Концерны:организация,становление, функционирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить понятие концерна, рассмотреть его функционирование в рыночной среде, а так же организацию и управление его финансами.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, виды и функции концернов.
2. Определить функции финансов и формирование собственного капитала концернов.
3. Изучить принципы организации финансов концернов.
4. Рассмотреть опыт функционирования концерна «Алмаз-Атей».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРНОВ
1.1 Понятие, виды и функции концернов……………………………………….....5
1.2 Функции финансов и собственный капитал концернов……………...……..12
1.3 Принципы организации финансов концернов и факторы,
влияющие на них……………………………………………………………….…..17
ГЛАВА II. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕРНА «АЛМАЗ-АНТЕЙ»
2.1 Характеристика концерна……………………………………………………..25
2.2 Реструктуризация и экономические стратегии концерна
«Алмаз-Антей»……………………………………………………………..………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....…

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИ8.docx

— 186.59 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРНОВ

1.1 Понятие, виды и функции  концернов……………………………………….....5

1.2 Функции финансов  и собственный  капитал концернов……………...……..12

1.3 Принципы организации финансов  концернов и факторы, 

влияющие на них……………………………………………………………….…..17

ГЛАВА II. ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНЦЕРНА «АЛМАЗ-АНТЕЙ»

2.1 Характеристика концерна……………………………………………………..25

2.2 Реструктуризация и  экономические стратегии концерна 

«Алмаз-Антей»……………………………………………………………..………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………....………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Концерн происходит от английского  слова «cocern», что означает форму  объединения предприятий и фирм.

Термин «концерн» был заимствован  из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики  Германии и особенностями немецкого  законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн  в мире и прообраз будущих конгломератов  создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.

Объединяться в концерн могут  промышленные предприятия, торговые предприятия  и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские  фирмы.

Объединение в концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый контроль, единые интересы, договора, наличие производственно-технологических  связей между всеми участниками  концерна.

Концерн подвержен меньшей диверсификации и отличается от конгломерата единством  собственности и контроля.1

Финансы концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Современные концерны функционируют  в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования, с жесткой  конкуренцией. Основной целью их предпринимательской  деятельности становится не столько  максимальное извлечение прибыли, сколько  сохранение и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса. В этом заключается актуальность изучения концернов, как устойчивой, высококонкурентной, стабильной формы объединения.

В ходе их предпринимательской деятельности возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.

Объектом курсовой работы являются концерны, а предметом- их организация  и функционирование.

Цель курсовой работы – изучить  понятие концерна, рассмотреть его  функционирование в рыночной среде, а так же организацию и управление его финансами.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, виды  и функции концернов.

2. Определить функции финансов и формирование собственного капитала концернов.

3. Изучить принципы организации финансов концернов.

4. Рассмотреть опыт функционирования  концерна «Алмаз-Атей».

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРНОВ

 

 

1.1 Понятие, виды и  функции концернов

 

Концерн — это одна из самых  сложных форм объединения, поскольку  включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют  свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под  единое управление.

Формально предприятия концерна сохраняют  самостоятельность, фактически имеют  финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).

Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают  полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий  и объединений. Такие предприятия  при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

Концерны — это организационно-хозяйственные  структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью  к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

Одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным  преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

  • в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);
  • в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);
  • в виде «народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК).

С развитием НТП концерны превращаются в научно-технические центры с  исследовательскими лабораториями. В  таких центрах научные, экспериментальные  и производственные работы ведутся  одновременно.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут  быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в  сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Различают следующие виды концернов:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные (конгломераты);

Под вертикальными понимаются объединения  фирм, охватывающие весь цикл от закупки  материалов через производство до сбыта  одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского  дела и продажи книг и другой продукции. Концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные).2

Любое из огромных нефтяных предприятий  можно рассматривать как пример вертикального концерна. Например, «Лукойл»: в единую структуру объединены нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие  предприятия и торговая сеть —  десятки или сотни автозаправок по России и странам СНГ. Так как  технологический процесс одного из предприятий вертикального концерна зависит от действий другого, их производственные планы всегда либо согласованы, либо попросту «спущены» сверху. Нефтедобывающее  предприятие должно добывать не меньше, чем столько, сколько может переработать нефтеперерабатывающее, а нефтеперерабатывающее  должно обеспечить бензином все заправки. Задача единого хозяйственного плана  — поддержание слаженного, непрерывного технологического процесса. Ведь по сути вертикальный концерн — это одна фирма, просто настолько огромная, что  существовать ей целесообразнее в виде отдельных предприятий. И хороша была бы такая фирма без единого  плана. Она бы просто не выжила.

Горизонтальные концерны - концерны, объединяющие компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства. Обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива.

Горизонтальный концерн также  нуждается в едином на весь концерн  плане. Горизонтальный концерн, как  и вертикальный, объединяет предприятия  одной отрасли. Только не последовательных звеньев технологической цепочки, а одного. Если вертикальные холдинги чаще существуют для полного контроля цикла производства конечного продукта, то цель горизонтальных — усиление позиций в конкурентной борьбе. Это  может происходить за счет увеличения географического охвата территории или за счет расширения ассортимента продукции, сегмента целевого рынка. Горизонтальный концерн — это сеть магазинов или сеть гостиниц, охвативших полстраны (географический распределенный горизонтальный концерн), или гигант вроде «Связьинвест», распределенный не только географически, но и по видам услуг: так уж вышло, что «Связьинвест» предоставляет практически все типы услуг связи.

Единый план горизонтального концерна отличается от единого плана вертикального  концерна. В «горизонтальном» плане  много моментов, связанных с конкуренцией, что заставляет нас, глядя на этот план, вспоминать о картельном соглашении. Единый план горизонтального концерна предполагает согласование ценовой политики, раздел территории.

Естественно, в чистом виде горизонтальные и вертикальные концерны встречаются  не часто. Большинство концернов  — смешанные. Например, те же самые  нефтяные концерны, с одной стороны, объединяющие предприятия разных уровней  — вертикальными связями, а с  другой — предприятия одного уровня — те же самые многочисленные бензозаправки.

С 60-х гг. XX ст. широко распространенным типом межфирменной интеграции становится конгломерат. До этого объединение  усилий шло по пути производства однородной продукции (горизонтальная интеграция), технологически связанных производств (вертикальная интеграция по схеме: добыча — производство — сбыт). Теперь же стали объединяться простые структуры  по производству и продаже технологически не связанной продукции, т.е. речь идет о расширении диапазона экономической  деятельности, или диверсификации производства. Преимущества диверсификации известны. Это — и возможность переориентации средств из производств, переживающих упадок, на производства, находящиеся  на подъеме (и наоборот) на основе использования  разности оборота капитала различных  отраслей, и смягчение сезонных колебаний  продаж, снижение издержек и прочее.

Конгломерат — организационная  форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем  целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.3

В США конгломератами называют концерны, которые возникают в очень  короткий срок при поглощении большого количества фирм, функционально независимых  друг от друга.

В последние годы в развитых странах  образуются транснациональные концерны. Их цель заключается в том, чтобы  получать высокую прибыль в странах  с низкими налоговыми ставками, а  в тех странах, где налоги высокие  — аккумулировать меньшую прибыль.

Транснациональные концерны находятся  в собственности или под контролем  предпринимателей одной страны, а  многонациональные концерны имеют  международное распределение капитала (Дженерал Моторс).

Особенности конгломератов:

  • интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
  • объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но полностью финансово зависимы от головной компании;
  • значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями традиционных диверсифицированных концернов;
  • в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенно регулирует деятельность подразделений стоящая во главе конгломерата холдинговая компания;
  • как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Информация о работе Концерны:организация,становление, функционирование