Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:10, лекция
Развитие финансовых отношений в России представляет собой очень долгий и тернистый путь от Киевской Руси и до наших дней. Начинать, как я полагаю, надо с правления Петра Великого. Он был великим правителем, который использовал опыт Западных стран для развития своей страны… Для проведения своих широкомасштабных реформ ему были необходимы большие финансовые средства. Петр решил учредить особую должность - прибыльщики, к
1.2 Финансовая политика СССР
Финансовая политика СССР, на мой взгляд, характеризуется прежде всего тоталитарной политической системой, построенной после крушения имперской власти. Она имеет жесткую централизованную власть, где финансовая политика определялась съездами КПСС… на них определялись все финансовые показатели, что мешало эффективному развитию в финансовой сфере. Но, охарактеризовать финансовую систему как сугубо отрицательную я не могу, ведь СССР была великой державой… Вот почему надо произвести анализ финансовой системы СССР и извлечь из нее уроки… Советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего, как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, как концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.
Количество денег в обращении в октябре 1917 г. по сравнению с довоенным периодом увеличилось более чем в 9 раз и составило на 1 ноября 1917 г. 22,4 млрд. руб, Цены на хлеб к этому времени возросли по сравнению с 1914 г. в 16 раз, на картофель -- в 20 раз, сахарный песок -- в 27 раз, мясо -- в 5 раз. В период Октябрьской революции рубль стоил всего лишь 6 довоенных копеек. В обращении кроме кредитных билетов и новых денежных знаков -- керенок, выпущенных Временным правительством, использовались различные денежные суррогаты (чеки, боны, марки, облигации государственных займов, обязательства казначейства). Это был практически процесс распада денежной системы России. Перед страной возникла угроза финансового краха. Централизованное руководство советской власти эмиссионно-кассовыми операциями в этот период не смогло (в том числе и по объективным причинам) стабилизировать обращение вследствие сокращения поступлений в доход государственного бюджета. Дореволюционные денежные знаки, несмотря на падение их ценности, представляли собой значительную экономическую силу. Большевистский проект денежной реформы 1918 года осуществить не удалось из-за начавшейся гражданской войны и военной иностранной интервенции. В период «военного коммунизма» деньги резко упали в цене из за большого количества выпущенных денег. На этом наживались спекулянты и крупные производители. Интересно, что тогда в бывшей империи обращалось до 2000 разновидностей денежных знаков и дефицит государственного бюджета в 1920 г. составил 1055 млрд. руб. Ввели карточную систему, что говорило о нарушении принципа эквивалентности.
Этапы и проблемы денежной реформы 1922--1924 годов. Новая экономическая политика создавала условия для свободы торговли. Сначала государством был организован товарообмен без использования денег, который, однако, был быстро вытеснен куплей-продажей, т.е. торговлей. Ее формирование позволило бы использовать деньги не только для восстановления хозяйства, создания основ плановой экономики, для развития хозяйственного расчета, но и для решения целей общегосударственной системы ценообразования, а также кредитной и финансовой систем. В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:
-- золото должно быть в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
-- обеспечить защиту финансовой системы от иностранного влияния;
-- обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования для создания эффективной системы;
-- провести единую государственную денежную политику на всей территории СССР.
В октябре 1921 года создали государственный банк, сделав важный шаг в регулировании денежного оборота, главной задачей которого стало укрепление денежного обращения и развитие товарно-денежных отношений в стране. Итогом является: восстановление хозяйства, был получен хороший урожай, объем промышленной продукции возрос на 30,7%. Вырос товарооборот, благодаря возродившейся внешней торговле были накоплены валютные резервы: часть прибылей отчисляли государству хозрасчетные предприятия; стал приносить проценты государственный кредит: аккумулировались взносы населения в сберегательные и страховые кассы.
Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года -- совзнаки, новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль которых равнялся 1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% -- легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот как города и так деревни. Он предназначался для обеспечения нормального хозяйственного оборотаТакже увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы: были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом и чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых совзнаков была прекращена. Основной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги с соотношением 1 рубль 1924 года -- 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился в июне 1924 г. Кроме того, приняли декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Введение твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита. В 1921--1923 гг. была создана советская кредитно-банковская система. Кроме Госбанка, единственного эмиссионного банка страны, были учреждены: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 г. -- Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк), Центральный сельскохозяйственный банк (Сельхозбанк). Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды в рамках привлеченных ресурсов, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Получила развитие кредитная кооперация. В октябре 1922 г. был выпущен первый государственный заем в денежной форме, что наряду с развитием сети сберегательных касс способствовало мобилизации денежных средств и укреплению государственных финансов.
Денежная реформа 1947. Вторая советская денежная реформа была проведена в 1947 г. Ее необходимость определялась тем, что в годы войны (1941--1945 гг.) резко возросли военные расходы, уменьшился розничный товарооборот. Ясно, что для покрытия возрастающего дисбаланса выпускалось в обращение большое количество денег. Фашисты на оккупированной территории выпускали фальшивые деньги, что тоже увеличило их излишек в обращении. Необеспеченность денег товарной массой понизила их покупательную силу. Реформа была необходима также для ликвидации спекулятивных элементов, накопивших денежные запасы и сохранявших их в кубышках. Решили изымать лишнюю денежную массу.
Реформа связывалась с отменой карточной системы, которую не удалось провести в 1946 г. или первой половине 1947 г. из-за постигших страну в 1946 г. засухи и неурожая. В сентябре 1946 г. было осуществлено важное подготовительное мероприятие к денежной реформе, заключавшееся в сближении коммерческих и пайковых цен путем снижения первых и повышения вторых соответственно. Повышение пайковых цен было компенсировано хлебной надбавки.
Благоприятное развитие промышленности (конец 1947 г. довоенного уровня) и сельского хозяйства (в 1947 г. урожай превысил на 58% уровень 1946 г.) позволило накопить товарные запасы, необходимые для верной интервенции в момент проведения реформы. Успеху денежной реформы способствовала устойчивая сбалансированность государственного бюджета: в 1946 г. было достигнуто превышение доходов над расходами. Таким образом, во второй половине 1947 г. создались все необходимые экономические и финансовые предпосылки для проведения денежной реформы.
В декабре 1947 г. издали постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Произвели обмен находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов. После снятия карточной системы государственные розничные цены в 1948 г. были на 17% ниже предреформенного состояния цен, а рыночные цены снизились более чем в 3 раза. Реформа укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после ее проведения. Реформа нанесла жесткий удар по спекулянтам, державшим свои накопления на руках, и полностью лишила возможности использовать как фальшивые деньги, так и советские, вывезенные оккупантами из СССР. В результате проведения реформы были ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. В условиях денежной реформы 1947 г. был использован накопленный страной опыт проведения прежних реформ. Вторая денежная реформа была проведена в очень короткий срок.
Главный идеолог и претворитель китайских реформ Дэн Сяопин как-то сказал: "Если бы "косыгинские" реформы удались, Китай, возможно, снова бы учился у СССР".
Осенью 1963-го на некоторых фабриках Москвы, Горького и большинстве угольных шахт Украины - впервые после нэпа - был введен хозрасчет и более чем вдвое снижено число обязательных плановых показателей. Результаты оказались настолько благоприятными, что с 1965-го та система стала распространяться едва ли не по всему СССР.
По сути дела в конце 1940-начале 1950-х в СССР стал вводиться ряд элементов югославской ("титовской") экономической системы, официально называемой в СССР "реставрацией капитализма"...
В связи с теми советскими начинаниями Сталин отметил в последней своей работе "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.), что многие наши экономисты и чиновники не знают, не понимают хозрасчета, не умеют его применять и потому выступают против него. И в той же работе он высказался против "огосударствления" всех отраслей и предприятий: "На самом деле передача в собственность государства является не единственной и даже не лучшей формой национализации, а первоначальной формой национализации..." То есть "косыгинские" реформы фактически начинались 60 лет назад, но были прерваны после марта 1953 года...
Но в середине 1960-х А.Н. Косыгин, став председателем Совета Министров СССР, возобновил попытки реформировать экономику.
Суть реформ 1960-х, если вкратце, сводилась к следующему:
- ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования ("хрущевские" совнархозы), а предприятия снова становились (как до совнархозов) основной хозяйственной единицей;
- восстанавливалось отраслевое управление промышленностью;
- сокращалось количество директивных плановых показателей с 30 до 9. Действующими оставались показатели по общему объему продукции в действующих оптовых ценах, важнейшей продукции в натуральном измерении, фонду зарплаты, общей сумме прибыли и рентабельности (как отношение прибыли к стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств), платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета, общему объему капиталовложений, по внедрению новой техники, объему поставок сырья, материалов и оборудования;
- расширялась самостоятельность предприятий: они стали определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, осуществлять инвестиции в производство за счет собственных средств, устанавливать долговременные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала и размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались жестким финансовым санкциям;
- за счет прибыли предприятия могли формировать фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства и т.п. Причем использовать эти фонды предприятия могли по собственному усмотрению (в рамках существующего законодательства).
Внедрение упомянутых механизмов позволило резко ускорить темпы экономического роста, социального достатка и промышленного экспорта, но одновременно существенно повысилась самостоятельность предприятий и даже многих регионов СССР, что противниками реформ было расценено как угроза подконтрольности экономики и региональных ("национальных") властей высшей партийно-государственной номенклатуре.
Негативно повлияли на продолжение реформ и известные события в Чехословакии, где схожие экономические новации вводились тоже с середины 1960-х при поддержке со стороны "титовской" Югославии. Но в то же самое время СССР становился все более крупным получателем "легкой и быстрой" инвалюты за счет растущего экспорта разнообразного сырья, особенно нефти, газа, угля, металлургического и лесного. Последняя тенденция стала едва ли не главным аргументом против реформ. Как следствие, они в СССР были свернуты уже в первой половине 1970-х. По имеющимся данным, А.Н. Косыгин посетовал в беседе с премьер-министром Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г. в Праге: "Ничего не осталось, все рухнуло. Реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят. Людей, с которыми я разрабатывал материалы (по экономическим преобразованиям. - Прим. ред.), уже отстранили. И я уже ничего не жду..."
Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации
Институциональная финансовая система Российской Федерации разделяется на Министерство финансов РФ, Федеральную налоговую службу, Федеральную таможенную службу, органы государственного финансового контроля, внебюджетные социальные фонды и другие(смотрите Приложение 1).
Министерство финансов РФ - федеральный орган исполнительной власти, в состав которого входят такие подразделения как:
Федеральная налоговая служба;
Федеральная служба страхового надзора;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Основными задачами Министерства финансов РФ в разработке единой государственной политики в сфере:
финансовой политики (бюджетно-налоговой, страховой, государственного долга);
денежно-кредитной и валютной политики (совместно с Центральным Банком России);
аудиторской деятельности;
бухгалтерского учета и отчетности;
добычи, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней;
таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств (совместно с Министерством торговли и экономического развития, в составе которого находится Федеральная таможенная служба).
2 основных аспекта финансовой политики:
- макроэкономическую стабилизацию, связанную с проблемой бюджетного дефицита;
- распределение финансовых ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения.