Классическая теория о роли государства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:25, контрольная работа

Описание

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль государства в экономике
Глава 2. Методы государственного воздействия на рынок
Глава 3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
Глава 4. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 46.55 Кб (Скачать документ)

Главными чертами  кейнсианской модели регулирования  являются:

- высокая доля  национального дохода, перераспределяемая  через госбюджет; 

- создание обширной  зоны государственного предпринимательства  на основе образования государственных  и смешанных предприятий; 

- широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых  регуляторов для стабилизации  экономической конъюнктуры, сглаживания  циклических колебаний, поддержания  высоких темпов роста и высокого  уровня занятости. 

Модель государственногорегулирования,предложенная

Кейнсом, позволила  ослабить циклические колебания  в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла  быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы  роста национального дохода создавали  возможность перераспределения  без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства  резко ухудшились. Был опровергнут  закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут  расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неконсервативная модель регулирования.

г) Неоклассическая  теория.

Теоретической основой неконсервативной модели послужили  концепции неоклассического направления  экономической мысли. Трансформация  модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных  мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения  считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и  возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается  как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации  части прибыли и за счет заемных  средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения  производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий  на базе рекомендаций монетаристов и  предоставление налоговых льгот  предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ  от использования бюджета для  поддержания спроса и осуществления  широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций  по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей  силы и др.

Таким образом, в неконсервативной модели государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.   

   Заключение:

   Итак, в заключение сделаем выводы по проделанной  работе:

   Во-первых, государственное предпринимательство  необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  деятельность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в  том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении  социально-экономических задач, таких  как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических  колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

   Во-вторых, приоритетно государственное предпринимательство, в условиях рыночной экономики, должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной  промышленности, стимулирование новых  отраслей; стратегическое прогнозирование  развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства  в целом, оценка социально-экономических  последствий научно-технического прогресса  с общенациональных позиций; координация  усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы.

   Говоря  о государственном предпринимательства  относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной  базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства  всеми правовыми гарантиями и  обеспечение условиями для эффективной  работы и развития. Также необходимо разработать базовый законодательный  акт в виде Федерального закона «Об  управлении государственной собственностью», который определил бы, что понимать под управлением государственной  собственностью, каковы его цели и  задачи, основные принципы управления, формы и методы управления, объекты  и субъекты управления, порядок учета  и контроля за эффективным и по назначению использованием государственной  собственности. Предлагается следующая  структура законопроекта «Об  управлении государственной собственностью»:

   Раздел I. Общие основы управления государственной  собственностью.

   Раздел II. Объекты управления государственной  собственностью.

   Раздел III. Субъекты управления государственной  собственностью.

   Раздел IV. Механизм управления государственной  собственностью.

   Раздел V. Демократизация управления объектами  государственной собственности.

   Раздел VI. Учет, контроль и надзор за использованием государственной   

   собственности.

   Раздел VII. Ответственность за неэффективное  и не по назначению использование  государственной собственности. 

   Список  использованной литературы :

         1.      Государственное регулирование экономики: опыт пяти стран Научные труды № 16  Института Экономики Переходного Периода. М.: 1996.

         2.      Дикушин А.М. «О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ» Предпринимательство в современной России – М.: Линкс, 2001.

         3.      Е.Ф. Борисов. Экономическая теория. М.: 1996.

         4.      Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика) – М.: Владос, 1994.

         5.      Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики.Экономист, 2000, №5.

         6.      Курс экономической теории. Под общей редакцией Чепурина М.Н. Киров, Изд. «АСА», 1995.

         7.      Лившиц "Государство в рыночной экономике" ,Российский экономический журнал, N 11-12, 1996.

         8.      П.Г. Ермишин Основы экономической теории. М.: Луч, 1998.

         9.      Преобразование государственной собственности в период экономических реформ.Под. ред. В Шупыро – М.,1997.

         10.  Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика – М., 1997.

         11.  Трансформация экономических институтов в постсоветской России  Под ред. В.М. Нуриева – М.: МОН, 2000.

         12.  Хойзер В. Как делать бизнес в Европе. М.: 1991.  

Информация о работе Классическая теория о роли государства в экономике