Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2011 в 13:14, доклад

Описание

В системе международных экономических отношений немаловажную роль играют валютно-финансовые организации. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его целенаправленно и эффективно.

Работа состоит из  1 файл

Международный валютный фонд.docx

— 51.01 Кб (Скачать документ)
  • Преобразованная по схеме III:

      Q = (0,0065Y + 0,02051R + 0,078P + 0,4052VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме IV:

      Q = (0,0045Y + 0,03896768R + 0,07P + 0,76976VC) (1 + C/Y),

  • Преобразованная по схеме М4:

      Q = 0,005Y + 0,042280464R + 0,044 (P + C) + 0,8352VC,

  • Преобразованная по схеме М7:

      Q = 0,0045Y + 0,05218008R + 0,039 (P + C) + 1,0432VC,

      где Q – квота, Y – ВНП (1985 год), R – среднемесячный уровень резервов (1985 год), P – средняя  ежегодная сумма текущих платежей (1981 – 1985 гг.), VC – изменяемость текущих  поступлений, которая определяется как одно стандартное отклонение от пятилетнего изменяемого среднего значения за 1973 – 1985 гг.

      Эти формулы использовались при пересмотре квот в 1990 г. Для определения начального размера квоты так же делаются расчёты при помощи всех формул. Потом сотрудники Фонда сравнивают полученные результаты с соответствующими показателями стран со схожими показателями экономического развития и рекомендуют  размер квоты. Рассчитанные квоты могут  быть основой для обсуждения и  внесения изменений с учётом всех аспектов и функций квот в МВФ.

      Сейчас, когда членами МВФ является большинство  государств мира, очень сильно разнятся размеры долей и количества голосов  каждой страны. Так, учётом квоты в  капитале МВФ на долю стран «большой семёрки» приходится 45% голосов, в т. ч. на США - 18%.

      После утверждения Советом страна подписывает  статьи соглашения и становится членом МВФ. Однако ни одна страна не имеет  права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена  не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

 

    Разнообразие  форм деятельности МВФ

    Инспектирование, консультации, предоставление услуг и финансирование стран-членов

 

      В современных условиях деятельность фонда ассоциируется по большей  части с его финансово-кредитными функциями. Но в целом существует и другие формы деятельности МВФ (рис. 1).

      

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Классификация форм деятельности МВФ  

      Возникновение такой формы деятельности как  инспектирование связано с переходом  от паритетной к современной, открытой системы обмена валют. При этом членами  МВФ было принято решение о  том, что Фонд должен расширить свою деятельность за рамки меновой стоимости, которая, в конце концов, является результатом целого ряда экономических  мероприятий, изучать все сферы  экономики стран, которые устанавливают  размер этой стоимости, и непредубеждённо давать оценку экономической деятельности стран для всего сообщества членов. Такая форма деятельности была определена самим МВФ как «инспектирование» или надзор за обменной политикой членов организации.

      Консультирование  является так же постоянной формой деятельности Фонда. Консультируясь со своими членами, МВФ получает информацию о том, насколько ответственно и  открыто действует страна при  установлении условий, на которых правительства  и частные лица других стран покупают и продают её валюту, а так же информацию об общем положении дел  в стране.

      МВФ проводит три типа консультаций:

  • Ежегодные консультации. Ежегодно группа из 4 – 5 экспертов МВФ приезжает в столицу определённой страны и около двух недель собирает информацию и обсуждает с должностными лицами экономическую политику страны. После этих двух этапов группа, уже в штаб-квартире готовит подробный доклад для обсуждения его на Директорате. Выводы, рекомендации и предложения, разработанные в результате этого обсуждения, передаются на рассмотрение правительству страны.
  • Дополнительные консультации может организовать директор-распорядитель Фонда в случаях, когда страна неожиданно оказывается в тяжёлой экономической ситуации, или есть подозрение, что её действия противоречат «кодексу поведения» и могут навредить другим государствам.
  • Специальные консультации МВФ проводит с теми странами, экономическая политика которых в значительной степени определяет состояние мировой экономики.

      Услуги  странам-членам МВФ предоставляются в таких формах:

  • Повышение квалификации национальных кадров. С 1964 г. в штаб-квартире организации в Вашингтоне работает Институт МВФ, который по специальным программам обучает национальные кадры всех стран;
  • Техническая помощь, которую предоставляют эксперты из состава служащих Фонда;
  • Информационное обслуживание. Публикация ежегодных и ежемесячных статистических материалов, издание серий специальных брошюр, и другие виды информационной деятельности.

      Наиболее  же известной является такая форма  деятельности МВФ, как финансирование. МВФ предоставляет финансовую помощь странам-членам в рамках разнообразных  механизмов финансирования, которые  отличаются в основном типом проблем  платёжного баланса, для ликвидации которых они предназначены, и  условиями предоставления кредитов (см. Таблица 1, Приложение А).

      Непосредственное  финансирование осуществляется при  помощи таких механизмов, как резервный  транш и кредитные транши.

      Резервным траншем страны-члена называется превышение её квоты в МВФ над  «скорректированной» суммой её валютных ресурсов, которые находятся в  фонде на счету общих ресурсов. Резервный транш складывается за счёт части взноса страны-члена в  резервных активах (СДР, иностранная  валюта, золото) и чистой суммы валютных ресурсов страны-члена, использованных МВФ. Страна-член может считать резервный  транш своим резервным активом, который можно мобилизовать в  кратчайшие сроки.

      Кредитные транши. Согласно принципам своей  кредитной политики МВФ предоставляет  кредиты в виде четырёх траншей, каждый из которых равен 25% квоты. Покупка  кредитных траншей позволяется  странам-членам только для финансирования экономических мероприятий, направленных на преодоление проблем платёжного баланса. Обязанности страны-заёмщика, которые предусматривают проведение соответствующих финансово-экономических  мероприятий, фиксируются в так  называемом «письме о намерениях».

      Использование первой кредитной  доли может быть осуществлено в двух формах:

  • Прямая покупка валюты, когда страна получает всю сумму сразу после одобрения Фондом её запроса;
  • Поэтапная покупка, которая осуществляется на основании подписания с МВФ «договора о резервном кредите».

      Поэтапное финансирование. Последующие покупки  страной-участницей валюты у МВФ  рассматривается как использование  ею так называемых «граничных кредитных  долей». Такое финансирование может  осуществляться двумя путями: с использованием механизма резервных кредитов (кредитов «стенд бай») или в рамках механизма  расширенного финансирования (расширенные  кредиты).

      Соглашения  по резервным кредитам или соглашения «стенд бай», как и соглашения по расширенным кредитам, обеспечивают стране-члену гарантию того, что  она сможет автоматически получать иностранную валюту от МВФ в обмен  на национальную до исчерпания обусловленной  договором суммы, в любое время  на протяжении действия соглашения, но при условии соблюдения положений  договора. Такие соглашения использовали с 1952 г. Начиная с 1977 г., срок действия соглашений о резервных кредитах продлен с одного до трёх лет.

      Другой  формой поэтапного финансирования, которая  используется МВФ с 1974 г., является предоставление «расширенных кредитов». Её предназначение состоит в предоставлении валютных средств странам-членам с целью  финансирования дефицитов их платёжных  балансов на более длительное время  и в больших размерах, нежели это  предусмотрено уставом МВФ в  рамках политики обычных кредитных  долей (траншей).

      Расширенное финансирование предоставляется странам, у которых имеются трудности  с платёжным балансом, обусловленные  структурной несбалансированностью  производства, торговли и цен, или  тем странам, у которых нет  возможности проводить политику экономического развития в связи  с неудовлетворительным состоянием платёжного баланса. При обращении  к МВФ с прошением о расширенном  финансировании страна должна предоставить общую программу деятельности на первые 12 месяцев, которую необходимо обновлять ежегодно.

      Льготное  финансирование. Этот термин объединяет два механизма финансирования МВФ, направленные на помощь развивающимся  странам, и наиболее бедным странам: механизмы финансирования структурной  перестройки экономики (МФСП) и механизмы  расширенного финансирования структурной  перестройки (МРФСП).

      Механизмы финансирования структурной перестройки  могут использоваться только 62 развивающимися странами. Для получения кредита  в рамках МФСП страна подаёт среднесрочную  программу действий в виде доклада  о принципах политики, который  готовится совместно с сотрудниками МВФ и Мирового банка. В докладе  нужно отметить структурные мероприятия  и макроэкономическую политику, которая  необходима для нормализации состояния  платёжного баланса.

      Специализированное  финансирование. Согласно терминологии МВФ эта форма кредитования объединяет три механизма:

  • Компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств;
  • Финансирования буферных запасов;
  • Финансирования системных трансформаций.

      В 1963 г. в МВФ был создам первый механизм финансирования специального назначения – механизм компенсационного финансирования, а в 1988 г. в результате его объединения  с механизмом финансирования в случае непредвиденных обстоятельств был  создан МКФФНО. Согласно с этим механизмом кредиты предоставляются в таких  случаях: недополучение экспортных поступлений, чрезмерные расходы на импорт зерна, другие непредвиденные внешние  обстоятельства. Этот тип кредита  создан для того, чтобы предоставлять  странам-членам более широкую защиту от неблагоприятного изменения внешних  экономических условий.

      Механизм  финансирования буферных запасов создан в 1969 г. Поэтому механизму предоставляется  помощь странам-членам с неблагоприятным  состоянием платёжного баланса в финансировании взносов в утверждённые международные буферные запасы сырьевых товаров под эгидой ЮНКТАД.

      Механизм  финансирования системных трансформаций (СТФ) является специализированным механизмом, утверждённый в 1993 г. Этот механизм создан для предоставления помощи странам, имеющим трудности с осуществлением внешних платежей вследствие глубинных  нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, обусловленных  переходом от государственной торговли к рыночной. Получать помощь в рамках СТФ могут только те страны, которые  находятся на начальных этапах процесса преобразований и пока они не могут  составить программу, для реализации которой МВФ мог бы использовать возможности других механизмов финансирования.

    Проблемы  в деятельности МВФ

 

      Комплекс  проблем, существующих в деятельности Фонда, связан с методами и инструментами  реализации этой международной организацией своей стратеги.

      Первой  проблемой в истории МВФ был  вопрос о его дальнейшем функционировании, появившийся в начале 80-х годов  и связанный с проектами реформирования мировой валютной системы в целом. Некоторые проекты предлагали заменить МВФ более демократичным и  конструктивным международным финансовым институтом. Со временем актуальность таких вопросов уменьшилась, но угроза ещё остаётся.

      Современные проблемы вытекают из реализации стратегии  МВФ в разных странах. В последнее  время деятельность МВФ подвергается критике мировой общественностью, особенно общественностью развивающихся  стран. Дело в том, что предоставляя займы на оздоровление экономики, МВФ  выдвигает, как правило, примерно одинаковый пакет требований, который включает: приватизацию крупных предприятий, либерализацию цен и внешней торговли, жёсткую денежно-кредитную политику для стабилизации валюты, прекращение субсидирования убыточных предприятий, минимизацию бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ и повышения налогов, девальвации валюты. В большинстве случаев выполнение этих требований не только не способствует улучшению состояния экономики, а, наоборот, ведёт к падению производства, обострению социальных конфликтов. Это проявилось, в частности, во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии, когда деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором.

Информация о работе Международный валютный фонд