Эволюция денежной системы; денежная система Украины 90-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание

С точки зрения углубления познания сущности денег, все определения можно объединить в две группы- в соответствии с двумя основными подходами: логико-историческим и функциональным. Первый из них пытается выяснить сущность денег через изучение логики истории их развития, а второй определяет деньги через их функциональные формы, не ставя вопрос об их брлее глубокой основе. эти два подхода альтернативны лишь истоически, в рамках сложившихся научных школ. По своему существу они могут быть объединены и дополнять друг друга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ДЕНЬГИ И ИХ ЭВОЛЮЦИЯ 4
1.1. Деньги и их роль в экономике 4
1.2. Функии денег 5
1.3. Эволюция денег в ХХ в. 9
1.4. Денежные системы и их эволюция 17
II. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА УКРАИНЫ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ 20
2.1. Наименование денежной единицы 20
2.2. Масштаб цен 21
2.3. Виды и купюрность дензнаков 24
2.4. Безналичные расчеты 26
2.5. Вопросы защиты национальной валюты 28
2.6. Органы регулирования денежного оборота 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

ЭВДЕНСИС.DOC

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем депозитная форма не защищает деньги от обесценивания. Ведь непосредственно ответственность за обеспечение депозитных денег несет тот банк, в котором открыты счета. А банки, как известно, имеют склонность к банкротству, которое влечет полную или частичную потерю вкладчиками своих средств. Даже в высокоразвитых странах ежегодно становятся  банкротами десятки банков, не говоря уже о молодых странах, в которых банковские системы только формируются.

Кроме того, депозитные деньги приводятся в движение командами, которые поступают в банки извне в бумажной или электронной форме. Это открывает возможности для несанкционированного вмешательства и использования депозитных денег как со стороны работников банков, так и третьих лиц. Мировая банковская практика знает неоднократное вмешательство посторонних в компьютерные сети, благодаря чему были похищенны огромные средства. Опыт молодых независимых стран, в частности России и Украины, свидетельствует о широких возможностях разворовывания депозитных денег с помощью фальшивых бумажных носителей банковской информации (фальшивых авизо, чеков), о несанкционированном использовании самими банками депозитных средств после того, как они поступят на счета их собственников (так называемое “прокручивание денег”). Поэтому для собственников депозитных денег и банков потенциально существует не меньшая угроза их утраты, чем для собственников денежной наличности. Нейтрализовать эту угрозу возможно путем законодательного урегулирования всех этих вопросов на уровне денежной системы.

  • В частности, законодательством государства и нормативными актами центрального банка решаются такие вопросы формирования и использование депозитных денег: создание системы страхования  банковских вкладов юридических и физических лиц; внедрение сохранения коммерческими банками своих резервов на счетах в центральном банке с нормированием остатка средств на этих счетах;
  • создание системы межбанковских расчетов, что подлежит контролю со стороны центрального банка;
  • регламентация принципов организации безналичных расчетов между экономическими субъектами;
  • определение режима использование денежных средств, которые сохраняются на банковских счетах (на полное усмотрение собственника; по определенной очередности ¾ хронологической или определенной государством  и тому подобное);
  • определение форм расчетов, стандартов документов и порядка документооборота;
  • определение режима ответственности сторон за нарушение платежных обязательств;
  • установление нормативного срока для выполнения банками операций по счету клиентов и ответственности банков за нарушение этих норм;
  • механизм защиты банковских компьютерных сетей от несанкционированного вмешательства и тому подобное.

Если все эти вопросы  в стране законодательно урегулированны и практично решенны, депозитные деньги и безналичные расчеты будут с самой большой эффективностью обслуживать интересы общества вцелом и отдельных экономических субъектов.

2.5. Вопросы защиты  национальной валюты

 

В наличном денежном обороте  тоже  много вопросов, которые  не решаются в границах рассмотренных выше элементов денежной системы (наименование денежной единицы, виды и купюрность дензнаков). Поскольку денежная наличность оборачивается вне банков, это делает ее очень удобной для обслуживания незаконных, антигосударственных операций и видов деятельности. Речь идет об обслуживании наркобизнеса, игрального бизнеса, сексбизнеса, уклонения от уплаты налогов, контрабанде и тому подобное. Во всех этих случаях деньги используются только в наличной форме. Дензнаки поддаются также подделке. Фальсификация сегодня угрожает многим валютам мира, стало  наиприбытнейшим видом подпольного бизнеса, что тесно переплетается с другими его сферами и приобретает международного характера.

Беря во внимание указанные  обстоятельства, государства не ограничиваются техническими средствами по усилению защиты купюр от подделки или борьбе с фальшивомонетчиками, а проводят мероприятия по регламентации и контролю операций с денежной наличностью. Хоть эти мероприятия в определенной мере ограничивают право собственности лица на ее денежные средства, законодательство вынуждено идти на такие ограничения. В Украине, в частности , сейчас действуют такие регламентирующие требования относительно операций с денежной наличностью:

  • субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять платежи денежной наличностью на небольшие суммы, связанные преимущественно с формированием и расходованием денежных доходов населения;
  • все клиенты банков ¾ юридические лица могут держать в своих кассах денежную наличность лишь в границах лимита, установленного банком соответственно определенным НБУ правилам;
  • субъекты предпринимательской деятельности обязанны сдавать полученную денежную наличность, выручку на свои счета в банках; на собственные потребности могут расходовать часть выручки в границах лимита, установленного обслуживающим банком соответственно  правилам, определенным НБУ;
  • при полученнии наличных средств со своих счетов в банках юридические лица должны указывать, на какие цели они их получают и отмечать суммы по каждой цели;
  • расходовать полученную в банке денежную наличность юридические лица обязаны в соответствии с указанными целями и объемами;
  • все клиенты банков (юридические лица) обязаны разрабатывать прогнозы своих кассовых оборотов и представлять их в банки для разработки таких прогнозов по регионам и по стране в целом.

В Украине ведется  активная борьба c фальcификацией дензнаков. Украинская валюта имеет высокий уровень защиты. Кассовые центры банков обеспечиваются устройствами для определения фальшивых знаков, ведется соответствующая подготовка кассовых работников. Активизируются усилия по раскрытию преступных групп, которые занимаются подделкой дензнаков. Молодая денежная система Украины формирует все способы защиты своей национальной валюты.

Регламентация режима валютного курса и операций с валютными ценностями - чрезвычайно важный и эффективный элемент денежной системы. Во всех странах он активно используется для защиты и обеспечения постоянства национальной валюты.

Регламентация режима банковского процента обеспечивает регулирование цены денег на финансовом рынке с целью влияния на их массу в обороте, а следовательно ¾ на постоянство денег.

2.6. Органы регулирования  денежного оборота

 

Организация оборота  денег обычно возлагается действующим  законодательством на банки. Это одна из важных функций банков, которую они выполняют в процессе расчетно-кассового обслуживания клиентов. Тем не менее важная роль денежного оборота, переплетена с интересами отдельных экономических субъектов и общества в целом требует государственного надзора и контроля за выполнением банками упомянутой функции. Каждое государство возлагает эту задачу на специальные органы регулирования денежного оборота и контроля за соблюдением законодательства по монетарным вопросам. В Украине таким органом является Национальный банк Украины, что предусмотрено Конституцией и Законом “О банках и банковской деятельности”. Другие органы государственного управления экономикой ( Кабинет Министров, Министерство экономики, Министерство финансов),  реализуя свои мероприятия экономической и финансовой политики, тоже влияют на денежный оборот. Тем не менее свои регулирующие действия в монетарной сфере они должны координировать с НБУ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежная реформа в  Украине в широком смысле преследовала по меньшей мере три цели:

  1. Создать национальную денежную систему самостоятельного украинского государства.
  2. Обеспечить постоянство национальных денег на рынке, достаточное для стимулирования с помощью денежных инструментов экономического и социального развития страны.
  3. Обеспечить функционирование новой денежной системы соответственно требованиям законов рыночной экономики.

Такой многоцелевой характер и особые условия проведения реформы определили его многоэтапность и значительную продолжительность.

Первая цель была достигнута на первом и втором этапах реформы. Выпуск купона сначала в наличный оборот, а потом и в безналичный дал возможность вытеснить оттуда русский рубль, который стал преемником советского рубля. Тем самым была установлена монополия украинского государства на выпуск законных платежных средств, создан собственный эмиссионный механизм, экономика Украины была выведена из рублевого пространства.

Тем не менее глубокий экономический кризис и гиперинфляция  обусловили появление в экономике Украины доллара США — сначала как средства сбережения, а потом как платежного средства. Долларизация внутреннего рынка достигла такого высокого уровня, что превратилась в могущественный инфляционный фактор, который угрожал национальным деньгам. Поэтому НБУ запретил с 1 августа 1995 г. использовать наличную иностранную валюту как средство платежа на территории Украины.

Постепенно была восстановлена  монополия национальных платежных средств для обслуживания внутреннего рынка.

Вторая цель денежной реформы была достигнута на этапе  подготовки к введению гривны. После продолжительной и высокой инфляции НБУ удалось доказать бесперспективность инфляционного пути мобилизации финансовых средств на потребности государства и перейти к реструктуризованной денежно-кредитной политике, которая привела к значительному снижению уровня инфляции.

Это - еще одно свидетельство того, что выпуск гривны в сентябре 1996 г. стал лишь завершающим, видимым моментом продолжительной, временами драматической борьбы за стабилизацию денежной системы, что было одной из главных целей реформы. Только приближение к этой цели сделало возможным выпуск гривны.

Третья цель денежной реформы - создание денежной системы  рыночного типа — преследовалась на протяжении всего срока ее проведения. За этот период создан принципиально новый механизм регулирования денежного обращения, внедрены в практику новые инструменты денежно-кредитной политики, либерализированы  механизмы цено– и курсообразования, начал формироваться рынок ценных бумаг, валютный  и кредитный рынки. Тем самым были созданны благоприятные условия для проведения НБУ эффективной антиинфляционной политики, которая и обеспечила предпосылки для введения гривны.

Тем не менее задачи, которые  определяются третьей целью денежной реформы, были полностью не выполнены, поскольку в стране не было создано полноценного рыночного механизма. Нынешняя денежная система имеет такой же переходный характер как и экономика, которую она обслуживает. Поэтому рыночное усовершенствование денежной системы будет длиться и после введения гривны. Важную роль в успешном внедрении гривны сыграл Национальный банк Украины: довольно удачно выбран срок выпуска гривны, пропорции обмена старых денег на новые, определен механизм выпуска гривны, сформирована покупюрная структура массы новых денег. Как известно, во многих странах при проведении денежных реформ нередко возникали так называемые "разменные кризы", когда в обороте не хватало разменной монеты и купюр мелких номиналов. Банковской системе Украины удалось избегнуть подобного кризиса.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гош А. Деньги в системе экономических отношений, В ж.Экономика Украины, 2002, №4
  2. Гриценко А. Деньги: возникновение, сущность, функции и агрегаты , В ж. Экономика Украины, 1999, № 2
  3. Харрис Л. Денежная теория- М.: Прогресс,1990
  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика - М. :”Дело” ЛТР, 1993
  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т.1- М.,: Республика, 1992
  6. Барр Р. Политическая экономия Т.1.-М.: Междунаолдные отношения, 1995
  7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.,:Финансы, изд-кое объед. “ЮНИТИ”, 1999
  8. Общая теория денег и кредита.- М., Банки и биржи, изд-кое объед. “ЮНИТИ”, 1995
  9. Иванов В.М. Деньги и кредит- К., МАУП, 2001
  10. Мочерный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. Основы экономической теории.- К.: Знання, 2000



Информация о работе Эволюция денежной системы; денежная система Украины 90-х годов