Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание

Цель Пенсионного фонда РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.

Содержание

Введение 3
1. Понятие пенсионного фонда Российской Федерации 4
1.1. История развития Пенсионного фонда Российской Федерации 5
2. Характеристика Пенсионного Фонда Российской Федерации на I квартал 2011 года 9
3. Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России 10
Заключение 17
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО САЛИХОВУ ФИНАНСЫ.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

                                              Содержание

Введение 3

1. Понятие пенсионного фонда Российской  Федерации 4

1.1. История развития  Пенсионного фонда Российской  Федерации 5

2. Характеристика  Пенсионного Фонда Российской  Федерации на I квартал 2011 года                                                                                                                   9

3. Итоги реформирования и перспективы  пенсионной системы России 10

Заключение 17

Список литературы 18

                                                 Введение 

Цель Пенсионного фонда РФ или ПФР состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Главным юридическим основанием деятельности фонда является положение о "Пенсионном фонде РФ", принятое ещё в 1991 году постановлением Верховного Совета. В нём даётся определение ПФР как самостоятельного финансово-кредитного учреждения, созданного в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Помимо этого, ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.

Право на обязательное пенсионное страхование зафиксировано  в Основном законе РФ, а значит, Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную  пенсию. Согласно данному утверждению, Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.

Необходимо отметить, что для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.

1. Понятие пенсионного  фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

С созданием Пенсионного  фонда в России появился принципиально  новый механизм финансирования и  выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления  обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В структуре Пенсионного  фонда - 8 Управлений в Федеральных  округах Российской Федерации, 81 Отделение  Пенсионного фонда в субъектах  РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  1. учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  2. назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  3. назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  4. персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  5. взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  6. выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  7. управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  8. реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Председатель Правления ПФР - Дроздов Антон Викторович, Первый заместитель Председателя Правления ПФР - Куртин Александр Владимирович.

1.1. История развития  Пенсионного фонда Российской  Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.   
Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти  заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у  органов социальной защиты регионов. 
          В 1997 году вступил в силу федеральный закон  «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан  Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми  территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.   
          В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР,  как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.  
          Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.  
          Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд рублей.  
          С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот. 
          С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.  
          В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.  
          В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий. Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу  добавилось по 1%.  
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему  установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.  
          Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. 
          В 2010 году Пенсионному фонду исполнилось 20 лет. К юбилею ПФР подошел в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.  
          Одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть интернет для предоставления услуг или справочной информации. 

2. Характеристика Пенсионного Фонда  Российской Федерации на I квартал 2011 года

В I квартале текущего года в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование поступило 585,3 млрд. рублей страховых взносов (на 51,2% больше поступлений за аналогичный период прошлого года), что превысило прогнозные показатели.

В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в I квартале поступило 61,3 млрд. рублей, что в 3,7 раза больше объема поступлений I квартала 2010 года. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в I квартале поступило 47,8 млрд. рублей страховых взносов. Это в 1,6 раза больше объема поступлений I квартала 2010 года.

С 2011 года совокупная ставка страховых взносов возросла до 34%. Из них 26% работодатели платят в ПФР; 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно; 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В настоящий момент Пенсионный фонд Российской Федерации  принимает от работодателей одновременно Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также сведения индивидуального (персонифицированного) учета за I квартал текущего года.

3. Итоги реформирования  и перспективы пенсионной системы  России

Исходной точкой отсчета современной пенсионной системы можно назвать начало 90-х годов. В декабре 1990 г. в России был создан Пенсионный фонд, а в сентябре 1992 г. появилась правовая основа функционирования частных пенсионных фондов.

Реформы советской  пенсионной системы не отличались большой  фантазией. Казалось, достаточно было просто перенести на российскую почву эффективные пенсионные институты развитых стран, и нужный результат непременно будет получен.

20 лет – срок  более чем достаточный для  становления любого общественного  института. И потому уже сейчас  можно подвести некоторые итоги. Все авторы данного номера отмечают, что пенсионная реформа не дала ожидаемых результатов. Здесь больших разногласий между ними нет. Рассмотрим представленные авторами аргументы по порядку.

Основной акцент реформирования пенсионной системы был сделан на механизме формирования средств. В процессе реформ предполагалось заменить распределительный советский принцип накопительным. Страховая система должна была снизить участие государственного бюджета в формировании пенсионных доходов за счет расширенных пенсионных накоплений. Удалось ли этого добиться? Нет, все последние годы основным источником доходов Пенсионного фонда были средства федерального бюджета (см. таблица 1).

Таблица 1. Удельный вес федеральных субвенций в доходах Пенсионного фонда РФ в 2005–2013 гг. (2011–2013 гг. – плановые показатели)

Показатель  2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Поступление средств, всего, млрд руб. 1350 1638 1947 2730 3223 4680 5137 5655 6245
Субвенции из федерального бюджета, млрд руб. 693 833 920 1457 1947 2530 2342 2561 2803
Удельный  вес субвенций, % 51,3 50,9 47,3 53,4 60,4 54,1 45,6 45,3 44,9
 

Запланированное с 2011 г. сокращение удельного веса государственных  финансовых трансфертов, во-первых, не является кардинальным и, во-вторых, нет уверенности в том, что данные показатели удастся выдержать. Повышение размеров отчислений в Пенсионный фонд с 20 до 26%, предпринятое с начала текущего года, наверняка приведет к расширению масштабов теневых выплат. Кроме того, не способствует росту отчислений и массовая раздача государством преференций и льгот.

Следующий важный вопрос – эффективность использования пенсионных средств. В настоящее время пенсионные накопительные вклады размещаются в государственной управляющей компании (ВЭБ) и частных компаниях (их было 60 на конец 2010 г.). В государственной компании сосредоточена подавляющая часть пенсионных средств (97,5% по состоянию на III квартал 2010 г.). Сопоставим доходность пенсионных инвестиций и размер инфляции, выраженный через официальный индекс прироста цен на потребительские товары и услуги (см. таблица 2).

Таблица 2. Эффективность использования пенсионных накоплений в РФ в 2004–2010 гг., % в год*

Показатель  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Всего за период, раз 
Доходность  инвестирования средств пенсионных накоплений:                
государственной компанией  7,33 12,18 5,67 5,28 –0,46 9,52 8,39 1,58
частными  компаниями 4,79 21,92 20,91 5,70 –27,44 35,11 15,31 1,85
Прирост цен на потребитель-“ские товары и услуги 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,8 8,7 2,02
 

Как видно, капитализация  средств пенсионных накоплений значительно  ниже уровня инфляции. Приумножить  или хотя бы сохранить пенсионные накопления не удалось ни государственной компании, ни частным. В реальном выражении пенсионные накопления в государственной компании с 2004 г. по 2010 г. сократились на 21,8%; в частных – на 8,4%.

Не удалось  в рамках пенсионной реформы создать  крупные и эффективные независимые  пенсионные фонды. В 2009 г. численность участников таких фондов составила 6757 тыс. человек, или 17,5% от общей численности пенсионеров. Итог для системы, которая функционирует уже 17 лет, – более чем скромный. По сути, частному сектору страхового пенсионного страхования не удалось доказать свою эффективность и завоевать доверие населения.

Разумеется, проблема использования пенсионных финансовых ресурсов далеко выходит за пределы  пенсионной системы. Это общеэкономическая  проблема, связанная с несостоятельностью государства и бизнеса в реализации крупных инвестиционных программ и неумением эффективно распоряжаться долговременными финансовыми активами. Достаточно указать, что кредиты банков занимают крайне низкий уровень в структуре источников инвестиций в основной капитал экономики России. Все последние годы этот показатель колебался в диапазоне от 9,5 до 10,4%. Отсутствие доступных финансовых ресурсов вынуждает экономические субъекты концентрировать свои усилия главным образом на краткосрочных вложениях, общая доля которых в структуре финансовых вложений в эти же годы находилась на уровне от 76,4 до 82,8%.

Информация о работе Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России