Контрольное задание по учебной дисциплине «Лизинг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 02:38, контрольная работа

Описание

Лизинг в древности не был ограничен арендой каких-либо конкретных типов собственности, как считают многие. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.
Имеются свидетельства, что первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В результате за две недели два больших флота вторжения достигли берегов Англии. Каждый из флотов по тем временам был очень внушительным. Однако ни норвежский король, ни нормандский герцог не обладали необходимым экономическим потенциалом для финансирования такой кампании. Вот почему для получения необходимого количества судов, экипажей и снаряжения использовалась особая форма аренды — лизинг.

Работа состоит из  1 файл

Лизинг.docx

— 64.35 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Государственный Университет Управления

Институт  Заочного обучения

Факультет Финансы и кредит. 
 
 
 
 
 

Контрольное задание

по учебной  дисциплине «Лизинг» 
 
 
 
 
 

Институт  Заочного обучения

Специальность: Финансы и кредит

Курс: 6

Группа:6-06/2

Студентка: Авилкина А.В.

Преподаватель: Тилов А.А. 

                                                                                                     _____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Май 2012г.

г. Москва

     Варианты  заданий:

     Вопросы 1, 34

     Задача  В-15

 

     Часть 1.

  1. Охарактеризуйте этапы развития лизинговых отношений в России?

     Лизинг  в древности не был ограничен  арендой каких-либо конкретных типов собственности, как считают многие. Фактически из истории известно, что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного оборудования, но даже военная техника.

     Имеются свидетельства, что первое документальное упоминание о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В результате за две недели два больших флота вторжения  достигли берегов Англии. Каждый из флотов по тем временам был очень внушительным. Однако ни норвежский король, ни нормандский герцог не обладали необходимым экономическим потенциалом для финансирования такой кампании. Вот почему для получения необходимого количества судов, экипажей и снаряжения использовалась особая форма аренды — лизинг.

     В нашей стране с понятием "лизинг" познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941-1945 годах по lend-lease осуществлялась поставка американской техники. Объемы помощи США союзникам составили 49,1 млрд. долл.

     Со  временем довольно хорошо развивалась сеть прокатных пунктов, где можно было взять в пользование на месяц, квартал, год бытовую технику: телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. п. В конце 50-х годов напрокат давали и легковые машины.

     Позже, в 70-80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т. д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, как аренда на определенный срок.

     Разновидностью  лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся "бебоат-чартер" — наем морского судна без экипажа. Суть этой операции состояла в следующем. В соответствии с условиями контракта, заключаемого В/О "Совфрахт" Минморфлота СССР с посреднической фирмой, предоставляющей интересующее Минморфлот судно в аренду, на это судно, прибывшее в какой-либо из портов Западной Европы или Японии под флагом третьей страны, направлялся советский экипаж, поднимался флаг Советского Союза и судно поступало в распоряжение советской стороны для эксплуатации. По окончании или до истечения срока аренды по взаимно заключенному соглашению в качестве обязательного условия предусматривалось приобретение корабля арендатором.

     Достаточно  активно применялся лизинг международных  автомобильных перевозок внешнеторговым объединением "Совтрансавто", которое приобретало за рубежом на условиях аренды с последующей покупкой различные виды грузового автомобильного транспорта: тягачи, рефрижераторные и тентовые полуприцепы, кузова, контейнерные шасси. На условиях аренды в СССР использовались иностранные контейнеры. В 1990 году Аэрофлот сделал заказ на аренду нескольких пассажирских самолетов западно-европейского производства А-310. В дальнейшем эта практика получила заметное развитие.

     В июне 1991 года была создана, а с декабря  того же года приступила к деятельности международная советско-французско-немецкая лизинговая компания "Евролизинг". Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР,  Госснаб СССР, с французской — один из крупнейших банков Европы "Банк Насиональ де Пари" (Bank National de Paris).

     Начало  развития лизинговых операций на отечественном  внутреннем рынке можно определить серединой 1989 года в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 "О плане счетов бухгалтерского учета", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 года.

     В виду отсутствия нормативной базы в  России лизинг не нашел широкого применения (несмотря на то, что лизинговые сделки заключались с конца 80-х гг.), в  связи с чем 17 сентября 1994 г. Президентом  РФ был принят Указ "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Правительству Российской Федерации была поставлена задача разработать  и в месячный срок утвердить Временное  положение о лизинге, предусмотрев в нем: определение лизинга как  вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим  лицам на определенный срок.

     Итак, впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в  вышеназванном Указе Президента РФ.

     В дальнейшем было издано Постановление  Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Положением было утверждено Временное положение о лизинге.

     Во  временном положении лизинг получил следующее определение - это вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

     Дальнейшее  нормативное закрепление лизинговые отношения (и в частности договорные основы лизинга) получают с вступлением  в силу с 1 марта 1996 года второй части  Гражданского кодекса Российской Федерации.

     С принятием временного положения началась разработка специального закона «О лизинге», который был принят 29 октября 1998 года. Закон дал расширенное толкование многих понятий лизинговой деятельности (в частности, определил различные виды лизинга - финансовый, оперативный, возвратный), установил критерии, по которым договора могли относиться к лизинговым и т.п.). Во многом этот документ был приближен к понятиям международного финансового лизинга. Вместе с тем, многие положения упомянутого закона вступили в противоречие с ГК РФ. Так, представленное в законе определение лизинга (а также многие иные положения), больше подходит к понятию аренды с правом выкупа, нежели к собственно лизинговым отношениям. Кроме того, в гражданском законодательстве отсутствует какое-либо деление лизинга на типы (долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный) или виды (финансовый, возвратный, оперативный), а также понятие сублизинга. Это далеко не исчерпывающий перечень разночтений закона о лизинге и ГК РФ. На практике это приводило к тому, что лизинговые компании, лизингополучатели и другие участники лизинговых отношений руководствовались в своей текущей хозяйственной деятельности теми нормами законодательства, которые, по их мнению, им больше подходили. Более того, в ряде регионов (например, в Ленинградской области) стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу.

     Закон «О лизинге» 1998 года, как и временное  положение, предусматривал необходимость  получения лицензии для осуществления  лизинговой деятельности.

     В ходе 2000-2001 года были подготовлены необходимые  поправки, результатом которых стало  принятие Федерального закона от 29 января 2002 г. №10-ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон "О лизинге"». В числе прочих Законом, было прекращено предусмотренное  ранее лицензирование лизинговой деятельности; само понятие "лизинг" было определено в Законе не как особый вид инвестиционной деятельности, а как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией  договора лизинга, в том числе  приобретением предмета лизинга.

     Таким образом, лизинг – сравнительно молодое  экономическое явление для России, его история в нашей стране насчитывает всего несколько  лет. И за эти несколько лет  лизинговые экономические отношения  стали весьма популярны и выгодны  в современных условиях Российской Федерации.

     Лизинг  в России постепенно принимает все  более четкие организационные и правовые формы. Формируются необходимые законодательные и нормативные предпосылки для правового регулирования деятельности участников лизинговых операций.

     Рынок лизинговых операций в России оценивается  как чрезвычайно емкий, способный принести значительные доходы всем его участникам.

     Развитие  лизингового бизнеса в России зависит прежде всего от надежных гарантий, сокращающих риски для отечественных и зарубежных участников лизинговых операций.

     Переход к рыночной экономике поставил перед  промышленными предприятиями ряд  проблем, главной из которых является следующая: как утвердиться в  условиях возрастающей конкуренции, сокращения рынка сбыта из-за невысоких цен  продукции и неплатежеспособности, сложностей поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов.

     В настоящее время большинство  российских предприятий испытывает недостаток оборотных средств. Они  не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса и вынуждены брать  кредиты. Существуют различные виды кредитования: ипотечное, под залог  ценных бумаг (операция РЕПО), под залог  партий товара, недвижимости. Однако предприятию  при необходимости обновления своих  основных средств выгоднее брать  оборудование в лизинг. При этом экономия средств предприятия по сравнению с обычным кредитом на приобретение основных средств доходит  до 10% от стоимости оборудования за весь срок лизинга, который составляет, как правило, от одного года до пяти лет. Нынешняя экономическая ситуация в России, по мнению экспертов, благоприятствует лизингу. Форма лизинга примиряет  противоречия между предприятием, у  которого нет средств на модернизацию, и банком, который неохотно предоставит  этому предприятию кредит, так  как не имеет достаточных гарантий возврата инвестированных средств. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который  выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга  является собственностью лизингодателя  или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

 
 
 
 
     
  1.   Что понимается  под секъюритизацией  лизинговых активов?

     Секьюритизация  лизинговых активов – это процесс  формирования портфеля ценных бумаг на основе будущих денежных поступлений от лизинговых контрактов одного и более лизингодателей, и выступающего обеспечением ценных бумаг при их выпуске, и продажи этих бумаг определенным группам инвесторов для последующего рефинансирования лизинговых операций.

     Секьюритизация  лизинговых активов представляет собой  инновационную форму финансирования и считается полезным для получения  относительно дешевых источников финансирования лизинговых операций.

     Для проведения секьюритизации лизинговых активов может быть использован  следующий механизм. Например, предусматривается  создание Cпециального юридического лица – Special Purpose Vehicle (SPV), которое будет  заниматься секьюритизацией активов. Имеется в виду следующее.  
Есть лизинговые компании, которые с учетом всех рисков и имеющихся средств «вложились» в одну или несколько лизинговых сделок. Однако наличности для заключения новых контрактов нет или ее недостаточно. Поэтому лизинговая компания готова предоставить SPV по договору купли-продажи или по договору уступки прав свой действующий контракт или даже портфель с определенным дисконтом. После заключения соглашения с SPV лизингополучатель перечисляет лизинговые платежи не прежнему лизингодателю, а SPV.

     Для аккумулирования средств, необходимых  для покупки лизинговых контрактов, выпускаются облигации. В качестве покупателей облигаций выступают  инвестиционные банки, экспортно-импортные  агентства и др. Обеспечением облигаций  служат сами лизинговые активы. Новый  собственник портфеля получает и  распределяет поступления от лизинговых сделок. Инвесторы, которые приобрели  облигации, получают купонные доходы.

      

     Рис. 1. «Схема секьюритизации лизинговых активов»

     В результате этой операции снижаются  риски для инвесторов, поскольку  новая компания обладает понятным и  определенным набором активов с  достаточно предсказуемыми поступлениями  в виде лизинговых платежей; инвестиции осуществляются под конкретные, хорошо проверенные лизинговые сделки, например со строительным оборудованием, по которым  идут платежи.  
Бывший лизингодатель за счет секьюритизации получает средства для заключения новых лизинговых сделок, которые могут стать для него более выгодными по сравнению с условиями банковского кредитования.

Информация о работе Контрольное задание по учебной дисциплине «Лизинг»