Контрольная работа по "Финансам и кредитам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:24, контрольная работа

Описание

1.Государственный внутренний долг: сущность, источники формирования. Управление государственным внутренним долгом.
2. Финансовый рынок: сущность, функции, структура

Содержание

Введение 3
Глава 1. Структура и состав государственного внутреннего долга 5
1.1. Значение внутреннего государственного долга 5
1.2. Экономическая сущность государственного внутреннего долга 9
Глава 2. Финансовый рынок: сущность, функции, структура. 12
2.1. Структура и состав финансового рынка России 12
2.2. Обеспечение функционирование финансового рынка 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

госдолг нов.docx

— 45.97 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Рязанский государственный  университет имени С.А.Есенина»

РГУ имени С.А. Есенина

Факультет социологии и управления

Кафедра управления персоналом

Специальность 080505 - «Управление  персоналом»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и  кредит»

на тему « 1.Государственный  внутренний долг: сущность, источники  формирования. Управление государственным  внутренним долгом.        

2. Финансовый рынок: сущность, функции, структура ».

 

 

 

                                                       Выполнила:

                                                                                    студентка 3 курса, группа 31

                                                                                    на базе с/о, ОЗО

                                                           Хусаинова В. Р.

                                                                                Проверил преподаватель:

                                                           Судакова Г.Ю.

 

 

Рязань 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Структура  и состав государственного внутреннего  долга 5

1.1. Значение  внутреннего государственного долга 5

1.2. Экономическая  сущность государственного внутреннего  долга 9

Глава 2. Финансовый рынок: сущность, функции, структура. 12

2.1. Структура  и состав финансового рынка  России 12

2.2. Обеспечение  функционирование финансового рынка 15

Заключение 18

Список использованной литературы 20

 

 

 

Введение

 

Управление государственным  долгом - это совокупность мероприятий  государства, направленных на погашение  долга;  механизм формирования и  реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с  его деятельностью на внешних  и внутренних финансовых рынках в  качестве заемщика, кредитора или  гаранта.

Для оценки государственного внешнего долга применяются показатели соотношения суммы внешнего долга  и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в  экспортной выручке, характеризующие  уровень долгового бремени для  национальной экономики. Управление государственным  долгом представляет собой непрерывный  процесс, включающий несколько этапов: привлечение финансовых ресурсов путем  размещения ценных бумаг, погашение  и обслуживание долговых обязательств. Государственные долговые обязательства  погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной  собственности, а также новых  заимствований. Методы управления государственным  долгом можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание государственных долгов. Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики, что и определяется актуальность проводимого исследования.

Объектом исследования является внутренний государственный долг Российской  Федерации.

Предметом исследования выступают  формы управления и тенденции  накопления ВГД РФ.

Целью исследования является рассмотрение внутреннего государственного долга, а также структуру и состояние государственного долга на текущий момент.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • охарактеризовать струтуру и форму государственого заимствования на внутреннем рынке;
  • проанализировать динамику накопления внутреннего государственного долга и дать прогноз по тенденциям накопления;
  • рассмотреть возможность развития управленческих тенденций государственным внутренним долгом.

Структура работы представлена введением, двумя главами в четырех  параграфах, заключением, списком использованной литературы.

 

Глава 1. Структура и состав государственного внутреннего долга

 

1.1. Значение внутреннего государственного  долга

 

Государственный внутренний долг является важным инструментом государственной  финансовой политики, сущность которого заключается в формировании дополнительных ресурсов государства путем перераспределения  финансовых средств внутри страны. Важная роль государственного внутреннего  долга и существенное влияние, которое  он оказывает на экономику, финансовую систему, денежно-кредитное регулирование, инвестиционную активность в стране, предопределяют серьезные требования к управлению государственным внутренним долгом.

В последнее время вопросы  управления государственным внутренним долгом Российской Федерации все  чаще становятся предметом дискуссии. Это обусловлено значительным увеличением  объемов государственных заимствований  на внутреннем рынке государственных  ценных бумаг, ростом расходов федерального бюджета на его обслуживание и  погашение, с одной стороны, а  также существенным сокращением  размера Резервного фонда вследствие снижения доходной части федерального бюджета и необходимостью финансирования бюджетного дефицита - с другой.

Необходимо совершенствовать управление государственным внутренним долгом Российской Федерации, чтобы  в условиях преодоления последствий  финансового кризиса и реализации взятого Правительством РФ курса  на модернизацию и инновационное  развитие страны, государственный долг способствовал восстановлению и  развитию экономики России, снижению ее сырьевой зависимости, развитию финансового  рынка, повышению инвестиционной активности [8].

Изучение успешного мирового опыта управления государственным  долгом в странах с развитыми  рынками государственных ценных бумаг и применение его при  разработке и последующей реализации политики управления государственным внутренним долгом Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности государственных заимствований и превращению государственного долга в рычаг развития российской экономики.

Последние долговые кризисы, охватившие США, Японию, страны Европейского союза  и другие, свидетельствуют о том, что проблемы совершенствования  и повышения эффективности государственной  долговой политики в условиях преодоления  последствий мирового финансового  кризиса актуальны не только для  развивающихся, но и для развитых стран.

Для Российской Федерации решение  проблем совершенствования управления государственным внутренним долгом должно означать не только покрытие бюджетного дефицита, а прежде всего финансирование государственных инвестиций на восстановление и модернизацию российской экономики. Если за счет осуществления государственных  заимствований удастся хотя бы частично восполнить дефицит долгосрочных финансовых ресурсов, в которых испытывает острую потребность экономика России, то в этом случае рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации  и расходов на его обслуживание будут  оправданы не только экономически, но и социально, и политически. Государственные  заимствования должны стать эффективным  инструментом поддержки государственных  инвестиций, направленных на достижение экономического роста. Поэтому необходимо совершенствовать управление государственным  долгом Российской Федерации для  того, чтобы превратить государственные  заимствования в действенный  инструмент подъема национальной экономики.

В условиях значительного наращивания  объемов государственных заимствований  на внутреннем рынке актуальность совершенствования  управления государственным внутренним долгом Российской Федерации возрастает.

Структура современного внутреннего  долга РФ состоит из:

  1. Государственных бескупонных краткосрочных облигаций (ГКО);
  2. Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

Государственные бескупонные  краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются  с мая 1993 года по поручению Правительства  Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать  не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, 6, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные купонные облигации. Существуют различные вариации данных ценных бумаг. ОФЗ с переменным купоном  были выпущены в обращение 14 июня 1996 года в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения  облигаций федерального займа, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме  отдельных выпусков, условия каждого  выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно. 

Рыночные долговые обязательства (эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные  ценные бумаги – порядка 82%/

в том числе:

  • облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – 59%
  • облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) – 7%
  • облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) – 27%
  • облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) – 5%
  • государственные краткосрочные обязательства (ГКО) – 2%

Нерыночные долговые обязательства (обязательства, которые не могут  свободно продаваться и покупаться) – около 18%

Из них в 2011 году выделялись:

  • целевые долговые обязательства в соответствии с ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ (в 2004 году на эти цели из бюджета выделяется 25 млрд.руб.)
  • облигации государственного нерыночного займа (выпущенные для Пенсионного фонда) – составляют 1,64% всего внутреннего долга
  • некоторые виды займов, размещенные среди населения (целевой 1990г, вклады и чеки на автомобили)
  • задолженность предприятий, переоформленная в госдолг (например, по агропромышленному комплексу, оформленная в вексель Минфина; Пенсионному фонду и т.д.)
  • государственные гарантии и поручительства
  • внутренний долг, принятый от СССР (примерно 0,03%)

Рынок внутреннего долга  не может считаться уникальным явлением в мировой практике - почти все  страны мира, где финансовая сфера  присутствует в более или менее  оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные  ценные бумаги. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центральным  Банком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного  по размерам рынка государственных  ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими  рисками федеральных облигаций. Развитие российского рынка внутреннего  долга было непосредственно связано  с эволюцией национальной финансовой сферы, действиями денежных властей, как в области осуществления макроэкономической политики, так и в проведении чисто рыночных преобразований. В результате структура совокупного денежного предложения стала менее ликвидной, снизились темпы инфляции, прочие сегменты национального рынка интенсивно развивались.

Основное увеличение внутреннего  долга произошло в предкризисный  период с 1993 по 1998 годы, когда бурно  рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность  различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших  до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг.

Эволюцию рынка государственных  ценных бумаг можно вполне логично  разбить на этапы которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка.

На текущий момент можно  выделить 5 этапов развития российского  рынка внутреннего долга. Этап 1 связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных  облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего  развития рынка внутреннего долга  и его открытием для внешних  инвесторов. Содержание Этапа 3 определяется системным финансовым кризисом, тогда  как Этап 4 характеризуется его  постепенным преодолением. Наконец, Этап 5 представляет собой возможное  дальнейшее развитие рынка внутреннего  долга.

 

1.2. Экономическая сущность государственного внутреннего долга

 

Государственный внутренний долг как экономическая категория  анализируется в научных изданиях, посвященных экономической теории и практическим вопросам управления экономическими процессами уже в течение нескольких столетий. В современном мире нет ни одного государства, которое не воспользовалось бы долговым методом финансирования своих расходов, но, не смотря на это дискуссии о государственном внутреннем долге, о его оправданности и влиянии на состояние экономики страны продолжаются.

Для России в силу сложившейся  экономической ситуации вопросы, касающиеся использования государственного внутреннего  долга в качестве инструмента  макроэкономической политики государства, имеют важное значение. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом, который негативно отразился на экономике в целом, и привел к отказу правительства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации этого долга. Использование государственного внутреннего долга как инструмента воздействия на экономические процессы в условиях реформ позволило российскому правительству создать цивилизованный рынок государственных долговых обязательств, но его становление и развитие характеризовалось рядом особенностей, которые оказывали негативное влияние на экономику России [1].

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам и кредитам"