Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:52, курсовая работа
Объект исследования — государственный кредит, его роль и необходимость.
Предмет исследования — государственный кредит в РБ, и его значимость в экономике.
Цель работы: анализ государственного кредита, его формы и виды, изучить государственный кредит государства РБ.
Введение……………………………………………………………………….. 4
1.Сущность государственного кредита ……………………………............... 6
1.1.Понятие и виды государственного кредита……………………………... 6
1.2.Особенности государственного кредита, его роль в экономике……….. 10
2.Отличия государственного кредита от банковского……………………… 14
3.Государственный кредит в Республике Беларусь и перспективы его развития……………………………………………………...............................
19
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы……………………………………………………………. 31
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.
Форма выпуска облигаций – в виде записей на счетах с отражением их выпуска в глобальном сертификате. Доход по облигациям может быть процентным и доходным. Министерство финансов имеет право досрочно погасить облигации путем их выпуска или обменять их на облигации других выпусков, когда наступает срок погашения.
Размещаются облигации среди физических и юридических лиц. Юридические лица могут приобрести их на аукционе, проводимом Национальным банком, через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», непосредственно у Министерства финансов путем передачи или продажи банками. Размещение облигаций среди физических лиц осуществляется через банки.
Казначейские обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.
Ценные бумаги государства делятся на две группы:
На
вторичный рынок поступают
Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.
При приобретении ценной
Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства [7, с.224-225].
Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.
Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.
Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.
Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.
Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.
Позитивная
роль международного кредита в ускорении
развития производственных сил путем
обеспечения непрерывности
Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход.
Роль международного кредита в экономических процессах: оказывает содействие интернационализации производства и обмена; оказывает содействие укреплению международных экономических связей; повышает экономическую эффективность внешней торговли, стимулирует и укрепляет рост мирового товарооборота; обеспечивает непрерывность международных расчетов и ускоряет международный оборот средств; является методом регулирования платежных балансов; усиливает конкуренцию между странами, поскольку используется, как орудие конкурентной борьбы за рынки сбыта [2, с.84].
Таким
образом государственный кредит формирует
часть государственного долга (внутреннего).
Значительная доля государственного долга
состоит из внешних займов. Но, несмотря
на то, что и формируется государственный
долг, государственный кредит зачастую
играет очень важную роль и является неотъемлемой
частью. Поскольку общественные потребности
постоянно возрастают, а бюджет ограничен
возможностями государства.
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни и также категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов неналоговых платежей.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, поставщиков, богатых феодалов и т.п., правительств иностранных государств. Монарх и его правительство средства, полученные с помощью займов, направляли в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговых доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.
Однако
государство в кредитных
Объективная
необходимость использования
Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.
Целесообразность заимствований для формирования дополнительных финансовых ресурсов органов публичной власти и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для общественных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссия денег) балансирования правительственных доходов и расходов.
С
укреплением государства, с развитием
его функций усиливалось
Рис1.1 Взаимосвязь кредитных и финансовых начал в категории «государственный кредит» (1- государственные финансы; 2 – кредит; 3 – государственный кредит)
Примечание
— Источник: [3, с.59].
Присмотревшись к рисунку, можно сделать очевидный вывод: наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление – государственный кредит, границы которого очерчиваются сегментом -, обладающим новыми качественными характеристиками (пространственными, цветовыми и т.д.). Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, поскольку взаимопроникновение сфер функционирования и смешение характерных черт («цветов») кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки («цвет») новой самостоятельной экономической категории [3, с.57-63].
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [11, с.267 ].
Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.
Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита