Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание

Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31

Работа состоит из  1 файл

курсова2.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

  УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

     Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 

  КУРСОВАЯ РАБОТА 

по  дисциплине: Теория финансов

на тему: Экономическая сущность государственного кредита 
 
 
 
 

Студент

ФФБД, 3-й курс, ДФФ-1                                                                А.В. Горгун 
 
 

Руководитель                                                                                   Е.В.Васина  
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011 

                                         РЕФЕРАТ

Курсовая работа:     31с.,  2 рис., 1 табл., 22 источника.

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЛИГАЦИИ, КРЕДИТОДАТЕЛЬ, КРЕДИТОПОЛУЧАТЕЛЬ, ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ 

Объект  исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.

Предмет исследования  —  государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.

Цель  работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит  государства РБ.

Методы исследования: метод сравнительного анализа, общенаучные методы, системного подхода, экспертных оценок.

Исследования  и разработки: раскрыто понятие государственного кредита, показаны причины возникновения и этапы эволюции государственного кредита; исследованы основные цели и задачи государственного кредита.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней теоретический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованный из литературы и  других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................  
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Современная кредитная система − это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

    Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов.

    В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций.

    Принимая  во внимание сложившиеся в Беларуси экономические условия, хочется  отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Объектом исследования государственный кредит, его роль и необходимость.

Предмет исследования  —  государственный кредит и особенности его развития в Республике Беларусь.

     При написании данной курсовой работы применялись следующие методы исследования: системный метод, методы сравнения, анализа, синтеза, группировок.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.

    Для достижения поставленной цели необходимо:

  • изучить причины возникновения государственного кредита;
  • раскрыть понятие государственного кредита, его основных черт;
  • характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта;
  • определить формы государственного кредита;
  • рассмотреть влияние, которое оказывает государственный кредит в целом на государство.

     При написании данной работы использовались Банковский Кодекс Республики Беларусь, соответствующие нормативно-правовые акты законодательства Республики Беларусь, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати, электронные ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность государственного кредита

    1.1 Понятие и виды государственного кредита

     Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в  число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

     Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». В современных условиях государственный кредит—это совокупность финансовых отношений, в которых в качестве одной стороны выступает государство, а другой – физические и юридические лица. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заемщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Кроме того, государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. Это означает принятия государством на себя ответственности за погашения обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица. По обязательствам, которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выполнению этих обязательств переходит к государству. В рамках отношений государство может выступать и как кредитор, предоставляя различные ссуды иностранным государствам, юридическим или физическим лицам [13, с.229].

       Соответственно государственный  кредит представляет собой одну  из форм движения ссудного  капитала, когда владелец денежных  средств передает на время  заемщику не сам капитал, а  лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) а, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

     Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сферу заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложенных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е, по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений. Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного перераспределения.

     Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления [17, с.252-253].

     Под формой кредита понимается внешнее  проявление содержания тех экономических  отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства  широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

     Товарная  форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита [11, с.235 ].

       Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (Закон “ О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”). Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров  принадлежит Минфину Республики Беларусь.

       Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные  денежные средств, имеющиеся у  физических и юридических лиц,  привлекаются для финансирования  общественных потребностей путем  выпуска и реализации облигаций   и других государственных бумаг.

       Для кредиторов государственный кредит — форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства.

     Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

           В зависимости от характеристики  заемщика государственный кредит  бывает:

  • централизованный;
  • децентрализованный.

     В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные  займы проводятся для частичного покрытия расходов  местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются  материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа  носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться  на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг).

          По месту получения кредита,  государственный кредит подразделяется  на: внутренние и внешние займы

По  срокам они  делятся на:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • долгосрочные (свыше года).

          В каждом конкретном случае  оговариваются условия, формы  и сроки государственного кредита.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита