Контрольная работа по "Рынок ценных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:27, контрольная работа

Описание

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.

Содержание

1. Вопрос 10: Виды используемых государством ценных бумаг, их особенности 3
1.1 Государственные ценные бумаги, их виды и функции 3
1.2 Особенности государственных ценных бумаг 5
2. Вопрос 31: Процедура эмиссии ценных бумаг коммерческих банков 8
3. Задачи 14
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

!РЦБ.docx

— 42.99 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина»

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

экономического факультета

Карцева. Е.А

Форма обучения: заочная

Шифр: 11073

2-ое высшее

Проверил: доцент, к.э.н,

Нуретдинов. Э.Г

 

 

 

 

Ульяновск – 2012

Содержание

 

1. Вопрос 10: Виды используемых государством ценных бумаг, их особенности 3

1.1 Государственные ценные бумаги, их виды и функции 3

1.2 Особенности государственных ценных бумаг 5

2. Вопрос 31: Процедура эмиссии ценных бумаг коммерческих банков 8

3. Задачи 14

Список использованной литературы 17

 

 

 

  1. Вопрос 10: Виды используемых государством ценных бумаг, их особенности

1.1 Государственные ценные бумаги, их виды и функции

В современной  рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач.

В нормативных  документах под государственными ценными  бумагами понимаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации1. Государственные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента денежных средств в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Существуют  несколько способов классификации  государственных ценных бумаг в  зависимости от критерия. 

По срокам обращения принято выделять:

  • краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
  • среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;
  • долгосрочные, имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По форме  обращаемости:

  • рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,
  • нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По способу  выплаты (получения) доходов:

  • процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);
  • дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
  • индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
  • выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
  • комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Выпуск государственных  ценных бумаг обуславливается необходимостью привлечения государством дополнительных денежных средств. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год обслуживают систематическую  задолженность государства (среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги). Наряду с долгосрочными облигациями  выпускаются краткосрочные, которые  служат для покрытия временных дефицитов  бюджета (кассовых разрывов), которые  образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов  и постоянными расходами из бюджета. Также принято выделять целевые  облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. В качестве таких  ценных бумаг можно рассматривать облигации АО "Высокоскоростные магистрали", которые были выпущены под гарантию Правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.2

Таким образом, государственные  ценные бумаги выпускаются для решения  таких задач, как покрытие постоянного  дефицита государственного бюджета, а  также  краткосрочных кассовых разрывов в бюджете в связи с неравномерностью поступления налогов и производимых расходов. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения  ресурсов для осуществления крупномасштабных проектов, для покрытия целевых расходов правительства, а также в целях  привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

В настоящее  время в экономически развитых странах  государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и  реализации внутренней государственной  задолженности 

Практика  показывает, что выпуск государственных  ценных бумаг для покрытия дефицитов  бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту  текущих резервов, создаваемых в  центральных банках для регулирования  рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных  отраслей экономики.

1.2 Особенности государственных ценных бумаг

Рассматривая  вопрос ценообразования на рынке  государственных ценных бумаг, следует  сразу оговориться, что государство, выступающее в роли эмитента государственных  ценных бумаг, является одновременно главным  субъектом макроэкономики, поэтому  такие микроуровневые по форме факторы, как имидж и финансовое состояние эмитента, применительно к государственным ценным бумагам, становятся макроуровневыми. Таким образом, ценообразование на рынке государственных ценных бумаг находится под значительным влиянием внешних факторов, характеризующих общее состояние экономики страны в целом (состояние производства, денежного обращения, финансов, бюджета) и особенности функционирования рынка государственных ценных бумаг (возможный объем операций, взаимодействие с другими рынками).

Принято выделять субъективные и объективные  факторы ценообразования на рынке  ценных бумаг. К субъективным факторам рыночного ценообразования на государственные ценные бумаги относят факторы, характеризующие реакцию отдельных субъектов рынка на складывающуюся на нем (или прогнозируемую) ситуацию. Ведущее место здесь принадлежит рыночным ожиданиям. Это предвидение благоприятной или неблагоприятной для данного лица ситуации на рынке, ощущение опасности и риска, психологические установки участника сделок с ценными бумагами. Целесообразно выделять из числа субъективных факторов факторы спекулятивной природы; благодаря им происходит приток денежных средств, поступающих на фондовые рынки, в те сегменты, которые обещают принести наибольшую прибыль.

К числу  первичных и наиболее важных объективных внешних факторов ценообразования на государственные ценные бумаги относятся регламентирование способа установления цены и придание определенной направленности процессу дальнейшего изменения текущих цен. Эти возможности заложены в условиях выпуска и распространения ценных бумаг. При жесткой регламентации заранее задаются исходная цена продажи, конечная цена выкупа и весь тренд изменения цен в пределах между этими заданными значениями. Цены на государственные ценные бумаги становятся фиксированными ценами продавца, не зависящими от поведения покупателя. При мягкой регламентации эмитент предопределяет только первичную цену и цену выкупа, тогда как на вторичном рынке имеет место свободное рыночное ценообразование.

Ряд внешних  факторов регулятивной природы оказывает  влияние на цены не прямо, а посредством  воздействия на величину спроса и  предложения, от которых, как известно, зависит рыночная цена государственных  ценных бумаг. В реальной практике чаще всего происходит понижение рыночной цены ценных бумаг вследствие сокращения спроса на них или роста предложения.

Выделение узкой зоны мест проведения сделок с государственными ценными бумагами существенно сокращает спрос  на них со стороны потенциальных  инвесторов, удаленных от этих мест. Отсутствие прямой продажи государственных  краткосрочных облигаций, равно  как и необходимость приобретать  их через дилеров с выплатой комиссионных вознаграждений им и ММВБ, также  снижает спрос на этот вид ценных бумаг.

К объективным  факторам ценообразования на государственные  ценные бумаги следует отнести так  называемый законодательный риск. Существует опасность выхода в свет новых  законодательных актов, нормативных  документов, изменяющих правовую базу рынка ценных бумаг в связи  с осуществлением экономических  реформ или сменой правительственного курса, корректировкой экономической  политики.

Рассмотрим  теперь рыночные факторы ценообразования на государственные ценные бумаги.

Среди этих факторов следует выделить в первую очередь конъюнктуру  смежных секторов финансового рынка: кредитного, валютного, драгоценных  металлов. Например, цена золотого сертификата  практически в полной мере определялась ценой золота на Лондонском рынке, выраженной в долларах США на Московской валютной бирже.

Наиболее  сильное взаимодействие, являющееся фактором ценообразования на государственные  ценные бумаги, имеет место между  кредитным и валютным рынками, с  одной стороны, и рынком ГКО ¾ с другой. Три обозначенных сегмента финансового рынка представляют традиционные банковские рынки, на которых активно действуют коммерческие банки. Увеличение доходности одного из этих рынков порождает рост спроса на его продукт и соответствующий перемещение денежных капиталов. Вследствие этого при относительно стабильной общей денежной массе поток средств на другие рынки ослабевает, что приводит к падению спроса на продукт данного рынка.

К рыночным факторам ценообразования на государственные  ценные бумаги относятся и конъюнктурные  риски. Риск неплатежа или непогашения  проявляется прежде всего в наличии ненулевой вероятности того, что государство не сможет или не пожелает расплатиться с инвесторами. Приводя к снижению спроса и рыночных цен на государственные ценные бумаги, он обусловлен недоверием к российскому государству как к финансовому субъекту, заемщику средств.

Таким образом, цены на государственные ценные бумаги формируются в соответствии с общими принципами ценообразования, но под влиянием специфики и многофакторности, т. е. существует основной тренд цен, отклонения от которого и объясняются  присутствием или отсутствием какого-либо ряда факторов.

 

  1. Вопрос 31: Процедура эмиссии ценных бумаг коммерческих банков

На основе эмиссии акций и облигаций  формируется собственный заемный  капитал банка.

Среди акций банков наибольшее распространение  имеют обыкновенные акции. Привилегированные  акции выпускаются довольно редко, объем их эмиссии ограничен 25% уставного  фонда банка.3

Банковские  облигации в России пользуются еще  меньшей популярностью, чем привилегированные  акции, хотя в мировой практике облигации банков занимают значительное место на финансовом рынке. Например, в Германии банки выпускают наибольшее число облигаций, значительная часть которых обеспечивается залогом или государственными гарантиями.

В России выпуск в обращение акций и  облигаций регламентируется одними нормативными документами. Коммерческие банки, выпуская собственные акции  и облигации, должны руководствоваться  также новой редакцией Инструкции ЦБ РФ № 8 «О правилах выпуска и регистрации  ценных бумаг коммерческими банками  на территории Российской Федерации» от 17 сентября 1996 г.4

Действующими  нормативными документами предусматривается, что при учреждении акционерного банка, а также при преобразовании банка из паевого в акционерный  все акции первого выпуска  распределяются среди учредителей  банка, т.е. допускается только закрытое распределение акций первого  выпуска. Другими словами, в момент учреждения банка не должно быть акций, предполагаемых к размещению путем открытой продажи.

В случае, когда одновременно с преобразованием  банка из паевого в акционерный, увеличивается уставный фонд, его рост может происходить исключительно за счет дополнительных взносов учредителей. Если уставный фонд банка увеличивается за счет капитализации других его фондов, то вся сумма увеличения распределяется между учредителями банка.

Первый  выпуск акций банка должен полностью  состоять из обыкновенных именных акций. Регистрация и продажа банком-эмитентом  этих акций освобождается от обложения  налогом на операции с ценными  бумагами.

Повторный выпуск акций с целью увеличения уставного фонда (капитала) акционерного банка разрешается лишь после  полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных акций. Он может содержать как обыкновенные, так и привилегированные акции.

Информация о работе Контрольная работа по "Рынок ценных бумаг"