Элементы финансовой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 18:55, реферат

Описание

Целью курсовой работы является определение принципиальных составляющих финансовой системы Российской Федерации. Характеристика основных звеньев данной структуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТЫ И ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Элементы финансовой системы Российской Федерации.docx

— 350.34 Кб (Скачать документ)

     Некоммерческие  организации - организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Такие предприятия могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

     Звенья  первой сферы - государственных и муниципальных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второй подсистемы включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Перспективы развития структуры  финансовой системы  РФ

 

     Современное состояние экономики представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана  с другими системами и играет важную роль.

     Тенденции развития финансовых систем зарубежных стран заставляют реагировать на изменения и Россию. И вряд ли РФ может реагировать пассивным приспособлением, без существенного изменения макро и микроэкономической политики. А именно это такие тенденции, как:

     во-первых, инфляция активов, приведшая к периодическому формированию пузырей на рынках финансовых инструментов и недвижимости;

     во-вторых, безудержное подорожание базовых  сырьевых ресурсов - теперь уже не только нефти, газа, металлов, но и продовольствия.

     Самое опасное, однако, то, что зарубежные финансовые институты, вложившиеся  в эти активы, сегодня тоже оказались  заложниками существующей политики.

     Автор статьи "Финансовая система: Время пришло" председатель совета директоров МДМ-банка, профессор ГУ-ВШЭ Олег Вьюгин акцентировал внимание на том, что сложившийся в начале 2000-х мировой финансово-экономический механизм разваливается. А также он уточнил обстоятельство, способствующее этому процессу:

     Пошатнулась стабильность финансовых институтов, которые обеспечивают инвестирование накоплений. Годы чрезвычайно мягкой денежной политики, соответственно, повышенной ликвидности финансовых рынков и инфляции активов не могли не поставить балансы крупнейших мировых банков под повышенные, хотя до поры до времени скрытые, риски. Фактически сегодня стало ясно, что если вернуть денежную политику мировых центральных банков к здравому смыслу (такая попытка была сделана ФРС в 2006 г), то тезис о возможности банкротства крупнейших мировых финансовых институтов уже может оказаться не шуткой. ФРС в этой ситуации предпочла вновь приступить к снижению процентных ставок как альтернативе целевой помощи отдельным банкам.

     Основной  поток импорта в Россию - из еврозоны и Азии. Поэтому России нет смысла осуществлять накопление валюты, которую в сложившихся обстоятельствах трудно назвать резервной, и платить за это внутренней инфляцией. Прекратить форсированное накопление резервов возможно только при отказе от фиксированного курса рубля и переходе к более гибкой политике курсообразования. Конечная цель этой политики - переход к принципам плавающего курса рубля.

     Также необходимо заметить, что Нестабильность цен, курсов и процентных ставок весьма негативно влияет на стоимость финансовых активов. Инвестиционный портфель ЕБРР в РФ сильно пострадал после кризиса 1998 г, особенно в части финансового сектора и автомобильной промышленности. Вложения в телекоммуникации, недвижимость, сельское хозяйство, природные ресурсы и инфраструктуру были затронуты существенно меньше, кое-где положение после кризиса даже улучшилось, прежде всего, в сфере экспортных производств и импортозамещения.

     Было  отмечено, что а фоне негативного  влияния на вложения ЕБРР в финансовый сектор, неплохо обстоят дела с кредитами Сбербанку РФ (SBER) и Внешторгбанку, а также с кредитами ряду частных банков, которые пользуются поддержкой стратегических иностранных инвесторов. Однако большую часть вложений в финансовый сектор вряд ли удастся вернуть. После 1998 г банк очень осторожно подходит к вложениям в финансовый сектор в любой стране, в которой работает.

     Отмечается улучшение положения с инвестициями в автомобильную промышленность.

     Указывают на низкий уровень доверия финансовой системе РФ и существенный объем вывоза капитала. Денежная масса составляет 16% от ВВП. По этому показателю РФ занимает одно из последних мест в мире. Уровень банковского кредитования пока не достиг показателей 1998 г.

     Доверие требует прозрачности и одним из способов является внедрение международных стандартов бухучета /IAS/. Однако это не является панацеей. Если аудиторы подходят к работе поверхностно, не требуют от банка образования соответствующих резервов на потери или руководство банка намеренно скрывает информацию, реальное состояние кредитного портфеля может быть скрыто достаточно долгое время.

     В РФ пока плохо используется законодательство о банкротстве, несмотря на неплохой уровень самих законов. Права вкладчиков и кредиторов в ситуации вывода активов из проблемных банков защищены плохо.

     Страхование депозитов также повышает уровень доверия, но в ситуации частых банкротств банков и вывода активов страхование слишком дорого и неэффективно.

     Другое  мнение о развитии финансовой системы  заключается в том, что главной  движущей силой интернационализации  мировой экономики стали международные  финансы, развитие которых опережает  рост мирового производства и экспорта. Именно встречные потоки прямых инвестиций, диверсификация, расширение и интеграция международных финансовых рынков вывели мировую экономику на качественно новый уровень интренационализации - глобализацию. Финансовая глобализация как часть всеобщей глобализации в сфере международных финансов существенно влияет на сложившиеся национальные финансовые отношения. Сами финансы в глобальном масштабе рассматриваются как всеобъемлющая система формирования, движения и использования денежных доходов в соответствии с решением их собственников.

     Показателем уровня развития глобализации финансов может служить капитал, функционирующий за пределами стран его происхождения в объёме накопленных иностранных активов.

     Развитие  финансовой глобализации стимулируется  неравномерностью экономического развития и распределения финансовых ресурсов, неуравновешенностью текущих платежных  балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, для покрытия бюджетных дефицитов, для проведения социально-экономических преобразований, осуществления слияний и поглощений компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям, а также внедрением современных электронных технологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени.

     На  развитие финансовой глобализации оказывает  воздействие ускоренная либерализация  мирохозяйственных связей и финансовых потоков в рамках стратегии открытой экономики. Либерализация финансовой сферы усиливается региональной интеграцией, она осуществляется на основе решений стран Большой Семёрки, многосторонних договорённостей в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного валютного фонда (МВФ) и другие.

     Реалии  современного финансового развития в глобальных масштабах диктуют  необходимость трансформации финансовой системы России. Трансформационная парадигма развития финансовой системы России, по мнению автора статьи "Трансформация финансовых отношений под воздействием глобализации: финансовая система России в условиях глобальной конвергенции", может основываться на взглядах учёного К. Поланьи, изложенных в работе "Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. Идея работы заключается в раскрытии роли институтов в развитии государства. Именно институты (в нашем случае финансовые) предопределяют темпы и масштабы финансовых преобразований, несмотря на значимость финансовых новаций, и факторов финансовой глобализации.

     Все финансовые процессы, в которых учувствуют определенные факторы, институты и  ресурсы, можно разделить на два  типа:

     медиации: взаимодействия, обеспечивающие перенос без изменения внутренних свойств определённых ресурсов и институциональных рекомендаций из одной пространственно-временной области в другую;

     трансформации: взаимодействия, сопровождаемые изменениями ресурсных, институциональных и поведенческих (психология финансов) параметров.

     К числу трансформационных процессов  следует отнести и процесс  модернизации в его общепринятом понимании, выражающейся в смене  традиций и прежде всего базовых  технологий (в финансовой сфере) Всё это влияет на финансовые институты (правила и кодексы), и на качественные и количественные характеристики ресурсов, участвующих в финансовых процессах. Преимущество трансформационного подхода состоит в адекватном отражении реальной динамической картины кардинальных финансовых перемен. В буквальном смысле трансформация означает перемену формы изучаемого объекта.

     В ходе трансформации финансовой системы  меняется структура эндогенных и  экзогенных институтов российской финансовой системы (Приложение 2) 6.

     Стратегия трансформации государственных  финансов, институциональные изменения  в условиях глобализации должны быть ориентированы на обеспечение экономичности и результативности государственных финансов, на использование государственных ресурсов с максимальной полнотой и эффективностью. И естественно, что именно эта задача должна стать генеральной в отличие от попыток выдвинуть на первый план сокращения государственных расходов.

     В настоящее время осуществляется трансформация государственных  финансов, однако её современная организация  и придание ей системных признаков  требуют проведения ряда мер:

     структуризация  сегментов государственных финансов;

     обеспечения максимально возможной локализации  государственных финансовых потоков;

     жёсткой правовой институционализации финансов государства;

     Финансы государства должны стать катализатором  выхода страны на инвестиционные рынки  мира, на рынки высокотехнологических  продуктов.

     В январе 2006 года был сформирован трёхлетний финансовый план на 2006-2007 гг. Шла работа над финансовым планом 2007-2009 года, в котором также предусматривается немало средств на ведение эффективной среднесрочной финансовой политики. "Такое новаторское бюджетное планирование предполагает сохранение фундаментальных условий и ограничений, которые долгосрочно поддерживали бы стабильную макроэкономическую ситуацию. Всё это работа всего правительства РФ, а также коллектива и руководства Минфина России, как ключевого разработчика этой новой идеологии", - уточнил Председатель правительства РФ М.Е. Фрадков7.

     Традиционно именно Минфин России является организующим и координирующим органом в процессе развития в России банков, финансовых инструментов и рынков, и всей финансовой системы в целом.

     В настоящее время осуществляется трансформация государственных финансов России, однако её современная организация требует проведения институциональных преобразований.

 

Заключение

 

     Вопрос  о сущности финансовой деятельности и финансовой системе различными авторами трактуется по-разному. Это обусловлено изменениями финансовой сферы с изменением всей экономики со временем: начиная с времён СССР и до сегодняшних дней.

     Экономисты-учёные предлагают множество различных  определений термина "финансовая система", и каждый из представлений является верным с большим акцентом на тот или иной аспект.

     Слово "financsia", как производное от латинского глагола, вошло в оборот в XIII-XV веках в Италии и означало "денежный платёж".

     Финансовая  система - совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

     Во  второй главе курсовой работы подробнее  рассмотрели характеристики составных  подсистем финансовой системы. Таким образом, финансовая система - это система взаимосвязанных элементов: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. Каждый элемент в свою очередь делится на звенья, что в едином целом составляет структуру влияющих друг на друга финансовых сфер государства.

     Современная финансовая система в определённой степени приблизилась к структуре  финансовых систем западных стран, имеющие  федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя финансовая система России достаточно противоречива и требует серьёзной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем:

     снижение  дефицита региональных и местных  бюджетов за счёт укрепления их доходной базы, приведение последней в точное соответствие с полномочиями бюджетов;

     реструктуризация  расходов по приоритетам;

     создание  условий для реализации принципов  бюджетов федерализма;

Информация о работе Элементы финансовой системы Российской Федерации