Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание

1.Доходы бюджета: понятие, экономическое содержание, классификация.
2.Экономическая сущность страхования и формы его организации

Работа состоит из  1 файл

Вопросы к экзамену Финансы.docx

— 32.00 Кб (Скачать документ)

Финансы:

1.Доходы бюджета:  понятие, экономическое содержание, классификация.

В доходы бюджета включаются экономические отношения, связанные с распределением поступающих государству средств между бюджетами различных уровней. Эти отношения возникают между различными государственными, региональными и муниципальными органами и с точки зрения организации бюджетных отношений они представляют собой бюджетные ресурсы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней для целевого финансирования общегосударственных и муниципальных мероприятий.

Общий характер доходов позволяет бюджету иметь определенные резервы для покрытия дополнительных затрат. Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств.

В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены  три основные группы доходов: налоговые  доходы (более 93%), неналоговые доходы, безвозмездные перечисления/

Законодательством предусмотрено три группы налогов:

Федеральные: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог и т.д.

Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги, поступающие по специальным режимам (сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход), региональные лицензионные сборы.

Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные и регистрационные сборы

К налоговым доходам также относятся пени и штрафы, которые выплачиваются за нарушение налогового законодательства.

Неналоговые доходы (в большинстве случаев носят обязательный характер) консолидированном бюджете РФ составляют около 6%: Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Средства, которые получает государство от применения мер гражданско-правовой и административной ответственности. Это штрафы и пени, которые взимаются за нарушение действующего законодательства, кроме налогового. А также суммы конфискаций, компенсаций и другие средства, которые изымаются в принудительном порядке в доходы бюджетов в соответствии с решением судов. Доходы, полученные в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней на безвозвратной и безвозмездной основе.

Безвозмездные перечисления. Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.  
В зависимости от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом законодательством РФ. Закрепление доходов производится двумя способами: 
Установление специальных ставок для зачисления дохода в соответствующий бюджет.  
Установление процентных отчислений от общей суммы поступившего дохода (контингента поступления).

Регулирующие  доходы – это федеральные и региональные налоги и доходы, по которым установлены нормативы отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты на очередной финансовый год. При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы, налоговые доходы консолидированного бюджета субъектов РФ не могут составлять менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ. 

2.Экономическая сущность  страхования и формы его организации: 

А) Экономическая сущность страхования

Страхование - древнейшая категория общественно-экономических отношений между людьми, которая одновременно является и неотъемлемой составляющей производственных отношений.

Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и  рабов использовали страхование  как способ защиты их от уничтожения  силами природы, утраты в связи с  грабежами и другими непредвиденными  событиями.

В основе зарождающихся, начальных форм страхования была коллективная взаимопомощь, которая  обеспечивалась взаимными обязательствами. Уже тогда был заложен основополагающий принцип страхования - защита от риска. В рабовладельческом обществе существовали соглашения, в которых можно усмотреть  черты договора страхования. Эти  соглашения касались недвижимого имущества, торговли, ссудных сделок, а также  морского судоходства. Основной смысл  этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными  в данной сделке, риск возможного ущерба.

С ростом городов и  возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий, и вполне понятно стремление людей  к объединению для совместных действий по предотвращению опасности, ликвидации ее последствий, в том  числе и экономическими мерами.

В эпоху географических открытий наблюдается бурный всплеск  судоходства и международной  торговли. Возникновение новых рынков торговли увеличивает опасность, в  связи с чем возрастает потребность в защите имущественных интересов. Появляются первые подобия страховых организаций, в которых участвуют отдельные владельцы имущества. Эти образования строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного объединения его ущерб раскладывается между всеми участниками пропорционально. Это был принцип взаимного страхования.

Любая деятельность человека сопряжена с рисковыми ситуациями, наносящими ущерб его здоровью, имуществу, интеллектуальной собственности, денежным средствам. Причем сроки наступления  этих ситуаций, масштаб ущерба заранее  не известны, а увеличение объемов  производства, внедрение достижений науки и техники, возникновение  кризисных явлений в экономике, сопровождающихся ростом преступности, ведет к росту неблагоприятных  событий.

Закономерно возникла идея о необходимости объединения  заинтересованных лиц по возмещению материального (имущественного) ущерба путем его солидарной раскладки  между участниками объединения. Действительно, если бы каждый владелец имущества намеревался возмещать  ущерб за свой счет, то он вынужден был  бы создавать материальные резервы, по величине равные имеющемуся имуществу, что очень невыгодно и неразумно.

В то же время многолетний  жизненный опыт показывает, что, хотя непредвиденные и стихийные бедствия носят случайный и неравномерный  характер, число пострадавших всегда меньше числа заинтересованных лиц  или хозяйств. При таких условиях солидарное распределение возникшего ущерба между заинтересованными  владельцами имущества существенно  сглаживает последствия стихийных  бедствий и случайностей. Чем больше заинтересованных лиц или хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств возмещения приходится на каждого участника. Так  возникло страхование, сущность которого состоит в замкнутой раскладке  возможного ущерба между заинтересованными  лицами.

Грозящая опасность  вынуждает общество осуществлять меры по предупреждению или ограничению  силы ее действия. Первая группа мер  называется превенцией (предупреждением), вторая - репрессией (подавлением). Превентивные действия обеспечивают снижение возможных  потерь (например, противопожарные  мероприятия, профилактическая работа ГАИ, устройство шероховатых покрытий на автомобильных дорогах, совершенствование  правил техники безопасности и т.д.).

Репрессивные меры связаны с созданием материальных и денежных средств с целью финансового обеспечения борьбы со стихийными силами природы, отрицательными последствиями достижений научно-технического прогресса, неправомерными действиями третьих лиц.

Подобный вид финансового  обеспечения осуществляется в системе  страхования, в основу которой заложена идея создания фондов денежных средств  до наступления страхового события  с целью возмещения возможного ущерба от случайных опасностей. Экономические  последствия этих опасностей выражаются в физическом разрушении материальных ценностей или лишении человека способности к труду - основному  источнику всех благ.

Страхование представляет собой систему экономических  отношений по защите имущественных  и личных интересов физических и  юридических лиц путем формирования за счет страховых взносов (страховых  премий), уплачиваемых этими лицами, денежных страховых фондов, предназначенных  для выплаты страховых сумм и  возмещения убытков при наступлении  страховых случаев.

Рыночный механизм хозяйствования и предпринимательская  деятельность с многообразными фондами  накопления и потребления обусловили необходимость формирования набора организационных форм страховых  фондов. К основным из них относятся:

централизованный  государственный резервный фонд;

фонд социальной защиты населения;

фонд самострахования;

страховой фонд страховщика.

Централизованный  государственный резервный фонд создается за счет общегосударственных  ресурсов в натуральной и денежной формах. Он предназначен для возмещения ущерба и устранения последствий  крупных катастроф независимо от уплаты страховых взносов.

Централизованный  метод связан с прямым законодательным  выделением из национального дохода и национального богатства страны определенных финансовых резервных  и, в том числе, страховых фондов. Централизованным методом формируются, в частности, резервные фонды  государственных бюджетов, валютные резервы и золотой запас государства. Централизованный метод применяется  в случае формирования государством страховых фондов социальной поддержки  за счет обязательных платежей физических и юридических лиц. Необходимость  в таких фондах очевидна, так как  возможности государства в оказании социальной помощи весьма ограниченны, а в условиях рыночной экономики  государство и не ставит цели всесторонней опеки своих граждан. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и  при наличии определенных предпосылок. К примеру, целевой внебюджетный «Фонд социальной защиты населения» своей главной задачей имеет  финансирование расходов по выплате  государственных пенсий, пособий  и других социальных выплат в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании.

Фонд самострахования - это децентрализованный обособленный денежно-натуральный фонд, дающий возможность преодолеть временные затруднения в процессе производства и обеспечивающий его непрерывность. В условиях рыночной экономики фонд самострахования трансформируется в фонд риска товаропроизводителей, создаваемый субъектами хозяйствования для предупреждения рисков при неблагоприятно складывающейся рыночной конъюнктуре и постоянно изменяющейся предпринимательской среде, временных затруднениях в процессе производства.

Страховой фонд страховщика  формируется за счет обособленных денежных взносов юридических и физических лиц (страхователей) в децентрализованном порядке. Его средства предназначены  для выплаты страховых возмещений и страховых обеспечений, размер которых определяется на основе статистической информации, прогнозных и актуарных  расчетов.

Страховщиками являются государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, проводящие страхование  и принимающие на себя обязательство  возместить ущерб или выплатить  страховую сумму, а также ведающими  вопросами создания и расходования страхового фонда.

Страхователями признаются юридические и физические лица, вступающие в конкретные страховые отношения  со страховщиком, уплачивающие страховые  взносы и имеющие право по закону или на основе договора получить страховые  возмещения при наступлении страхового случая.

Экономическая сущность страхования характеризуется следующими признаками:

наличие страхового риска  и критерия его оценки;

сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов;

формирование страхового сообщества из числа страхователей  и страховщиков;

солидарная ответственность  всех страхователей за ущерб;

замкнутая раскладка  ущерба;

наличие перераспределительных отношений;

возвратность страховых  платежей;

самоокупаемость страховой  деятельности.

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в  общественном воспроизводстве, значительно  расширяет сферу страховых услуг  и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной  собственности и слабой экономической  ответственности руководителей  и трудовых коллективов за ее сохранность  страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике  и общественных отношениях.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"