Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является рассмотрение взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета. Задачами работы являются: - изучение теоретических основ государственного бюджета, - проведение анализа государственного бюджета Российской Федерации, - обсуждение рекомендаций по проблеме государственного бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......…….3
1. Теоретические основы государственного бюджета.……………..................5
1.1 Понятие государственного бюджета и бюджетной систе-мы.….………..5
1.2 Принципы формирования бюдже-та……………………………………....8
1.3 Функции государственного бюдже-та……………...….....…....................10
1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет ………………………………………………………………………...11
2. Анализ государственного бюджета……………………………...………....17
2.1 История развития бюджетной систе-мы.....………………….....................17
2.2 Финансовая система Российской Федера-ции…………….........................18
2.3 Бюджетный процесс в Российской Федера-ции…………………….……20
2.4 Бюджетный дефи-цит………...………………………………….…………21
3. Рекомендации по проблеме государственного бюджета………………….24
3.1 Государственный бюджет…………………………………………………24
3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов…………………................25
3.3 Проблемы формирования и использования средств государственного бюджета в условиях финансового кризиса……………………………………...26
Заключе-ние………………………………………………………...............….…28
Список литературы…………………………………….……..………………..30

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

10) Достоверность. Означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней должны быть правильно рассчитаны.

 

1.3 Функции государственного бюджета

 

Государственный бюджет - один из важнейших элементов финансовой системы государства. С помощью бюджета происходит централизация финансовых средств государства и их перераспределение на необходимые цели.

Бюджет выполняет следующие функции:

1) перераспределение полученных средств национального дохода и ВВП;

2) регулирование и стимулирование различных сфер экономики государства;

3) формирование централизованного фонда денежных средств с помощью налогов и займов;

4) расходование средств централизованного фонда;

5) контроль за поступлением и расходованием бюджетных средств;

6) социальная направленность расходования средств;

7) распределительные процессы в народном хозяйстве;

8) регулирование отраслей хозяйства и учреждений непроизводственной сферы.

Государственный бюджет оказывает существенное воздействие на развитие социально-экономической сферы страны. Он служит для формирования централизованного фонда денежных средств и эффективного его распределения в соответствии с бюджетной и налоговой политикой государства. Распределительная функция бюджета реализуется посредством распределения части национального дохода, которая в нем концентрируется.

Контрольная функция бюджета реализуется посредством осуществления контроля за движением его доходной и расходной частей.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета свидетельствую о том, что бюджет является важной экономической категорией. Таким образом, государственный бюджет - это система экономических отношений, на основе которых осуществляются доходы и расходы государства.

Средства государственного бюджета позволяют функционировать также и органам государственного управления. При этом бюджет мобилизует средства всех отраслей экономики для проведения мер государственной внешней и внутренней политики.

При формировании доходной и расходной частей государственного бюджета отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками средств (налоговых и неналоговых), а также с получателями бюджетных средств. Иными словами, так характеризуются взаимоотношения государства и населения, а также хозяйствующих субъектов.

С помощью средств государственного бюджета финансируются общегосударственные и муниципальные программы, а также расходы на управление, социальную защиту, государственную оборону, экологию, общественную безопасность граждан. Распределение бюджетных средств - важнейший фактор реструктуризации экономики в целом, ее отдельных отраслей, а также реализации целевых и научно-технических государственных программ.

 

1.4 Эволюция взглядов отечественных экономистов на государственный бюджет

 

Чтобы проследитьаэволюцию взглядовпотечественных экономистов на сущностьмиифункции бюджета, его влияниепна экономику страны, необходимо краткочостановиться на теории финансовявяцелом. Это связано с тем, что бюджетсявляетсясфинансовойакатегорией.

Развитие отечественнойяфинансовойянауки в XX веке можно условно разделить на два периода по историческим особенностямясоциально-экономической жизнияобщества. Первый периоданачинается с момента зарождения советскойафинансовой школы в 20-е годы до начала 90-х годов. Наиболее яркими его представителямияявляются A.M. Александров, Д.А. Аллахвердян, A.M. Бирман, Б.Г. Болдырев, М.И. Боголепов, В.П. Дьяченко, Г.М. Точильников, Э.А. Вознесенский, Н.Г. Сычев, А.Г. Зверев, B.C. Павлов, Г.Л. Рабинович, В.В. Лавров, Д.С.Моляков, П.С.Никольский и другие.

В это время государствояуже на стадиияпервичногояраспределения национального дохода как собственникяосновной части средств производства имело право на получениеаопределенной его части, вместеясяпредприятиями и населением. Поэтому, понимая финансыякакякатегорию, возникающую и существующую параллельноясягосударственной властью, как средство обеспечения государства денежнымиасредствами, советскиеяученые-экономисты, в основном, присваивали ей распределительныйяхарактер и относили к экономическому базису.

Одним из первыхярешившимявопрос об отделениияфинансов от производственнойяосновы и отнесении их к надстроечномуяобразованию был Э.А. Вознесенский, который разграничилапервичное распределениеанационального дохода, протекающее без участия государства, а, следовательно, и финансов, от вторичногояраспределения (перераспределения), в котором финансы играют важную роль, обеспечивая государствояденежнымиясредствами для реализацииясвоихяфункций.

Это толкованиерсущности финансов получило широкоерраспространение во втором периоде развитиявотечественнойвфинансовой науки, начало которому было положено новымирэкономическими явлениями конца 80-х годов.

Значительный вклад в разработку теории финансов в этот период внесли В.М. Родионова, Л.А. Дробозина, В.К. Сенчагов (московская финансовая школа), Б.М. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская (ленинградская финансовая школа), А.Ю. Казак, В.П. Иваницкий (уральская финансовая школа) и ряд других ученых.

По мнению Э.А. Вознесенского, система финансов - это совокупность финансов отраслейвнародноговхозяйства, кредита в различныхрформах и общегосударственныхрфинансов, важнейшей частью которых является государственный бюджет.

Не полностью соглашается с ним В.П. Дьяченко и Г.М. Точильников выделяя в системе финансов 2 звена: финансы социалистических предприятий и социалистического государства, причем последнее звено, в основном, реализуется через бюджет.

По мнениюzРомановского М.В., система финансовzсостоит из двух укрупненных подсистем: государственныеzиzмуниципальные финансы; финансы хозяйствующихzсубъектов.

Развитиеzосновных положений ленинградскойzфинансовой школы (в том числе, Э.А. Вознесенского и Б.М. Сабанти) получилоzпродолжение в работах уральскихzученых-экономистов и, в частности А.Ю. Казака. По его мнению, система финансов должнаzрассматриватьсяzкак взаимосвязанное единство 3 звеньев: общегосударственныхzфинансов (государственного бюджета, государственныхпвнебюджетныхzфондов и государственного кредита), местныхzфинансов (местных бюджетов, внебюджетных фондов местного значения и финансов муниципальныхzпредприятий) и финансов государственных предприятий.

Несмотря на разнообразиеzсуществующих мнений все ученые и экономисты выделяют в качествеоосновного элемента системыофинансов общегосударственныеzфинансы. В свою очередь, в этом звене ведущее место занимает государственный бюджет, играющийzважную роль в регулировании экономическихzиzсоциальныхопроцессов в интересах общества.

Поэтому целесообразнымzпредставляется исследованиеzсущности и функций бюджета как финансовойzкатегории и основногоzинструмента реализации государственнойzфинансовой политики.

В трудах эпохи СССР определениеzбюджета звучало так: "Государственный бюджет СССР являетсяzосновным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. В Государственном бюджете СССР сосредоточивается часть национального дохода Советского Союза, направляемая на планомерное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли и других отраслей народного хозяйства, на повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов государственной власти и органов государственного управления."[3]. В это время, характеризующим преобладанием государственной формы собственности, бюджет концентрировал основную часть денежных ресурсов государства, которые начинали поступать уже на стадии первичного распределения национального дохода, а также через него осуществлялось финансирование большей части расходов. Другие уровни бюджетов были лишены самостоятельности и включались в главный бюджет страны.

Несмотря на ограниченность приведенного понимания бюджета, вызванную спецификой политической, экономической и социальной жизни этого периода, в нем содержится ряд важных черт бюджета: плановость, функционирование в виде фонда денежных средств, использование для удовлетворения разнообразных потребностей государства, предприятий и населения.

Как уже отмечалось выше, в начале 90-х годов начинается новый период в развитииоотечественнойофинансовой науки. Произошлиzизменения в стране, как политического, так и социально-экономическогоzхарактера. Поэтому бюджетzстали рассматриватьомногогранно, что наглядно прослеживается в работах ученых этого времени.

По мнениюzакадемика Казака А.Ю. государственныйzбюджет является центральным звеномообщегосударственных финансов, а также системы финансов в целом. Экономическое содержаниеzиzсущность бюджета обусловлены природой и функциямиzгосударства, которое нуждается в денежных ресурсах для осуществленияzсвоихzфункций. Государственныйобюджет следует рассматривать в совокупности: как объективнуюоэкономическую категорию (обусловленную функциями государства), как систему денежных отношений, как основной финансовый план государства и как важнейший финансовый регулятор (инструмент государственной финансовой политики).

С точки зрения профессора Родионовой В.М., "государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределенияпнационального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованиемоиоиспользованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурныхомероприятий, нужд обороны и государственного управления".

По мнению Дробозиной Л.А., государственный бюджет - это основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода. В частности, "государственный бюджет Российской Федерации выражает экономические отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации как закон".

С точки зрения профессора В.К.Сенчагова, "государственный бюджет- это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределениеоиоиспользование централизованногоофонда денежных средств как обязательного условия функционированияолюбогоогосударства".

По мнению профессораzРомановского М.В., "бюджет - это система императивных денежныхzотношений, в процессе которыхzобразуется бюджетный фонд"[4].

По мнениюzакадемика Поляка Г.Б., "бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенногоzдля финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".

Разнообразные определенияzбюджета приводятся в законодательных актах, популярных изданиях монографияхzотечественных и зарубежных авторов. В качестве примера представляетсяzвозможным привести некоторые определения «бюджета».

Современный экономический словарь - «Бюджет - имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год».

Дж. Ю. Стиглиц в работе «Экономика государственного сектора» отмечает, что «Бюджет федерального правительства - показатель движения денежной наличности, ежегодных доходов и расходов государства»[5].

По мнению автора, в силу присущей понятию "бюджет" комплексности, его можно характеризоватьпспразличных позиций. С одной стороны, это совокупность, масса финансовых ресурсов, которыми располагает любой экономический субъект, будь то отдельное лицо, семья, учреждение, предприятие, государство. С другой стороны, бюджет - это денежные отношения по поводу формирования и использования фонда денежных средств для обеспечения выполненияпфункцийпипзадач государства и органов местного самоуправления.

 

 

 

2. Анализ государственного бюджета РФ

2.1 История развития бюджетной системы

 

До 1991 г. бюджетная система России состояла из одного уровня.  В  государственный  бюджет  СССР  включались бюджеты разных уровней всех союзных республик, краев, областей, вплоть до местных бюджетов. Это делало его чрезвычайно громоздким. В 1991 г. согласно закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и иным законодательным актам бюджетная система России стала состоять из трех уровней, таких как:

1)     федеральный бюджет Российской Федерации;

     2) бюджеты   национально-государственных   и административно-территориальных образований;

3)     местные бюджеты.

Это   значительно   упростило   бюджетную   систему   и наделило местные органы самоуправления определенной самостоятельностью.

По  закону  от  6  октября  2003  г.  «Об  общих  принципах организации   местного   самоуправления»   бюджеты   на местах могут разделяться на два уровня:

1) бюджеты  муниципальных  районов,  городских округов;

2) бюджеты сельских и городских поселений.

Таким образом, сейчас бюджетная система России имеет четыре уровня.

Все бюджетные уровни автономны и не являются частью друг  друга.  Данная  структура  играет  решающую  роль  в современной   России   и   странах   Запада,   в   которых возрастает роль местных бюджетов как важнейшего звена финансовой  системы.  В  некоторых  странах  (таких  как Япония,  Германия,  США)  на  долю  местных  бюджетов приходится более 50 % всего капитала страны. В  последнее  время  на  местные  бюджеты  переложены дополнительные   функции,   связанные   с   расходами, увеличением собственной доходной базы, делегированием   налоговых   полномочий.   Все   эти изменения проводятся с максимальным приближением к западным   стандартам.   Необходимо   также   соблюдать пропорции   распределения   между   бюджетами   разных уровней, увеличения доли местных бюджетов в сравнении с федеральным бюджетом. Так, в 1995 г. это распределение  составляло  49%  и  51  %  соответственно. Однако   в   настоящее   время   наблюдается   обратный процесс, например в 2002-2005 гг. все акцизные сборы в 100%-ном размере поступили в федеральный бюджет. Это вполне   оправданно   с   точки   зрения   краткосрочного планирования и распределения денежных ресурсов между убыточными субъектами, но в долгосрочной перспективе должна   быть   предусмотрена   большая   автономность местных бюджетов.

Информация о работе Эволюция взглядов отечественных экономистов на сущность государственного бюджета