Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:58, курсовая работа
Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).
Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Роль местных бюджетов в социально экономическом развитии муниципальных образований ………………………………………………....4
1.1.Формирование доходов местных бюджетов……………………………...7
1.2. Расходы местных бюджетов………………………………………….…..10
2. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств……14
2.1.Методика проведения аудита эффективности использования межбюджетных трансфертов в субъектах РФ……………………………….18
2.2. Оценка эффективности использования бюджетных средств с помощью метода расчета коэффициента использования бюджетных средств…….....22
3. Оценка эффективности расходов бюджета на основе расчёта мультипликатора бюджетных расходов……………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы………………………
* «+» означает использование обозначенного показателя в расчете индикаторов эффективности, а «-» - его не использовании.
Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики процессов и результатов использования бюджетных средств, которые показывают, какие результаты являются свидетельством эффективного использования бюджетных средств. Выбор критериев эффективности очень сложный и ответственный момент в оценке эффективности. При этом должны соблюдаться основные принципы этих критериев: объективность, четкость, сравнимость, достаточность.
Пример использования индикаторов и критериев оценки эффективности расходования бюджетных которые применялись при аудите эффективности управления и реализации федеральной целевой программы «Юг России».
Результаты этой работы представляется возможным оформить в таблице 2.[7]
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что из пяти индикаторов результативности соответствуют критериям эффективности только два. Невыполнение приведенных критериев свидетельствует о преимущественно неэффективном механизме управления и реализации мероприятий Программы. В последующих бюджетных циклах, по-видимому, необходимо учитывать недостатки, выявленные при оценке эффективности бюджетных расходов на разнообразные программы и мероприятия с учетом имеющегося опыта.
Оценка эффективности федеральной целевой программы
«Юг России»
*- взяты средние данные за период 2003 - 2006г.
2.2. Оценка эффективности использования бюджетных средств с помощью метода расчета коэффициента использования бюджетных средств
Не предполагает дисконтирование показателей дохода. Коэффициент эффективности определяется в процентах делением прироста доходов бюджетов на среднюю величину расходов. Среднюю величину использования бюджетных средств определяют делением исходной суммы вложений на два. Расчет коэффициента может быть произведен по формуле 1[8]:
(1)
где КЭИ (ARR) — коэффициент эффективности использования бюджетных средств;
Nр — совокупный социально-экономический эффект от реализации государственных программ (прирост доходов бюджетов);
Ко — бюджетные ходы (начальные инвестиции);
Ос — стоимость объекта вложений, на конец периода.
3. Оценка эффективности расходов бюджета на основе
расчёта мультипликатора бюджетных расходов
Одним из расчетных показателей эффективности использования бюджетных средств является мультипликатор бюджетных расходов.[9]
Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно
влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете
мультипликатора, который показывает, соотношение прироста ВРП к приросту
бюджетных расходов и рассчитывается по формуле 2:
(2)
Мр – мультипликатор бюджетных расходов;
ВРП – изменение ВРП в рассматриваемом периоде;
Р – изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде.
Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т. к. в этом
случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост
ВРП.
Проведём оценку эффективности расходов бюджета в 2007-2009гг., на примере Российской Федерации, Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Для этого необходимые для расчёта данные сведём в общей табл. 3 (млрд.руб.) [10]
Табл. 3
| Валовой региональный продукт (ВРП) | Расходы | ||||||
Год | РФ | Тюм. область | ХМАО | ЯНАО | Консолид. бюджета РФ | Бюджета Тюм. области | Бюджета ХМАО[11] | Бюджета ЯНАО[12] |
2007 | 33258 | 2608,8 | 1633,3 | 543,4 | 11245,8 | 133,4 | 152,5 | 71,7 |
2008 | 41445 | 2785,3 | 1719,7 | 622,7 | 13989,2 | 162,0 | 186,0 | 81,3 |
2009 | 39064 | 3143,6 | 1937,6 | 712,6 | 16048,3 | 112,8 | 109,9 | 53,5 |
Рассчитаем в соответствии с формулой 2 мультипликатор бюджетных расходов.
Рассмотрим период 2007 – 2008 гг. В 2008 г. ВРП ХМАО составил 1633,3 млрд. руб., в 2008 – 1719,7 млрд. руб. Следовательно, прирост ВРП за этот период равен 86,4 млрд. руб., или 5 %.
Расходы бюджета изменились (с учетом инфляции) с 152,5 до 186 млрд. руб., их прирост составил 33,5 млрд. руб., т. е. 22%. Это положительное явление, т.к. прирост бюджетных расходов вызвал прирост ВРП.
Расчёт мультипликатора по формуле 3, соответственно, будет равен 2,85.
(3)
Это означает, что на каждый дополнительно затраченный рубль бюджетных расходов было получено ВРП на 2,58 руб. Такое расходование средств, безусловно, можно считать эффективным.
Таким образом, можно рассчитать мультипликаторы бюджетных расходов для РФ, и остальных субъектов.
| Мультипликатор (Мр) | |||
Период | Россия | Тюменская область | ХМАО | ЯНАО |
2007-2008 | 3,14 | 6,18 | 2,58 | 8,35 |
2008-2009 | -2,61 | -7,28 | -2,86 | -3,23 |
Таким образом, можно отметить, что в период 2007-2008гг. бюджетные средства Российской Федерации, а также рассматриваемых субъектов использовались эффективно.
А вот период в 2008-2009 гг. наблюдается ухудшение показателей, что можно объяснить финансовым кризисом этого периода.
Заключение
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально – экономическом развитии регионов возрастет в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» И Бюджетным кодексом РФ.
Очень важно, чтобы бюджетные средства расходовались эффективно и по целевому назначению. В практике работы органов государственного контроля эффективность характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.
При оценке эффективности использования бюджетных средств и разработке способов измерения и формирования критериев эффективности следует учитывать не только экономическую составляющую, связывающую объемы бюджетной услуги с затратами на ее предоставление, но и различные другие составляющие эффективности.
Список литературы
1.Методика проведения аудита эффективности использования средств межбюджетных трансфертов в субъектах российской Федерации//Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ. Учебно-методическое пособие. М.: НИИ СП, 2008. – 127с.
2. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности управления и реализации федеральной целевой программы «Юг России»//Бюллетень Счетной палаты РФ - 2009. №7 http://www.ach.gov.ru/ru
3. Придачук М.П. Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг//Финансы- 2006. №5.
4.Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. – М., 2000.
5. Игонина Л. Л. Муниципальные финансы. – М., 2003.
6. Петрова Г. В. О конституционных основах налогово-бюджетного федерализма и межбюджетных отношений // Журнал российского права. – 2003. – № 1
7. Рубан В. А. Финансовые проблемы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление в России. – М., 1998.
8. Тихомиров Ю. А. Правовое обеспечение экономики – территориальный аспект // Законодательство и экономика. – 2002. – № 10.
[1] Большой экономический словарь//под редакцией Борисова А.Б. - М.: Книжный мир, 2009г. с.117
[2] Придачук М.П. Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг//Финансы- 2006. №5 с.27.
[3] Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы.- М.: Дело, 2002- 608с. с.240
[4] .Баранова И.В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // «Сибирская финансовая школа» научно-практический журнал. 2008г. №5/70, с 134-141.
[5] Гутцайт Е.М. О методическом аппарате аудита эффективности// Аудитор.2006.№1 с.17
[6] .Гутцайт Е.М. О методическом аппарате аудита эффективности// Аудитор.2006.№1
[7] Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности управления и реализации федеральной целевой программы «Юг России»//Бюллетень Счетной палаты РФ - 2009. №7
[8] Аудит эффективности использования государственных средств: стандарты, методики, практика проведения. Сборник докладов по материалам научно-практической конференции 17 июня 2005 года, г. Ижевск. С.14
[9] Рябухин, С.Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов [Текст] / С.Н. Рябухин. — М.: Наука, 2004. — С. 65–66.
[10] Официальный сайт Службы Государственной статистики РФ. Основные социально-экономические показатели. [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru
[11]Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. [Электронный ресурс] - http://www.admhmao.ru
[12] Официальный сайт органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. Сведения об исполнении окружного бюджета. [Электронный ресурс] - http://adm.yanao.ru/