Классическая теория о роли государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:25, контрольная работа

Описание

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок
Глава 3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Глава 4. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.55 Кб (Скачать документ)

   К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также 

   предоставление  населению льгот в различных  областях социальной инфраструктуры,

   помощь  жизненно важным науко- и капиталоемким  отраслям экономики в целях ускорения  научно-технического прогресса и  укрепления на этой основе позиций  страны в мировом хозяйстве,

   проведение  региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

   ·                    увеличение числа рабочих мест,

   ·                    охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

   ·                    строительство очистных сооружений,

   ·                    развитие фундаментальных научных исследований,

   ·                    производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

   Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени  хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка  присутствуют как рыночные, так и  нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они  зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной  и неясной обстановке, предсказать  которую намного сложнее, чем  рыночную конъюнктуру. Спрогнозировать  вероятные колебания спроса и  цен гораздо легче, чем предугадать  поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые  не имеют никакого отношения к  рыночному поведению (стремление увеличить  поступления в бюджет, желание  сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные  предприятия не готовы к рыночному  соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение  со стороны властей (дотации, налоговые  льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий  нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все  это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации  производства и т.д. Конкуренция  в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что  частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.

   Для последних  десятилетий стало характерным  формирование смешанных государственно-частных  предприятий и корпораций, имеющих  акционерную форму.

   Проблема  государственной собственности  и ее границ все больше преобразуется  в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально  влиять на поведение экономических  субъектов.

   Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

   1.                 Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

   2.                 Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

   3.                 Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

   4.                 Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

   5.                 Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

   6.                 Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

   Ни  одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно  государства.

   Говоря  о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают  свои вариации направленные на процесс оптимизации  государственного и государственно-частного предпринимательства. Основные из них  могут быть обозначены как следующие:

   а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как  развитых, так и развивающихся  показывает, что частное предпринимательство  должно быть дополнено государственным  предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом  развитии, тем выше роль государства  как участника хозяйственной  деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.

   б) провести реорганизацию управления государственной  собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать  главным органом по управлению госимуществом  за исключением государственных  унитарных предприятий) и отраслевыми  министерствами (ведомствами и другими  уполномоченными государством, в  т.ч. по договору, органами), призванными  осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;

   в) установить общественный контроль за эффективным  и по назначению расходованием государственных  средств, а также использованием государственного имущества;

   г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.

   д) разработать  единый реестр государственной собственности  как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре  должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации  и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия  соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;

   е) ввести обязательный аудит государственной  собственности;

   и) упорядочить  механизм управления государственным  имуществом, переданным в хозяйственное  ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческом и некоммерческом субсекторах государственного сектора  экономики;

   к) четко  разделить все акционерные общества с государственным участием на две  группы:

    - акционерные  общества, государственный пакет  акций которых целесообразно  реализовать в ближайшее время  (в течение года) путем его продажи.  В этом случае усилия государственных  органов должны быть направлены  на поиск институционального  инвестора и рост курсовой  стоимости акций. В ряде случаев  целесообразно пойти на предпродажную  санацию акционерных обществ,  так как если общество находится  на грани банкротства, трудно  рассчитывать на продажу его  акций по высокой цене. Проведение  же санационных мероприятий позволит  продать акции по более высокой  курсовой стоимости. Во избежание  переполнения фондового рынка  вторичная эмиссия акций в  указанных акционерных обществах  не должна осуществляться до  продажи государственного пакета;

    - акционерные  общества, государственный пакет  акций которых целесообразно  сохранить в течение относительно  длительного времени. Основная  цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель (поверенный) государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим важное значение для экономики России;

   л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом  акций у государства в доверительное  управление непосредственному руководству  АО, назначенному по контракту после  победы на конкурсе предпринимательских  проектов (в этом случае достигается  взаимоувязка личной мотивации контрактника к достижению поставленной цели и  необходимой для этого автономии  в принятии им хозяйственных решений);

   м) развивать  новые модели предпринимательской  деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной  и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых  компаний, для управления деятельностью  технологически связанных производств  в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных  фирм и т.п.)

   н) введение на макроуровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением  ряда обязательных показателей для  казенных предприятий;

Глава 4. История эволюции представлений о роли государства в экономике.

а) Меркантилисты.

История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической школой была школа  меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны - количество золота. В связи  с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

б) Классическая теория.

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства  народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип "laissez faire") создает гармоничное  устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве).

В соответствии с классическим подходом государство  должно обеспечивать безопасность жизни  человека и его собственность, разрешать  споры, иными словами, делать то, что  индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

Главное заключалось  в том, что для всех субъектов  хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические  свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции  и свобода торговли.

в) Кейнсианская теория.

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики  США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды  классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику  в состоянии депрессии. По его  теории, государство должно активно  вмешиваться в экономику по причине  отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс  считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических  кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через  один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью  бюджетно-финансовой политики Кейнс  рекомендовал государству увеличить  налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Информация о работе Классическая теория о роли государства в экономике