Международная финансовая организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 17:14, курсовая работа

Описание

Для начала определим термин международной финансовой организации и поймем, что же это такое.
Международная финансовая организация — это организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов, путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Работа состоит из  1 файл

Для начала определим термин международной финансовой организации и поймем.doc

— 392.00 Кб (Скачать документ)

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования: огра­ничение роста денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль над предоставлением кредитов, совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении ис­кусственного завышения курса путем девальвации), устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, а также ограничение вмеша­тельства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам про­тив собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник нс является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государ­ства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Па­рижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обяза­тельств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бре­мени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обяза­тельств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных дан­ной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должни­ками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями креди­торов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредито­ров, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отно­шении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренно­стей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что перего­воры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникно­вения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспо­минает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких патовых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банка».

Принципы Лондонского клуба.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения креди­тов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил на­звание "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолжен­ность страны "третьего мира".

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов.

Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя раз­вивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультатив­ный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматри­ваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неиз­бежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совме­стного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сход­ство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные разли­чия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секрета­риата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседа­ний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в от­ношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, обра­зуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный коми­тет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клу­бом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входит не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должни­ком и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на кото­рые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, дли­тельной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, пере­говоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране но­вый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-долж­нике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание пре­доставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансо­вых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лон­донский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резерв­ных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолида­ции, продолжительностью более чем в один год, а Лондонский клуб предпочи­тает, чтобы они составляли более двух-трех лет. Однако Парижский клуб по­степенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Задолженность России по Парижскому клубу.

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция посту­пала всем быв­шим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках базо­вого соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной за­долженности России заключены двусторонние межправительственные согла­шения с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Вели­кобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией, Канадой, Нидерландами, Норвегией, Португалией, США, Швейца­рией, Швецией, Францией, Финлян­дией и Японией. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столь­ко же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженностей. Отсроченный долг подлежит по­гашению с 2002 по 2020 гг. нарастающим, а затем убывающим графиком пла­тежей. Агентом по соответствующим операциям определен Внешэкономбанк.

Внеклубная задолженность России.

Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолжен­ности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Ос­татки задолженностей предполагается гасить в основном товар­ными постав­ками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд., перед Венгрией — 480 млн, Республикой Корея — 170 млн, Болгарией — 100 млн, Польшей - 20 млн долл. Неурегулированы вопросы пока с некото­рыми стра­нами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом (по­дробнее см. подраздел «Долг СССР по межправительственным соглашениям»).

Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба.

Большая часть межго­сударственных кредитов в этой подгруппе была формой финансовой поддержки дру­жественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставля­лась без сколько-нибудь серьезного ана­лиза платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большин­ства государств относятся теперь к разряду сомни­тельной и даже безнадежной задолженности (рис. 6.4). Из суммарного долга 51-ой страны России в 120 млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5 круп­нейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йе­мена, Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в клубе дает нам хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами — уровнем развития страны и до­лей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.

Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкну­тых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Пакистана, Бангла­деш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств.

Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по за­долженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыта­лась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможнос­ти проводить в отношении стран-должников разрабо­танной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предо­ставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о пога­шении задолженности.

Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб фор­мально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники на­чинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.).

У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги бо­лее крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время оста­ется лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно (рис. 1).

Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России

Задолженность России по Лондонскому клубу

Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерче­ских бан­ков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженно­сти перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом состав­ляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэко­номбанку в советское вре­мя, а также векселя, использовавшиеся во внешнетор­говых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (по­купка без права оборота). Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции. Они за­ключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сни­женным ценам и последующему резкому сбросу долгов.

После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет не­сти свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяс­нилось, только Россия могла обслуживать свои обя­зательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в об­мен на отказ бывших республик от причи­тающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое реше­ние позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обес­печило доверие к нам потенциальных западных инвесто­ров.

Переговоры с Лондонским клубом были начаты еще в 1991 г. Через два года пол­номочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внеш­неэкономичес­ких операций РФ были переданы Внешэкономбанку как специа­лизированному госу­дарственному банку РФ, а еще через два года банк был оп­ределен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне прави­тельство РФ и члены Банковского консультатив­ного комитета клуба подписали ме­морандум о согласованных принципах гло­бальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд. долл. (ос­новной долг — 24 млрд. долл. и проценты — 8,3 млрд. долл.) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплачен­ным про­центам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997 гг. Нако­нец, в конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности. К моменту завершения работы по реструкту­риза­ции долга были подписаны протоколы выверки задолженности с 423 от­дельными кредиторами по более чем 27 тысячам заявленных позиций, что яв­ляется абсолют­ным рекордом в истории проведения Лондонским клубом рест­руктуризации задол­женности суверенных заемщиков перед коммерческим.

Информация о работе Международная финансовая организация