Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:23, курсовая работа
Финансовые ресурсы — это централизованные и децентрализованные денежные фонды целевого назначения, которые формируются в процессе распределения и перераспределения национального богатства, валового внутреннего продукта и национального дохода и предназначены для использования в целях социально-экономического развития общества.
Принципы образования и использования финансовых ресурсов …………… 3
Финансовый аспект формирования и использования оборотных средств предприятия ……………………………………………………………………………6
Экономическая сущность и роль бюджета в распределении национального дохода ……………………………………………………………………………… 9
Бюджет субъектов Федерации, их доходы и расходы. Специфика формирования и использования средств бюджета ……………………………………… 14
Список используемой литературы………………………………………………..
Наличие собственных оборотных средств, их сохранность, соотношение между собственными и заемными оборотными средствами характеризуют степень финансовой устойчивости предприятия, его положение на финансовом рынке, возможности дополнительной мобилизации финансовых ресурсов с помощью выпуска ценных бумаг. В условиях административно-командной системы управления финансовой устойчивости субъекта хозяйствования не уделялось должного внимания, так как существовавшая в то время система государственной финансовой помощи ни при каких обстоятельствах не допускала его банкротства.
С
переходом к рынку положение
меняется коренным образом. Принятые в
1992 году законодательные акты “О банкротстве”
и “О залоге” возлагают на предприятие
всю меру ответственности за использование
находящихся в его распоряжении ресурсов.
В этих условиях вопросы рационального
использования оборотных средств, платежеспособности,
финансовой устойчивости приобретают
огромное значение.
3. Экономическая сущность и роль бюджета в распределении
национального
дохода
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика
этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в
том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного
производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и
использование централизованных финансовых ресурсов.
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем,
что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть
национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного
воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и
социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек
управления, повышения обороноспособности страны.
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет
объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено самим общественным производством,
развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах.
Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения
функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной
сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями
государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных
мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом,
существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения
государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение -
служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь
экономической формой существования объективных распределительных отношений,
выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет
выступает в качестве экономической категории.
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части)
распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет
он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным
источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной
стоимости (национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.
В условиях рыночных отношений распределение национального дохода
производится посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп, банков, а также доходы населения.
Значительная часть
распределения ( налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение части
обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.
Перераспределение
Такое перераспределение в
технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.
При переходе к рыночным
дохода. Основные направления этих преобразований (сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях ( перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.
На основании этого возможно более обоснованное решение вопросов