Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа
С точки зрения углубления познания сущности денег, все определения можно объединить в две группы- в соответствии с двумя основными подходами: логико-историческим и функциональным. Первый из них пытается выяснить сущность денег через изучение логики истории их развития, а второй определяет деньги через их функциональные формы, не ставя вопрос об их брлее глубокой основе. эти два подхода альтернативны лишь истоически, в рамках сложившихся научных школ. По своему существу они могут быть объединены и дополнять друг друга.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ДЕНЬГИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 4
1.1. Деньги и их роль в экономике 4
1.2. Функии денег 5
1.3. Эволюция денег в ХХ в. 9
1.4. Денежные системы и их эволюция 17
II. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ 20
2.1. Наименование денежной единицы 20
2.2. Масштаб цен 21
2.3. Виды и купюрность дензнаков 24
2.4. Безналичные расчеты 26
2.5. Вопросы защиты национальной валюты 28
2.6. Органы регулирования денежного оборота 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Выделяют четыре разновидности золотого монометаллизма:
1) золотомонетный стандарт, для которого было свойственно обращение золотых монет, выполнение золотом всех функций денег, свободная чеканка золотых монет с фиксированным содержанием, свободный обмен бумажных денег на золотые монеты ;
2) золотослитковый стандарт, при котором банкноты разменивались на золото только при предоставлении суммы, установленной законом за слиток золота определенного веса ( в Англии 1700 фунтов стерлингов за слиток золота весом 12 кг, во Франции - 215 тыс франков);
3) золотодевизный стандарт, при котором банкноты обменивались на иностранную валюту (девизы), которая, в свою очередь, обменивалась на золото. Эта форма была внедрена в 30 странах мира. Во второй и третьей разновидности золотого монометаллизма в обращении отсутствуют золотые монеты, монетарное золото сосредоточивается в руках государства, а золото не выполняет функций средств обращения и платежа;
4) золотодолларовый стандарт, при котором размен банкнот на золото был отменен во всех странах, а обмен долларов на золото осуществлялся осуществлялся только для правительства и центральных банков стран - членов МВФ. В 1971 г. был прекращен обмен долларов на золото.
Основные виды денег следующие : полноценные (золотые или серебрянные) монеты; неполноценные монеты; бумажные деньги (казначейские билеты); кредитные деньги (вексель, чек, банкнота). Номинальная стоимость полноценных денег в основном отвечает стоимости металла, который в них содержится, а сами они выполняют все функции денег, т.е. выполняют роль общего эквивалента. Полноценные деньги - это прежде всего золотые монеты. Но сов временем монеты стираются и их вес становится меньше. Законодательством установлен предел этого отклонения - 1% веса монеты.
Для обслуживания розничного
товарооборота во многих странах
практиковалась и практикуется чеканка
неполноценных (билонных) монет из меди,
алюминия, цинка и различных сплавов,
которые принадлежат
При нормативно-правовом подходе к денежной системе в ее составе можно выделить несколько отдельных элементов, каждый из которых законодательно зафиксирован. Относительно условий Украины можно выделить такие элементы ее денежной системы:
Наименование денежной единицы возникает, как правило, исторически. Даже когда молодые государства создают новые денежные системы, названия для своих денежных единиц (национальных валют) они ищут в своей истории или в истории коренной нации соответствующей страны. Так, в частности, поступила Украина. Новую национальную валюту решением Верховного Совета Украины назвали гривна. Такое название имела денежная единица Киевской Руси ¾ високоразвиного государства, которое существовало на территории современной Украины в Х-Х1 в. Таким образом проведенна своеобразная линия связи между современным и бывшим украинскими государствами, которая подтверждает закономерный характер восстановления государства Украина.
Масштаб цен представляет собой величину денежной единицы данной страны.
В большинстве случаев масштаб цен в современных условиях изменяется стихийно, независимо от свободы государства, под влиянием инфляционных процессов в экономике. То есть, место и роль масштаба цен в процессе ценообразования существенным образом изменились. Уже не государство сознательно изменяет масштаб цен с целью влияния на уровень цен, а стихийные процессы в ценообразовании изменяют масштаб цен, новый уровень которого в дальнейшем влияет на ценообразование.
Поскольку инфляционные процессы стали хроническим явлением, возникшая угроза постоянного уменьшения масштаба цен отрицательно влияет на функционирование денег как меры стоимости и действенность системы цен. Поэтому в долгосрочном плане поддерживания масштаба цен на определенном, относительно постоянном уровне есть важная задача каждого государства.
Решению этой задачи оказывают содействие прежде всего государственные мероприятия антиинфляционной политики. Тем не менее эти мероприятия, угнетая инфляцию, могут только остановить дальнейшее сокращение масштаба цен, но не могут восстановить его предыдущего (доинфляционного) уровня. Цены теряют сопоставимость во времени, способность верно выражать динамику экономических процессов. Ослабить эти недостатки возможно путем восстановления предыдущего масштаба цен, что можно осуществить путем деноминации, которая проводится как элемент денежной реформы. Следовательно проблема масштаба цен в современных условиях стала составляющей более общей проблемы обеспечения постоянства денег и решается одновременно с нею.
Приведенные положения относительно природы масштаба цен в современных условиях наглядно проявились в украинской экономике 1991-1996 гг. Под действием различных инфляционных факторов на протяжении 1991-1993 гг. оптовые и розничные цены в Украине возросли приблизительно в 9-10 тысяч раз, точнее розничные цены на потребительские товары в 8435,7 раз, а оптовые цены промышленности в 10701,6 раз сравнительно с 1990 г. В такой же мере уменьшилась величина денежной единицы ( украинского рубля). Она стала микроскопично малой, вследствие чего из оборота исчезли не только монеты, а и все купюры номиналом меньше 10 000 крб. В обороте широко использовались купюры в 100 000 крб. и даже в 1 млн. крб, поскольку именно такой номинал был адекватен новому масштабу цен.
Начиная с 1994 г. инфляция в Украине пошла на спад. На протяжении нескольких месяцев 1995 г., а ссобенно в 1996 г., индекс цен оставался неизменным. Тем не менее уровень всех цен был таким же высоким, как и ранее ( на простейшие товары цена выражалась десятками и сотнями тысяч рублей). Это обстоятельство само по себе существенным образом усложняло денежные отношения, ухудшало расчетно-кассовое обслуживание хозяйственных субъектов, поддерживала недоверие к денежно-кредитной политике государства, усиливало информационные ожидания. Устранить эти недостатки можно было путем укрупнения денежной единицы (увеличением масштаба цен). Эта задача была одной из ключевых при проведении денежной реформы в сентябре 1996 г. Решили ее путем деноминации (уменьшение) в 100 тыс. раз всех денежных показателей, включая массу денежной наличности в обороте.
Мера укрупнения масштаба цен (100 000 раз) была выбранна не случайно. Казалось, что вводя принципиально новую денежную единицу, Украина могла выбрать любой масштаб цен, не ориентируясь на тот, который был во времена вхождения ее в состав СССР. Ведь мировая практика свидетельствует, что успешно могут функционировать денежные системы с относительно малым масштабом цен (например, в Японии и Италии) и с относительно большим (например, в Великобритании, Канаде, Австралии).
В период подготовки денежной реформы в Украине активно дискутировался вопрос, какой масштаб цен выбрать. Были предложения ввести малый масштаб цен, проведя деноминацию в 10,0 тыс. раз. Предлагалось также установить величину гривны на уровне доллара США, а это означало, что деноминацию пришлось бы, проводить в значительно большей мере. Но оба предложения не учитывали исторической обусловленности формирования масштаба цен и потому не были приняты.
Наиболее полно отвечал указанному требованию масштаб цен, который сложился при деноминации цен в 100 тысяч раз. Поскольку обвальное возрастание инфляции началось с 1991 г., то масштаб цен 1990 г. можно считать конечной точкой в его историческом движении, прерванной полосой гиперинфляции. Поэтому логика исторического подхода требовала определения размера гривны на уровне масштаба цен 1990 года. Поскольку индекс потребительских цен на начало 1996 года возрос сравнительно с 1990 годом приблизительно в 126 тыс. раз, а индекс оптовых цен промышленности в 87 тыс. раз, деноминация в 100 тыс. раз по сути восстанавливала тот уровень масштаба цен, каким он был в 1990 году.
Тем не менее возвращение к прединфляционному масштабу цен не означает восстановления текущего уровня цен на отдельные товары. В Украине образовалась совсем другая система цен и совсем другой механизм ценообразования, вследствие чего соотношение отдельных цен существенным образом отличается от того, каким оно было до инфляции.
В проведенной в Украине реформе и проявилась активная роль государства в формировании масштаба цен в условиях функционирования неразменных на золото кредитных денег.
Для удобства пользования денежная единица подразделяется на определенное количество частей, как правило на 100. Закон определяет меру точного раздела и название каждой части. Так, гривна Украины делится на 100 частей, которые называются копейками.
Виды и купюрность дензнаков определяет высший законодательный орган, который дает им статус законного платежного средства, то есть накладывает на государство ответственность за их обеспечение. Все другие платежные средства такого статуса не имеют и вообще не должны поступать в оборот. Органы государственного контроля тщательно следят за тем, чтобы не допустить использования денежных суррогатов или фальшивых дензнаков. Как правило, запрещается также использование в качества платежных средств в границах страны иностранных дензнаков, поскольку это усложняет обеспечение национальных денег.
Если же действующее законодательство разрешает оборот других платежных средств, например, векселей, чеков, то оно определяет и условия их оборота, ответственность эмитентов этих способов и механизм реализации такой ответственности. Государство не несет ответственности за их обеспечение.
Право эмиссии дензнаков и ответственность за их обеспечение закон возлагает на определенный государственный орган. В современных условиях им, как правило, есть центральный банк страны. В этом случае дензнаки имеют вид банковских билетов (банкнот).
Эмиссия банковских билетов используется для кредитования центральным банком коммерческих банков и правительственных структур. В первом случае эмитированные банкноты направляются в реальный экономический оборот, который создает предпосылки для их возвращения к эмитенту вследствие погашения ссуд и предотвращения лишнего накопления банкнот в обороте. В втором случае эмитированные банкноты используются для покрытия бюджетных затрат. Но поскольку правительственные структуры получили их от центрального банка на кредитных основах эти структуры вынуждены так вести свое финансовое хозяйство, чтобы возвратить полученные кредиты и не допустить оседания лишней массы дензнаков в обороте и их обесценивание. Но этот механизм будет работать успешно лишь при условии, что правительство действительно будет возвращать центральном банку полученные ссуды. Если этого не будет, то эмитированные центральным банком банкноты превратятся по сути в обычные вещевые билеты и неизбежно обесценятся. Об этом красноречиво свидетельствует эмиссионный опыт Национального банка Украины в 1992-1993 годах. Хоть эмиссионное право сохранялось исключительно за НБУ и он эмитировал рубли формально на кредитной основе, тем не менее преобладающая часть его эмиссии направлялась непосредственно на покрытие бюджетного дефицита, назад не возвращалась и списывалась на увеличение государственного долга. В результате эмитированные НБУ дензнаки испытали непомерное для мирных условий обесценение ( больше 10000% только за один 1993 год). Начиная с 1994 года, в Украине проводится большая кропотливая работа по проведению эмиссии банковских билетов НБУ исключительно на кредитной основе.
Особое место в денежной наличности занимает разменная монета. По характеру эмиссии она обычно относится к дополнительному виду дензнаков основной валюты. Она играет вспомогательную роль относительно основной валюты: обеспечивает платежи на суммы, меньшие, чем размер принятой в стране денежной единицы. Если величина денежной единицы очень велика, то потребность в разменной монете снижается или вообще отпадает. Такое произошло в Украине в 1993 году, когда в связи с гипервысоким обесценением рубля мелкие платежи стали использоваться бумажными купюрами и монета исчеза из оборота. Потребность в монете появилась лишь после увеличения масштаба цен в 100 тыс. раз во время денежной реформы 1996 года. Если в стране установленна большая денежная единица, то потребность в монете возрастает, поскольку увеличивается удельный вес платежей на суммы, меньшие, чем размер денежной единицы. В таких странах важна доля монет в общей сумме денежной наличности, что делает денежные системы этих стран более экономическими, поскольку монеты снашиваются медленнее, чем бумажные банкноты. По этой причине периодически выпускаются монеты в одину или несколько денежных единиц, которые по сути не является разменными, а замещают бумажные купюры соответствующего номинала.
Кроме видов дензнаков законодательство государства определяет также их купюрность. Правильно установленная розмерность номиналов банкнот и разменной монеты прежде всего создает значительные удобства участникам платежного оборота. Кроме того, при довольно долгой судьбе больших купюр достигается экономия на использовании дензнаков. Вместе с тем наличие больших купюр делает денежную наличность более привлекательной для фальшивометчиков, более удобной для обслуживания незаконных, теневых операций. Именно по этой причине государства избегают выпуска купюр чересчур больших номиналов.
В Украине после денежной реформы 1996 г. в оборот выпущены банковские билеты номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 гривен, а также разменная монета 1, 2, 5, 10, 25, 50 копеек.
Современные висококомпьютеризированные банковские технологии открыли возможность дать преобладающей части денежной массы депозитную форму и обслуживать денежный оборот преимущественно в порядке безналичных расчетов. Поэтому в денежных системах все большее значение приобретает государственное регулирование безналичного денежного оборота. Поскольку безналичный оборот денег совершается по банковским счетам и не выходит из границ банковской системы, это упрощает регулирование и контроль за законностью платежных операций, что создает благоприятные условия для защиты общественных интересов, а также интересов участников денежного оборота.
Информация о работе Эволюция денежной системы; денежная система Украины 90-х годов