Коммерческие банки: специфика и функции в Украине

Автор работы: d*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем и действий, связанных с процессом организации банков и банковской структуры на Украине, сравнить с аналогичным процессом происходивщем в США.

Работа состоит из  1 файл

Коммерческие банки специфика и функции в Украине.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Убытки  банка по итогам деятельности банка  за год покрываются за счет его  резервного фонда, а при его недостаточности ¾ за счет уменьшения уставного фонда.

     Прибыль является важнейшим показателем  оценки деятельности коммерческих банков. Она используется аналитиками для определения рейтингов банков на основе их балансов. Ныне ни у нас, ни за рубежом  пока нет общепринятой методики исчисления рейтингов коммерческих банков. Поэтому рейтинги, рассчитанные по разным методикам, могут сущетсвенно различаться, а следовательно, различными будут оценки деятельности банков.

     Поскольку каждая методика имеет свои положительные  и отрицательные стороны, необходимо отобрать из них такие, которые наиболее полно характеризуют деятельность банков. Для этого прежде всего следует установить общую для всех банков форму баланса. Правильно определенные рейтинги банков позволят клиентам избрать те из них, в которые можно будет без риска помещать и вкладывать свои капиталы.

 

Часть II.

I. История банковского дела в США.

Банковское  делов в Соединенных  Штатах Амирики. (Этапы  развития).

     Мы  остановимся на истории и изменении  структуры единой системы коммерческих банков в США. В силу исторически  сложившихся причин толко коммерческие банки предоставляли услуги как по окрытию текущих вкладов до востребования ¾ чековых депозитов, так и по предоставлению краткосрочных коммерческих ссуд. Однако в последнее время сберегательные учреждения получили более широкие возможности, в силу чего различия между банками и сберегательными учреждениями уменьшились.

     Банковская  система США функционирует в  узких рамках разного рода административных иснтрукций и ограничений. С течением времени инструкции, принимаемые  на федеральном уровне, приобретали  все возрастающее значение, в то время как роль инструкций, принимаемых и устанавливаемых на уровне штатов, сокращалась. В число важнейших федеральных органов, регулирующих деятельность банковской сферы, входит служба Контролера денежного обращения, Федеральеная Резервная Система и Федеральная корпорация по страхованию депозитов.

История банковского дела в США.

     До  появления собственно коммерческих банков сходные с ними функции  выполныли колониальные ссудные  конторы или частные ассоциации. Они выдавали ссуды, обычно под залог земли, и выпускали бумажные деньги. Однако они обыкновенно создавались для финансирования совершено конкретных мероприятий и существовали ровно столько времени, сколько длился срок предоставленных ими кредитов. Кроме того, они не принимали депозитов, по которым клиенты могли бы  выписывать чеки.

     Первым  коммерческим банком США, получившим чартер, стал Банк Северной Америки, образовавшийся в Филадельфии в 1781 г. Но уже к 1800 году в США было открыто 29 банков, а к 1820 году их число достгло 300. Законодательные органы штатов в этот период выдавали этим банкам чартеры, издавая для этого специальные законодательные акты.

     Перед Гражданской войной комиссии штатов по делам банков ограничивали сферу  своей компетенции главным образом  ревизиями финансового состояния банков. На первых порах комиссии проводили ревизии лишь в случаях, когда банки оказывались в затруднительном положении. Позже в порядок вещей вошел регулярный график проведения финансовых ревизий.

Национальные  банки и банки  штатов.

     Принятые  в 1862 году Национальный валютный акт, а в 1864 году ¾ Национальный банковский акт ¾ наделили федеральное правительство правом санкционировать ведение банковских операций ¾ выдавть чартер. С этого времени банки, получившие чартер от федерального правительства стали называться национальными банками. Банки, получившие чартер от правительства штатов, получили название банков штатов. Сосущетсвование национальных банков и банков штатов создало банковскую систему двойного подчинения.

     Получение чартера от правительства штата приносит преимущетсва в тех штатах, где принятая система правовых ограничений имеет менее жесткий характер, чем система федеральных ограничений. В разных штатах действуют самые разные ограничения: так, в отдельных случаях установлен потолок банковских штарфов за выписывание чеков на суммы, превышающие суммы, лежащие на счетах; ограничена доля банковских активов, которые можно вкладывать в недвижимость за пределами данного штата; иногда требуется даже специальное разрешение правительства штата на проведение операций с недвижимостью.

     В наши дни заявки на открытие новых  банков, как и прежде, подвергаются серьезной экспертизе с целью  определения экономической безопасности и целесообразности их открытия, однако огрничения ослабли на столько, что  позволяют сотням новых банков выходить на рынок.

Банки-члены  ФРС и банки-нечлены  ФРС.

     Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приеме в ФРС и допущенный к члентсву в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако из доля в общем объеме активов коммерческих банков значительно больше. С 1950 по 1980 год число банков-членов ФРС сократилось с 6870 до 5422, а число банков-нечленов выросло с 7251 до 9414. Для борьбы с этой тетнденцией Конгресс США принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 г.

     До  принятия закона 1980 года требования к  резервам банков-нечленов ФРС значительно  отличались друг от друга в разных штатах, оставаясь, тем не менее, на уровне более низком, чем тот, что считался обязательным для банков-членов. Кроме этого в ряде штатов банкам-нечленам ФРС разрешалось считать депозиты в других коммерческих банках, средства, вложенные в ценные бумаги правительства США, а также неинкассированные денежные суммы резрвами банка. Более того, во многих штатах банки-нечлены ФРС не обязаны представолять регулярные отчеты о своей финансовой деятельности, необходимые для исчисления их резервов. От них требуется лишь иметь в банке надлежащим образом составленные регистрационные записи, которые могли бы дать возможность ревизорам из штатных банков произвести ревизию. Что же касается банков-членов, то им теперь придется подчиниться требованию один раз в две недели вести учет резервам.

II. Организация системы коммерческих банков.

     Наиболее  распространенным типом банков в  США является бесфилиальный банк ¾ банк без филиалов. Число банков в США значительно превосходит число банков в любой другой стране именно из-за того, что бесфилиальные банки ¾ абсолютно преобладающий тип банков в США. Например, все банковские услуги в Канаде предоставляются всего 13 банками. Однако структура банковской системы США все время менятется. Бесфилиальные банки сохраняют свое значение, но отделения, банковские холдинговые компании и прочие организационные структуры в наши дни играют все возрастающую роль.

     Открытие  отделений внутри штата. В 1927 году Конгресс принял закон Макфеддена, в соответсвии с которым национальным банкам разрешалось открывать отделения только в пределах города, где находилась главная контора банка, причем при условии, что законодательство штата не запрещало это делать.

     Среди представителей правительства, занимающихся регулированием банковских операций, отсутствует единая точка зрения, считать ли отделениями банков банковские автоматы и электронные компьютерные терминалы, расположенные в супермаркетах и торговых центрах.

     Противодействие введению  законодательства, разрешающего открытие сети отделений банков, в  значительной степени отражает нежелание представителей банковских кругов на местах утрачивать контроль над своими банками.

     Кроме того, представители правительства, занимающиеся регулированием банковских операций, с неприязнью относятся  к открытию отделений банков. Крупный банк с множеством отделений ¾ потенциальный источник гораздо большего количества проблем, связанных как с проведением ревизий, так и с осуществлением контроля за его деятельностью. Например, головной банк может перемещать денежные средства из одного отделения в другое, что сделает крайне затруднительной точную оценку деятельности всего банка в целом.

     До  настоящего времени продолжается спор о том, какой тип банка ¾ имеющий отделения или бесфилиальный ¾ в наибольшей степени соответствует запросам жителей сельских и пригородных районов. Хотя крупные банки с сетью многочисленных отделений часто предоставляют более обширный ассортимент банковских услуг,  чем бесфилиальные банки, последние в состоянии, в свою очередь, пользоваться услугами, обычно связанными с наличием отделений банка, через посредство налаженных корреспондентстких отношений с более крупными банками.

     Банковские  отделения в других штатах и "небанковские банки". Снятию ограничений на открытие отделений банков за пределами штата предшествовали важные изменения, произошедшие в 70-х годах. Суть их состояла в том, что многие крупные банки создавали собственные конторы в больших городах по всей стране, в задачу которых входила выдача ссуд на потребительские нужды, ссуд деловым предприятиям, а также ссуд под недвижимость, однако не входила задача приема депозитов. Эти конторы функционируют, не нарушая инструкций, запрещающих открытие внутриштатных отделений, поскольку для того, чтобы подпадать под сферу регулирования правительственных органов, отделение банка должно предлагать населению услуги по открытию всех обычных типов депозитов.

     Еще одним нововведением, приводящим к  открытию внутриштатных банковских отделений, стало открытие банков с  ограниченными услугами, которые  были созданы за пределами тех  штатов, в которых располагались их родительские банки или банковские холдинговые компании. Банк с ограниченными услугами представляет собой контору-отделение банка, которая не осуществляет какой-либо один из основных видов деятельности, характеризующих коммерческий банк, ¾ открытие чековых депозитов или выдачу коммерческих ссуд. К подобным небанковским деловым единицам относятся такие компании, как "Сиэрс, Робэк", "Америкэн Экспресс" и т.д.

     К концу 1986 года 36 штатов приняли законодательные  положения, разрешающие доступ на территорию своих штатов банковских холдинговых компаний, расположенных в других штатах. В ряде штатов подобные действия разрешены только в пределах ограниченных территорий, причем лищь для тех штатов, законодательства которых незначистельно отличаются друг от друга. Большинство региональных банковских систем стремятся не допустить проникновения банков ведущих финансовых центров в свои регионы. В 1985 году Верховный суд США поддержал действие принятых штатами законов, регулирующих деятельность региональных банковских систем, которые препятствуют проникновению на территорию штатов банков, не относящихся к данному региону.

Слияние банков.

     В соответствии с Законом о банковских слияниях 1960 года ответсвенность за санкционирование банковских слияний возлагается на федеральные органы, осуществляющие регулирование банковского дела. В ведение Контролера денежного обращения передавалось рассмотрение и утверждение планов поглощения национальными банками прочих банков. Совет управляющих ФРС решает вопросы, относящиеся к банковским холдинг-компаниям и штатам банкам-членам ФРС. Вопросы слияния застрахованных банков-нечленов ФРС решает Федеральная Корпорация по страхованию депозитов. Закон о банковских слияниях 1966 года запрещает слияния банков, если они существенно ослабляют конкуренцию. В дополнению к вышесказанному следует указать и на то, что Министерство юстиции США неоднократно прибегало к использованию антитрестовского законодательства для того, чтобы предотвратить несколько банковских слияний, которые могли бы серьезно расстроить механизм конкуренции. В том случае, когда вмешивается Министерство юстиции, оно должно начать судебное разбирательство не позднее чем через30 дней после окончательного одобрения федерального агенства; процесс слияния приостанавливается до тех пор, пока вопрос не будет окончательно решен в ходе государственного антитрестовского судебного процесса.

Информация о работе Коммерческие банки: специфика и функции в Украине