Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются: - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной систе-мы.….………..5
1.2 Принципы формирования бюдже-та……………………………………....8
1.3 Функции государственного бюдже-та……………...….....…....................10
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11
2. Анализ государственного бюджета……………………………...………....17
2.1 История развития бюджетной систе-мы.....………………….....................17
2.2 Финансовая система Российской Федера-ции…………….........................18
2.3 Бюджетный процесс в Российской Федера-ции…………………….……20
2.4 Бюджетный дефи-цит………...………………………………….…………21
3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24
3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24
3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25
3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26
Заключе-ние………………………………………………………...............….…28
Список литературы…………………………………….……..………………..30

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине                                   Финансы                                                    .

 

На тему:  Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность                                       государственного бюджета                                                                                   .      

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение……………………………………………………….…………......…….3

1.              Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5

1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной системы.….………..5

1.2 Принципы формирования бюджета……………………………………....8

1.3 Функции государственного бюджета……………...….....…....................10

1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11

2.              Анализ государственного бюджета……………………………...………....17

2.1  История развития бюджетной системы.....………………….....................17

     2.2 Финансовая система Российской Федерации…………….........................18

     2.3 Бюджетный процесс в Российской Федерации…………………….……20

     2.4 Бюджетный дефицит………...………………………………….…………21

3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24

     3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24

     3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25

     3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26

Заключение………………………………………………………...............….…28

Список литературы…………………………………….……..………………..30

Введение

 

Центральное место в системе финансовых планов государства занимает бюджет.

Бюджет - слово английского происхождения, означающее «мешок».

Бюджет – это основной инструмент проверки сбалансированности финансовой системы страны, соответствия прихода и расхода финансовых ресурсов.

Бюджет по-разному может рассматриваться с экономических и правовых позиций. Как экономическая категория он выражает отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны. Эти отношения складываются между государством, предприятиями и населением. Основная часть бюджетных отношений возникает в процессе распределения и перераспределения стоимости национального дохода. Как правовая категория бюджет представляет собой с одной стороны основной финансовый план образования, распределения и использования публичных финансов, с другой стороны он принимается в особой процедуре законодательным органом государственной власти в форме закона.

Главная экономическая роль бюджета выражается в том, что он формирует финансовую базу для функционирования органов государства и местного самоуправления.

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее природой,  социально-экономическим строем, задачами и функциями государства.

Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозвратной выдачи средств на определенные сферы и мероприятия. Государственный бюджет является важнейшим финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который образуется для покрытия государственных расходов.

Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются:  - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы государственного бюджета

1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной системы

 

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениямиzиzнаселением называются бюджетными.

Бюджетныеzотношенияzвозникают вzраспределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) иzсвязаны с формированиемzиzиспользованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственныхzпотребностей.

Совокупность бюджетных отношений поzформированию и использованию бюджетного фондаzстраны составляет понятие государственного бюджета.

«Государственныйzбюджет - это денежные отношения, возникающие у государства сzюридическими и физическимиzлицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованиемzиzиспользованием бюджетного фонда, предназначенногоzнаzфинансирование народного хозяйства, социально-культурныхzмероприятий, нужд обороны и государственного управления»[1].

Государственныйzбюджет возник с появлением государ­ства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюд­жет приобрел форму документа, утверждаемогоzзаконода­тельным органом страны. Родоначальником бюджета и про­цесса его утверждения является Англия, где после рево­люции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

Расходы государства изначально были разделены на две части — на гражданские (цивильные) и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расхо­дов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.

Бюджет является регулятором экономики в стране, так как фиксирует направления расходования средств, перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода.

Задачи государственного бюджета:

1) перераспределение средств ВВП;

2) обеспечение бюджетной сферы экономики;

3) финансирование социальной политики государства;

4) регулирование и стимулирование различных отраслей экономики;

5) контроль деятельности государственных фондов.

Государственный бюджет регулирует отношения в хозяйственной, экономической сферах, направляя и перераспределяя бюджетные средства в поддержку конкретных регионов или отраслей. При этом возможно усиление или сдерживание роста производства, изменение структуры спроса и предложения. Перераспределение средств ВВП проходит двумя этапами:

1) формирование доходной части бюджета;

2) формирование расходной части бюджета.

Доходы бюджета - материальные средства, которые поступают в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Причем денежные средства поступают в бюджеты всех уровней в безвозмездном и безвозвратном порядке.

В процессе формирования доходной части бюджета некоторая доля ВВП изымается в пользу государства. Так происходит формирование финансовых взаимоотношений государства и налогоплательщиков. При этом доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. Налоговые доходы поступают в бюджет за счет вновь созданной стоимости и доходов, получаемых при ее первичном распределении и накоплении. Неналоговые доходы формируются в результате экономической деятельности государства или распределения ранее полученных доходов между уровнями бюджетной системы.

Расходы бюджета - материальные средства, которые распределяются на нужды государства и местного самоуправления. Перераспределение бюджетных средств происходит при помощи дотаций, субвенций, бюджетных ссуд и субсидий. При этом в подавляющем большинстве случаев все виды расходов бюджета носят безвозвратный характер. Однако бюджетные ссуды и бюджетные кредиты могут предоставляться также и на возвратной основе.

Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления средств и направления их расходования. Если расходы превышают доходы, то баланс бюджета сведен с дефицитом, и в этом случае говорят о бюджетном дефиците.

Основные доходные статьи в государственном бюджете:

1. Налоги на доходы и собственность, отчисления на различные нужды (например, на содержание жилищного фонда), дающие около трех четвертей поступлений в госбюджет и включающие:

- личный подоходный налог

- налог на прибыль предприятий

- налог на собственность (имущество) и др.

2.  Налоги на товары и услуги, составляющие около одной пятой бюджетных поступлений:

     - акциз, с помощью которого в бюджет изымают часть стоимости товара, не отражающую эффективность производства, а являющуюся результатом повышенного спроса на данный товар (водка, табак, автомобили и др.)

     - налог на добавленную стоимость

     - налог с продаж (с оборота)

     - таможенные пошлины

3. Прочие поступления:

     - доходы от государственных предприятий

     - займы государства и др.

Согласно российскому законодательству бюджетная система Российской Федерации — это, «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.»[2]

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

        Федеральный бюджет

        бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

        бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

        бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

 

1.2 Принципы формирования бюджета

 

Принципы государственного бюджета наиболее полно выражают сущность бюджетного устройства Российской Федерации.

Основным правовым документом, регулирующим бюджетные аспекты экономики, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с ним выделяют следующие принципы бюджета:

1) Единство бюджетной системы. Основывается на том, что при функционировании бюджетной системы используется единая правовая база и единая документация на всех уровнях системы. При этом существует единый порядок финансирования расходов, а также принципов бюджетного процесса на территории Российской Федерации;

2) Самостоятельность бюджетов различных уровней. Основывается на праве самостоятельного бюджета различных уровней власти, а также на возможности выбора органами государственной власти и местного самоуправления источников финансирования дефицитов бюджетов. При этом дефициты бюджетов одних уровней не могут компенсироваться за счет средств бюджетов других уровней;

3) Разграничение доходов и расходов. Осуществляется между уровнями бюджетной системы государства и означает следующее. За каждым уровнем бюджетной системы закреплены строго регламентированные источники получения доходов и полномочия на осуществление расходов;

4) Сбалансированность бюджета. Означает, что расходы бюджетов всех уровней должны соответствовать доходам (собственным и дополнительным);

5) Полнота отражения доходов и расходов. Означает обязательность отражения доходов и расходов в бюджетах разных уровней в полном объеме;

6) Эффективность и экономность использования. Это означает, что при планировании расходов бюджетных средств необходимо исходить из наиболее выгодных позиций с точки зрения необходимости и экономии;

7) Совокупное покрытие расходов. Означает, что все расходы бюджета определенного уровня покрываются из совокупности доходов бюджета данного уровня.

При этом при возникновении необходимости бюджету нижестоящего уровня могут быть перечислены дополнительные средства (в различных формах) из бюджета вышестоящего уровня сверх планируемых им доходов. Тем самым регулируется сбалансированность бюджетов, а региональные и местные бюджеты могут получать дополнительные ресурсы для выполнения своих функций;

8) Адресность и целевой характер. Означает, что средства, выделяемые для конкретной цели, могут быть использованы только по целевому назначению;

9) Гласность. Означает, что принятые и вновь принимаемые законы о бюджетах открыты для общества;

Информация о работе Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета