Международные стандарты финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:49, контрольная работа

Описание

Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учёт, финансовый контроль и анализ. Поскольку учёт в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учёта в соответствии с общепринятой во всём мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учёта объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний.

Содержание

Введение. 3
1. Основная идея и методологическая основа Международных стандартов финансовой отчетности. 5
2. Совет по Международным стандартам финансовой отчетности. Цели и
структура. 10
3. Порядок создания, структура и применение Международных стандартов финансовой отчетности. 10
3.1. Порядок создания Международных стандартов финансовой
отчетности. 10
3.2. Структура Международных стандартов финансовой отчетности. 11
3.3. Применение Международных стандартов финансовой отчетности. 13
4. История создания и необходимость введения Международных стандартов финансовой отчетности в России. 15
5. МСФО стандарты. 18
5.1. Список действующих стандартов. 18
5.2. МСФО 35 «Прекращаемая деятельность». 21
Заключение. 25
Список литературы: 26

Работа состоит из  1 файл

контрольная по МСФО.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

В Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности входят 12 членов, назначаемых Попечителями. Роль Комитета заключается в разработке интерпретаций МСФО, выпускаемых  СМСФО, в контексте Принципов  составления и представления финансовой отчетности, для того чтобы обеспечить своевременное руководство при формировании финансовой отчетности по вопросам, которые непосредственно не рассматриваются в стандартах.

При осуществлении проекта  Персонал Совета часто формирует  специальную консультативную группу для выработки рекомендаций по проекту. Также персонал СМСФО подготавливает предлагаемый новый документ.

3. Порядок создания, структура и применение Международных стандартов финансовой отчетности.

3.1. Порядок создания Международных стандартов финансовой отчетности.

МСФО разрабатываются  с участием бухгалтеров, финансовых аналитиков и других пользователей  финансовой отчетности, делового сообщества, фондовых бирж, регулятивных и юридических  органов, представителей учебных заведений  и других заинтересованных физических лиц и организаций всего мира. На открытых встречах СМСФО консультирует Консультативный совет по стандартам. Регламент деятельности по проектам, как правило, но необязательно, включает следующие этапы:

  • Необходимость осуществления проекта обычно выявляется после проведения подробных консультаций с лицами, подготавливающими финансовую отчетность, аудиторами и пользователями финансовой отчетности.
  • Проводятся консультации с Консультативным советом по стандартам относительно включения данной темы в повестку дня СМСФО. Предварительное исследование осуществляется персоналом СМСФО. Персонал готовит обоснование проекта. Этот документ выносится на рассмотрение Совета для утверждения решения о принятии проекта к разработке.
  • Образование Консультативного Комитета (консультативной группы) для оказания консультативной поддержки СМСФО.
  • Персонал СМСФО разрабатывает документ для обсуждения — Дискуссионный документ (ДД) — Discussion Document (DD).

Дискуссионный документ(ДД) составляется для изложения вопроса, масштабов проекта, а также для обсуждения результатов исследований, предоставления альтернативных вариантов решения обсуждаемых вопросов, аргументов и последствия каждого из альтернативных вариантов.

Утверждение ДД осуществляется простым большинством голосов, присутствующих на заседании Совета, если их количество составляет не менее 60% от общего числа членов СМСФО. Далее происходит публикация Дискуссионного Документа для обсуждения общественностью, затем рассмотрение комментариев. Период предоставления комментариев, как правило, составляет 120 дней. После анализа комментариев, полученных в отношении ДД, персонал СМСФО готовит предварительный проект стандарта — Проект положения (ПП) — Exposure Draft (ED) — который должен быть утвержден простым большинством голосов членов Совета. ПП предполагает изложение предполагаемого стандарта и переходных положений к нему. Также ПП содержит основы для заключений СМСФО, которые в кратком виде излагают позицию совета. Проект стандарта обсуждается. Если признано необходимым, проводятся общественные слушания и тестирование в реальной обстановке. Формируется окончательная версия МСФО. Затем происходит утверждение стандарта. Для выпуска в качестве стандарта необходимо простое большинство голосов членов Совета.

3.2. Структура Международных стандартов финансовой отчетности.

МСФО представляют собой  комплекс документов:

1) Введение;

2) Построение СМСФО;

3) Предисловие к положениям  МСФО;

4) Принципы составления  и представления финансовой отчетности;

5) Стандарты финансовой отчетности;

6) Интерпретации (разъяснения)  Международных стандартов финансовой  отчетности;

7) Глоссарий;

8) История МСФО.

Все эти документы  взаимосвязаны, образуя единое целое, систему, и не могут применяться  по отдельности. Вместе с тем каждый отдельный документ как элемент этой системы имеет самостоятельное значение.

В Предисловии к положениям МСФО кратко излагаются цели и порядок  деятельности СМСФО, а также разъясняется порядок применения международных  стандартов. Значение этого документа  во многом определено во фразе, с которой начинается каждый стандарт. В ней обращается внимание на то, что положения стандарта должны рассматриваться в контексте Предисловия.

Принципы составления  и представления финансовой отчетности определяют основы формирования и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены такие вопросы как цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, даны определения, установлены порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятия капитала и поддержания капитала.

Принципы не являются стандартом и не заменяют никакие  конкретные стандарты. Данный документ предназначен, в основном, для содействия:

  • СМСФО — в разработке новых и пересмотре действующих стандартов;
  • национальным органам стандартизации — в работе над национальными стандартами;
  • составителям финансовой отчетности — в применении МСФО и определении порядка финансовой отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты;
  • аудиторам — в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО;
  • пользователям отчетности, составленной по МСФО, — в интерпретации финансовой информации.

Если какое-то положение  Принципов вступает в противоречие со стандартами, то требования стандарта имеют приоритет над требованиями Принципов.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards — IAS и International Financial Reporting Standards — IFRS) представлены в комплекте документов в порядке возрастания их номеров. Они имеют типовую структуру (компоненты, помеченные курсивом, не переведены на русский язык, они доступны только на английском языке в официальном издании, распространяемом IASCF):

1) цель, сфера применения, определения,  описание сущности стандарта, раскрытие информации, дата вступления в силу;

2) приложения, являющиеся неотъемлемой  частью стандарта;

3) приложения, не являющиеся неотъемлемой  частью;

4) основа выводов;

5) руководство по применению.

Интерпретации (разъяснения) Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards) разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям и принимаются СМСФО. В них раскрываются и объясняются положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Они призваны обеспечить единообразное применение стандартов и сопоставимость финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО. В качестве вопросов для разъяснений обычно избираются те, которые связаны с применением существующих стандартов, имеют практическую направленность, представляют большой интерес для пользователей стандартов.

Совокупность всех названных документов, или система Международных стандартов финансовой отчетности, предназначена  для составления финансовой отчетности любых торговых, производственных и иных компаний (включая банки, страховые компании и иные финансовые институты) независимо от вида деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Система МСФО пригодна для использования, как в частном, так и в государственном секторе. Однако некоммерческим организациям может потребоваться некоторая адаптация отдельных положений стандартов или предоставление дополнительной информации.

3.3. Применение Международных стандартов финансовой отчетности.

В силу того, что СМСФО не является правительственной организацией, Совет не может потребовать от кого бы то ни было применения международных стандартов. МСФО не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения МСФО может возникнуть, если она будет нормативно установлена национальным или наднациональным институтом. Так, законодательством некоторых стран предусмотрена обязанность составления отчетности по МСФО. Комиссией Европейского Союза также предусмотрено применение МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности всеми включенными в биржевой европейский листинг компаниями (в том числе кредитными и страховыми организациями). В таких условиях руководство компаний обязано применять МСФО при формировании финансовой отчетности.

Вместе с тем многие компании и профессиональные организации  добровольно применяют МСФО, поскольку  высоко оценивают качество информации, содержащейся в финансовой отчетности, сформированной по МСФО. Многие отечественные компании в добровольном порядке приняли решение о формировании отчетности по МСФО (в отсутствии законодательных требований).

Для многих российских компаний ключевой причиной принятия решения  о составлении отчетности по МСФО в добровольном порядке является сокращение расходов (или сам факт получения) на привлечение заемных средств, поскольку зарубежные заемные источники нередко обходятся дешевле отечественных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. История создания  и необходимость введения Международных стандартов финансовой отчетности в России.

С конца 1990-х гг. в России начался процесс реформирования бухгалтерского учета. Толчком к  началу реформы послужил семинар  по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром  ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 г. в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утверждена Постановлением Верховного Совета РФ «О Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» от 23.10.1992 г. № 3708—1). В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при  создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно-принятой практике.

В 1994 г. Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО должен был осуществиться до 2000 г. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В ходе осуществления основных мероприятий Программы была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при МФ РФ и ИПБ России в декабре 1997 г. (Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности).

К 1998 г. стало ясно, что  документ, принятый в 1994 г., нуждается в серьезной доработке. Как следствие, была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. В методологическом плане реализация Программы реформирования значимо изменила бухгалтерский учет в России (во всяком случае, содержание нормативных актов, его регулирующих). В теорию и практику вошли концептуальные основы МСФО, многие из которых были совершенно новыми для наших коллег: метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности отдельной организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность и пр.

Новым шагом в реформировании бухгалтерского учета в России послужила Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министерства финансов от 01.07.2004 г. № 180.

Концепция назвала следующие  этапы реформирования учета в  нашей стране в части достижения соответствия учетной практики МСФО.

2004—2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации), кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

2008—2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.

Информация о работе Международные стандарты финансовой отчетности