуществляться только в отношении денежных фондов юридических и физических лиц, выступающих в качестве субъектов товарно-денежных, трудовых и иных отношений.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод о том, что категория «финансы» в значении, традиционном для юридической науки, означает экономические отношения, возникающие по поводу формирования и распределения публичных фондов денежных средств. Урегулированные нормами финансового права данные отношения приобретают форму финансовых правоотношений.
Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа. Первый — неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена — бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета. Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9—18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30—50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Впрочем, получают развитие не одни только государственные финансы. Развиваются (и по объему, и качественно) финансы предприятий и организаций различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная — акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.
Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Материальным
источником денежных фондов выступает
национальный доход государства — вновь
созданная стоимость. Поэтому условием
роста финансовых ресурсов является увеличение
национального дохода. Он определяет возможности
удовлетворения общегосударственных
потребностей и расширения общественного
производства. С учетом размеров национального
дохода и пропорции его деления на фонд
потребления и фонд накопления определяются
темпы и пропорции развития экономики,
ее структура.
3. Финансы как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства
История термина «финансы» прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в XIII XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. В России на рубеже XIX XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.
И в настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.
С XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.
Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.
С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе. Сторонники первой из них (В. М. Родионова, JI. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.
Таким образом, финансы термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.