Элементы финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 18:55, реферат

Описание

Целью курсовой работы является определение принципиальных составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных звеньев данной структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Элементы финансовой системы Российской Федерации.docx

— 350.34 Кб (Скачать документ)

План 

Введение

Эволюция финансовой системы

Элементы и звенья финансовой системы РФ

Перспективы развития структуры финансовой системы РФ

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Введение

 

     Экономика любого государства основана на объективных  экономических законах. Современные страны осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

     Вопрос  о сущности финансовой деятельности и финансовой системы государства  и муниципальных образований  имеет большое теоретическое  значение.

     Финансовая  система - термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы. 1

     По  своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

     общественные  финансы;

     финансы хозяйствующих субъектов.

     Целью курсовой работы является определение  принципиальных составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных звеньев данной структуры.

     Вопросы (задачи), рассматриваемые в курсовой работе:

     Эволюция  финансовой системы. Дискуссионные аспекты определения структуры финансовой системы России, рассмотренные разными экономистами и авторами финансовых статей и учебников в различных временных отрезках прошлого и настоящего.

     Элементы  и звенья финансовой системы РФ. Определение составных элементов финансовой системы. Особенности, характерные каждому звену структуры.

     Перспективы развития структуры финансовой системы  РФ. Рассмотрение основных проблем, препятствующих развитию. Методы и факторы, координирующие развитие финансовой системы.

     Анализ  закономерностей развития финансов в разных условиях общественного  воспроизводства свидетельствует  о наличии общих признаков  в сущности финансовых отношений, что  обусловлено сохранением объективных  причин и условий функционирования финансов.

 

Эволюция  финансовой системы

 

     В современное время термин "финансы" в обществе используется довольно часто: государственные (общественные) финансы, финансы предприятий, финансовые ресурсы, финансовые рынки, финансовый менеджмент, финансовая политика и т.п.

     Но  до сих пор в мировой экономической  науке нет общепринятого мнения о происхождении этого слова. Одни считают, что термин произошёл от латинского слова "financia", в переводе означает "денежный платёж". Похоже слово "финансы" и на английское "fine" - денежная пеня, пошлина за привилегию. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это строго определённая экономическая категория с чёткой выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличными или безналичным путём.

     Таким образом, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. 2

     Подходы к определению финансовой системы  также разнообразны. Так, например, представители англо-американской финансовой школы Т. Коуплэнд, Р. Брэйли, С. Росс, Ю. Бригхем и другие трактуют финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих финансовые услуги фирмам, гражданам, а также правительствам.

     Мнение  других, а также российских учёных состоит в том, что сущность финансовой системы страны раскрывается через  её подсистемы и составляющие: банковскую, кредитную, денежную, бюджетную, налоговую.

     В экономической практике современной  России можно встретить два наиболее часто встречающихся варианта определения финансовой системы.

     Первый  вариант определения, предложенный Л.А. Дробозиной, Г.К. Поляком, отражает практический, прикладной подход: финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, граждан и государства.

     Второй  вариант определения (научная школа Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, В.В. Ковалёв, В.В. Иванов и др.) отражает более академичный, классически-теоретизированный подход: финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

     "Финансовая система" - в российской экономике понятие развивающиеся. Подходы к определению состава подсистем также различны между собой. В большинстве своём, несмотря на различия подходов, учёные-экономисты в составе финансовой системы выделяют примерно схожий набор элементов (Приложение 1) 3.

     Ещё в учебниках советских времён в структуре финансовой системы  выделялись обычно две подсистемы:

     финансы предприятий и отраслей народного  хозяйства;

     общегосударственные финансы.

     Иногда  к ним добавляли как отдельную  подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала экономическому базису страны и проводимой финансовой политике. Реформы, проводимые в российской финансовой сфере, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовой системы.

     Так, авторы В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, А.М. Ковалёва считают, что финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. И представляют систему в следующей структуре (Рис.1.1). 

     

     Рис.1.1 Финансовая система РФ по В.К. Сенчагову, А.И. Архипову, А.М. Ковалёвой 

     По  их мнению, эти две подсистемы различаются  методами формирования и использования  фондов денежных средств. Общегосударственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Финансы предприятий - эти децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

     Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования  денежных фондов в каждой отдельной  подсистеме, финансовая система является единой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

     Дадим краткую характеристику каждому  из звеньев системы.

     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  частей: расходной и доходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

     Внебюджетные  фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Данные фонды формируются посредством обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.

     Государственный кредит - представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта.

     Финансовый  рынок - рынок, где обращается капитал. Авторы считаю, что его можно отнести в систему, т.к. фондовый рынок - это особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

     Фондовый  рынок в России начал ускоренно  развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Немалое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию рыночного менталитета.

     Централизованная  часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и ВВП. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

     Бюджет  нуждается в привлечении средств  для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продаёт государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа.

     Фонд  страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

     Второй  подсистемой финансовой системы  России являются финансы предприятий.

     Финансы предприятий различных форм собственности  - основа единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

     Автор Галицкая С.В. считает, что понятие финансовой системы неоднозначно, и различает функциональную и институциональную финансовые системы. Функциональная - совокупность финансовых отношений, институциональная - множество финансовых учреждений.

     Финансовые  отношения являются по своей природе  распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве. Графическое изображение функциональной структуры выглядит следующим образом (Рис.1.2). 

     

     Рис.1.2 Структура финансовой системы по Галицкой С.В. 

     Выделенные  группы и подгруппы связаны между  собой посредством перемещения  финансовых ресурсов из одних фондов другие.

     Институциональная финансовая система предполагает совокупность институтов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих определённые функции в сфере финансов, в  том числе:

     президент;

     органы  законодательной власти;

     органы  исполнительной власти, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

     органы  финансово контроля.

     А мнение Ю.Г. Швецова, И.М. Камнева состоит в том, что в состав финансовой системы, кроме перечисленных выше элементов, должны войти, во-первых, финансы домашних хозяйств и финансы некоммерческих организаций, во-вторых, банки, которые связаны с системой государственного кредита через Центральный банк России. Кроме этого, коммерческие банки являются и основной институциональной единицей финансового рынка.

     Нешитой А.С. считает, что в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, сложившейся в результате рыночных преобразований 90-х гг., можно выделить следующие крупные сферы:

     государственные финансы (федеральные финансы и финансы субъектов РФ) и местные;

Информация о работе Элементы финансовой системы Российской Федерации