Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:53, курс лекций
Лекция 1: Основные понятия рынка ценных бумаг
Лекция 2: Инфраструктура рынка ценных бумаг
Лекция 3: Рынки долговых ценных бумаг
Прочие консультанты. Услуги по управлению
Хотя ранее упоминалось, что банки, принимающие депозиты, в этой роли не являются активными участниками рынка акций, следует заметить, что многие банки в рамках своих обязательств по оказанию финансовых услуг своим клиентам на деле предоставляют услуги по управлению средствами клиентов. Кроме случаев, когда клиент дает конкретное указание по управлению его портфелем без риска или с очень небольшим риском, более чем вероятно, что акции будут играть очень заметную роль в портфеле. При условии, что такие портфели включают инвестиции, дающие некоторую диверсификацию и приносящие доход, лица с достаточными сбережениями для того, чтобы обратиться в банк с просьбой управлять ими, вероятно, будут стремиться к приросту капитала, а не к получению дохода, а этого можно достичь с помощью акций.
Компании с венчурным капиталом
В эту группу можно также включить компании с венчурным капиталом. Хотя основные объекты их содействия - не котируемые на рынке ценные бумаги и реорганизуемые предприятия, их конечная цель - прибыльный оборот инвестиций. Один из очевидных способов достижения этой цели - это, при условии финансовой стабильности компании, попытка добиться листинга или котировки акций компаний в торговой системе. По сути, это делает фирмы с венчурным капиталом важными продавцами новых выпусков акций на рынке.
Частные лица
От частных лиц обычно поступает больше приказов, чем от всех других инвесторов. Частные лица покупают акции по ряду причин, не всегда логичных с точки зрения инвестирования. Хотя этот сегмент сам по себе в целом не является источником крупных сделок, благодаря самой численности населения от частных лиц обычно поступает больше приказов на инвестиции в акции, чем от всех других групп инвесторов, вместе взятых.
Частные инвесторы часто приобретают акции напрямую либо в дополнение к приобретению других инвестиционных продуктов, либо во многих случаях относясь к этому как к способу времяпрепровождения. У некоторых людей преобладает чувство собственности, в то время как другие относятся к инвестиции как к способу контроля над собственными сбережениями для их использования в будущем.
Частные инвесторы обращают меньше внимания на риск
Там, где профессиональные инвесторы тяготеют к научному подходу при выборе инвестиций, многие частные инвесторы добиваются таких же успехов, используя гораздо более бесхитростные приемы. Какой бы метод ни применялся, следует отметить, что в целом частные инвесторы обращают меньше внимания на риск. Как следствие, этот сегмент инвестиционного рынка более склонен приобретать акции мелких компаний и меньше заботиться о рыночной ликвидности (поскольку пакеты акций в данном случае имеют такой размер, что их проще продать в обычных условиях), чем о реальной цене, по которой они могут заключить сделку и которую они смогут регулярно отслеживать.
Принцип оценки потенциальной финансовой прибыли от акций точно такой же, как и для облигаций, т.е. доход от дивидендов (аналогично процентам по облигациям) и прирост капитала зависят от изменения цены. Однако на этом сходство заканчивается.
«Повышенный доход от капитала»
При рассмотрении облигаций было указано,
что управляющие ценными
Прежде чем сравнить факторы, которые могут помочь установить среднюю ожидаемую доходность корпорации, важно дополнительно оценить потенциал и фактически циклический характер деятельности, с которым приходится сталкиваться в бизнесе. В то время как компания должна постоянно зарабатывать достаточную прибыль для выплаты процентов по своим долговым обязательствам или находить эти средства за счет резервов, именно дополнительная прибыль (т.е. сверх той, которая идет на обслуживание долга) составляет ядро доходов от акций.
Проблема акционеров состоит в том, что дополнительная прибыль - нестабильная величина. Ни одна компания не может гарантировать, что ее прибыль вырастет в текущем финансовом году по сравнению с прошлым годом.
В этом отношении необходимо обратить
внимание на два основных экономических
цикла.
Цикл продукта
Во-первых, существует цикл сектора, отрасли или продукта. Отдельный продукт или услуга проходит через ряд этапов. Вначале рождается идея. Затем эта идея требует исследования и разработки для нахождения потенциального рынка. Следующий этап - производство, а конечный этап наступает тогда, когда данный продукт вытесняется новым, более совершенным продуктом. Таков процесс на рынках, где действует конкуренция. Такой поэтапный процесс также наблюдается во всей отрасли, хотя разные конкурирующие между собой продукты и могут находиться на разных этапах своего жизненного цикла развития.
Операционный цикл предприятия
Во-вторых, существует операционный цикл предприятия. Он начинается, как и цикл продукта, с разработки, маркетинга и первоначального развития. Затем наступает этап консолидации, когда. возможно, ведется поиск новых и дополнительных рынков и совершенствуется ассортимент продукции. Затем предприятие может перейти на стадию расширения, возможно, с диверсификацией в разные но, возможно, взаимосвязанные области. Последний этап, как и в случае продукта, - это то, что американцы называют стадией или этапом "сокращения в масштабе". Он наступает тогда, когда предприятие вынуждено уменьшить размеры своей деятельности (или, возможно, закрыться полностью) либо потому, что оно отстало от происходящих вокруг нововведений, либо потому, что оно недостаточно успешно управляло своими денежными средствами (т.е. вышло за рамки своих финансовых возможностей), или, возможно, просто в результате общего экономического спада.
При оценке любой инвестиции в акции (а в меньшей степени это также относится к инвестициям в корпоративные облигации) необходимо учитывать, на каком этапе этих циклов находится компания. Очевидно, что при вложении средств в акции зрелого предприятия в зрелой отрасли вряд ли стоит ожидать необычайного подъема цен на акции такой компании.
И последнее замечание, прежде чем перейти к расчету доходности. Нужно помнить о том, что акции представляют собой фактически бессрочную ссуду компании. Следовательно, в отличие от облигаций акции не имеют какой бы то ни было гарантированной стоимости погашения.
Процентный и дивидендный доход
Дивидендный доход от акций можно считать сходным с текущей доходностью бессрочной ссуды, причем с плавающей процентной ставкой. Однако даже в этом подходе существует несколько значительных различий. Например, по законам большинства стран компании разрешено выплачивать проценты по своим займам из прибыли до налогообложения, поскольку эти платежи считаются обычными издержками компании. Акционеры являются владельцами предприятия, и, следовательно, как правило, компания может заплатить дивиденды только после уплаты налога на прибыль. Иногда это может приводить к тому, что такой доход акционеров фактически облагается налогом дважды (т.е. компания платит налог, а затем акционер в индивидуальном порядке платит налог на свой дивидендный доход).
Более того, в то время как процентные выплаты по облигации с плавающей ставкой меняются в соответствии с процентными рыночными ставками, по дивидендам на акции такого соотношения нет.
Дивидендная доходность
Несмотря на эти замечания, историческая дивидендная доходность рассчитывается точно так же, как и текущая доходность облигации: дивиденд на акцию делится на текущую рыночную цену акции и умножается на 100 для получения процентов. Итак:
Дивидендная доходность = ((Общие дивиденды за посл. финанс. год) x 100) / (Текущая рыночная цена акции)
Например, если компания выплатила дивиденды на акцию в размере 15, а текущая рыночная цена акции 275, получается дивидендная доходность 5,45%.
Дивидендная доходность = Див. на акцию / Цена акции
Дивидендная доходность = (15 / 275) х 100 = 5,45%
Однако, поскольку этим способом можно измерить только то, что уже имело место, и необязательно, что это будет показателем будущих дивидендов, аналитики по инвестициям придают большое значение предполагаемым или указанным компанией дивидендам для получения более реалистичного расчета, который называется "перспективная дивидендная доходность".
Перспективная дивидендная доходность = ((прогнозируемые (или ожидаемые) дивиденды на акцию) x 100) / (текущая рыночная цена акции)
Например, если компания прогнозирует дивиденды в размере 18 на акцию на текущий финансовый год, перспективная дивидендная доходность увеличивается до 6,55%.
Дивидендная доходность = (Див. на акцию)
/ (Цена акции)
DY = (18 / 275) x 100 = 6,55%
По традиции инвестиционные аналитики, как правило, предполагают, что если увеличивается промежуточный дивиденд, то и общегодовой дивиденд будет увеличен на тот же процент, если компания не заявит иначе при объявлении промежуточного дивиденда.
Хотя ранее упоминалось о том, что размер дивидендов занимает второе место по значению после изменения цены капитала, следует заметить, что управляющие фондами ожидают от компаний четкой и последовательной дивидендной политики. В результате, особенно в крупных компаниях, часто практикуется естественное постепенное ежегодное увеличение дивидендных выплат.
Нужно отметить в качестве технического момента в управлении портфелем, что рыночная дивидендная доходность может быть рассчитана путем оценки совокупного дивиденда по акциям на рынке, его деления на совокупную рыночную цену акций и сравнения результата с преобладающей доходностью рынка облигаций. Поскольку доходность облигаций практически всегда выше, чем акций, эта разница называется "обратной разницей в доходности". Этот показатель особенно полезен для управляющих фондами, когда они принимают решение о распределении своих средств между акциями и облигациями.
Доход компании
Компании (за исключением некоторых паевых фондов из-за нормативных требований к ним) обычно не выплачивают всю свою годовую прибыль в виде дивидендов своим акционерам. Любая дополнительная прибыль сверх выплаты дивидендов переводится на счет резерва дохода (или прибыли) и может быть использована на развитие, маркетинг или замену активов компании или просто оставлена для использования в будущем на неуказанные цели. Следовательно, для инвестора еще важнее суметь оценить, насколько прибыльна компания сверх того, что она выплачивает в виде дивидендов своим акционерам.
Доход на акцию
Хотя акционеров и интересует то, насколько прибыльна их компания в целом и их право голоса позволяет им участвовать с принятии решения о расходах предприятия, они имеют право на эту прибыль только после учета всех долговых обязательств, сборов и налогов. Соответственно важнее всего для акционеров оценить размер прибыли компании после оплаты всех этих расходов по отношению к их акциям. Этот показатель иллюстрируется величиной дохода на акцию. Итак:
Доход на акцию (EPS) = (Прибыль после налогов, процентов и дивид. по привил. акциям) / (Количество выпущенных обыкновенных акций)
Примечание: это реальная цифра, а не процент, и, следовательно, ее можно напрямую сравнить с дивидендом на акцию. Разницу составляет величина нераспределенной прибыли на акцию.
Величина нераспределенной прибыли на акцию
Например, если прибыль компании после оплаты налогов (и расходов) составляет 1000000$ и она выпустила 50000 акций, EPS составляет 20$ на акцию.
EPS = (Прибыль после
EPS = (1000000 / 50000) = 20
Примечание: из этого и предыдущего примеров видно, что компания (за последний финансовый год) имеет нераспределенную прибыль в размере 5 на акцию, что составляет 250000 (т.е. 50000 х 5), или одну четверть ее прибыли.
Отношение цены к доходу на акцию. Коэффициент Р/Е
Это отношение характеризуется коэффициентом Р/Е. В техническом анализе (изучение потенциальной стоимости компании в будущем) это самый важный аналитический показатель. Главная его цель - дать возможность для сравнения стоимости сопоставимых ценных бумаг и установить ориентиры или рамки для конкретных отраслей. Это оценочный расчет, при котором предполагается постоянный уровень прибыли числа лет, которое потребуется компании, чтобы окупить цену своих акций. Итак:
Отношение цены к доходу на акцию = (Текущая рыночная цена акции) / (Доход на акцию)
Например, используя цифры из вышеупомянутых примеров, Р/Е для этой компании равно 13,75.
Р/Е = (Цена акции / EPS)
P/E = 275 / 20 = 13,75,
т.е. при текущем отношении цены к доходу на акцию компания окупит цену на свои акции за 13,75 года.
Недостатки использования Р/Е. Показатели
Р/Е сравнимы только для компаний, работающих
в одной отрасли
По той же причине, разъясненной ранее, что разные отрасли находятся на разных стадиях своего экономического цикла, у разных отраслей также разные темпы оборота своей продукции, а также разные задачи в отношении денежных потоков. Обычно, строго говоря, показатели Р/Е сравнимы только для компаний, работающих в одной отрасли, и хотя существуют сравнительные соотношения между Р/Е для разных отраслей, они не дают эффективного механизма даже для сравнения одинаковых отраслей в разных странах.
Несмотря на то, что компании могут прогнозировать будущие дивиденды, обычно они не прогнозируют будущую прибыль (кроме как для целей внутреннего бюджетирования). Однако инвестиционные аналитики часто оценивают будущие потоки прибыли для тех компаний, на которых они специализируются. Следовательно, можно получить потенциальные коэффициенты Р/Е с помощью их анализа.