Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются: - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.
Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной систе-мы.….………..5
1.2 Принципы формирования бюдже-та……………………………………....8
1.3 Функции государственного бюдже-та……………...….....…....................10
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11
2. Анализ государственного бюджета……………………………...………....17
2.1 История развития бюджетной систе-мы.....………………….....................17
2.2 Финансовая система Российской Федера-ции…………….........................18
2.3 Бюджетный процесс в Российской Федера-ции…………………….……20
2.4 Бюджетный дефи-цит………...………………………………….…………21
3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24
3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24
3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25
3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26
Заключе-ние………………………………………………………...............….…28
Список литературы…………………………………….……..………………..30
10) Достоверность. Означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней должны быть правильно рассчитаны.
1.3 Функции государственного бюджета
Государственный бюджет - один из важнейших элементов финансовой системы государства. С помощью бюджета происходит централизация финансовых средств государства и их перераспределение на необходимые цели.
Бюджет выполняет следующие функции:
1) перераспределение полученных средств национального дохода и ВВП;
2) регулирование и стимулирование различных сфер экономики государства;
3) формирование централизованного фонда денежных средств с помощью налогов и займов;
4) расходование средств централизованного фонда;
5) контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств;
6) социальная направленность расходования средств;
7) распределительные процессы в народном хозяйстве;
8) регулирование отраслей хозяйства и учреждений непроизводственной сферы.
Государственный бюджет оказывает существенное воздействие на развитие социально-экономической сферы страны. Он служит для формирования централизованного фонда денежных средств и эффективного его распределения в соответствии с бюджетной и налоговой политикой государства. Распределительная функция бюджета реализуется посредством распределения части национального дохода, которая в нем концентрируется.
Контрольная функция бюджета реализуется посредством осуществления контроля за движением его доходной и расходной частей.
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета свидетельствую о том, что бюджет является важной экономической категорией. Таким образом, государственный бюджет - это система экономических отношений, на основе которых осуществляются доходы и расходы государства.
Средства государственного бюджета позволяют функционировать также и органам государственного управления. При этом бюджет мобилизует средства всех отраслей экономики для проведения мер государственной внешней и внутренней политики.
При формировании доходной и расходной частей государственного бюджета отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками средств (налоговых и неналоговых), а также с получателями бюджетных средств. Иными словами, так характеризуются взаимоотношения государства и населения, а также хозяйствующих субъектов.
С помощью средств государственного бюджета финансируются общегосударственные и муниципальные программы, а также расходы на управление, социальную защиту, государственную оборону, экологию, общественную безопасность граждан. Распределение бюджетных средств - важнейший фактор реструктуризации экономики в целом, ее отдельных отраслей, а также реализации целевых и научно-технических государственных программ.
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет
Чтобы проследитьаэволюцию взглядовпотечественных экономистов на сущностьмиифункции бюджета, его влияниепна экономику страны, необходимо краткочостановиться на теории финансовявяцелом. Это связано с тем, что бюджетсявляетсясфинансовойакат
Развитие отечественнойяфинансовойянауки в XX веке можно условно разделить на два периода по историческим особенностямясоциально-
В это время государствояуже на стадиияпервичногояраспределени
Одним из первыхярешившимявопрос об отделениияфинансов от производственнойяосновы и отнесении их к надстроечномуяобразованию был Э.А. Вознесенский, который разграничилапервичное распределениеанационального дохода, протекающее без участия государства, а, следовательно, и финансов, от вторичногояраспределения (перераспределения), в котором финансы играют важную роль, обеспечивая государствояденежнымиясредства
Это толкованиерсущности финансов получило широкоерраспространение во втором периоде развитиявотечественнойвфинансо
Значительный вклад в разработку теории финансов в этот период внесли В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, В.К. Сенчагов (московская финансовая школа), Б.М. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская (ленинградская финансовая школа), А.Ю. Казак, В.П. Иваницкий (уральская финансовая школа) и ряд других ученых.
По мнению Э.А. Вознесенского, система финансов - это совокупность финансов отраслейвнародноговхозяйства, кредита в различныхрформах и общегосударственныхрфинансов, важнейшей частью которых является государственный бюджет.
Не полностью соглашается с ним В.П. Дьяченко и Г.М. Точильников выделяя в системе финансов 2 звена: финансы социалистических предприятий и социалистического государства, причем последнее звено, в основном, реализуется через бюджет.
По мнениюzРомановского М.В., система финансовzсостоит из двух укрупненных подсистем: государственныеzиzмуниципальны
Развитиеzосновных положений ленинградскойzфинансовой школы (в том числе, Э.А. Вознесенского и Б.М. Сабанти) получилоzпродолжение в работах уральскихzученых-экономистов и, в частности А.Ю. Казака. По его мнению, система финансов должнаzрассматриватьсяzкак взаимосвязанное единство 3 звеньев: общегосударственныхzфинансов (государственного бюджета, государственныхпвнебюджетныхzф
Несмотря на разнообразиеzсуществующих мнений все ученые и экономисты выделяют в качествеоосновного элемента системыофинансов общегосударственныеzфинансы. В свою очередь, в этом звене ведущее место занимает государственный бюджет, играющийzважную роль в регулировании экономическихzиzсоциальныхопро
Поэтому целесообразнымzпредставляется исследованиеzсущности и функций бюджета как финансовойzкатегории и основногоzинструмента реализации государственнойzфинансовой политики.
В трудах эпохи СССР определениеzбюджета звучало так: "Государственный бюджет СССР являетсяzосновным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Государственном бюджете СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственной власти и органов государственного управления."[3]. В это время, характеризующим преобладанием государственной формы собственности, бюджет концентрировал основную часть денежных ресурсов государства, которые начинали поступать уже на стадии первичного распределения национального дохода, а также через него осуществлялось финансирование большей части расходов. Другие уровни бюджетов были лишены самостоятельности и включались в главный бюджет страны.
Несмотря на ограниченность приведенного понимания бюджета, вызванную спецификой политической, экономической и социальной жизни этого периода, в нем содержится ряд важных черт бюджета: плановость, функционирование в виде фонда денежных средств, использование для удовлетворения разнообразных потребностей государства, предприятий и населения.
Как уже отмечалось выше, в начале 90-х годов начинается новый период в развитииоотечественнойофинансо
По мнениюzакадемика Казака А.Ю. государственныйzбюджет является центральным звеномообщегосударственных финансов, а также системы финансов в целом. Экономическое содержаниеzиzсущность бюджета обусловлены природой и функциямиzгосударства, которое нуждается в денежных ресурсах для осуществленияzсвоихzфункций. Государственныйобюджет следует рассматривать в совокупности: как объективнуюоэкономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной финансовый план государства и как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики).
С точки зрения профессора Родионовой В.М., "государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределенияпнациональног
По мнению Дробозиной Л.А., государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода. В частности, "государственный бюджет Российской Федерации выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон".
С точки зрения профессора В.К.Сенчагова, "государственный бюджет- это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределениеоиоиспользование централизованногоофонда денежных средств как обязательного условия функционированияолюбогоогосуда
По мнению профессораzРомановского М.В., "бюджет - это система императивных денежныхzотношений, в процессе которыхzобразуется бюджетный фонд"[4].
По мнениюzакадемика Поляка Г.Б., "бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенногоzдля финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".
Разнообразные определенияzбюджета приводятся в законодательных актах, популярных изданиях монографияхzотечественных и зарубежных авторов. В качестве примера представляетсяzвозможным привести некоторые определения «бюджета».
Современный экономический словарь - «Бюджет - имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год».
Дж. Ю. Стиглиц в работе «Экономика государственного сектора» отмечает, что «Бюджет федерального правительства - показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства»[5].
По мнению автора, в силу присущей понятию "бюджет" комплексности, его можно характеризоватьпспразличных позиций. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, будь то отдельное лицо, семья, учреждение, предприятие, государство. С другой стороны, бюджет - это денежные отношения по поводу формирования и использования фонда денежных средств для обеспечения выполненияпфункцийпипзадач государства и органов местного самоуправления.
2. Анализ государственного бюджета РФ
2.1 История развития бюджетной системы
До 1991 г. бюджетная система России состояла из одного уровня. В государственный бюджет СССР включались бюджеты разных уровней всех союзных республик, краев, областей, вплоть до местных бюджетов. Это делало его чрезвычайно громоздким. В 1991 г. согласно закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и иным законодательным актам бюджетная система России стала состоять из трех уровней, таких как:
1) федеральный бюджет Российской Федерации;
2) бюджеты национально-государственных и административно-
3) местные бюджеты.
Это значительно упростило бюджетную систему и наделило местные органы самоуправления определенной самостоятельностью.
По закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» бюджеты на местах могут разделяться на два уровня:
1) бюджеты муниципальных районов, городских округов;
2) бюджеты сельских и городских поселений.
Таким образом, сейчас бюджетная система России имеет четыре уровня.
Все бюджетные уровни автономны и не являются частью друг друга. Данная структура играет решающую роль в современной России и странах Запада, в которых возрастает роль местных бюджетов как важнейшего звена финансовой системы. В некоторых странах (таких как Япония, Германия, США) на долю местных бюджетов приходится более 50 % всего капитала страны. В последнее время на местные бюджеты переложены дополнительные функции, связанные с расходами, увеличением собственной доходн
Информация о работе Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета