Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….....5
Теоретические основы организации налично-денежного обращения………..6
Характеристика налично-денежного обращения………………………………..6
Структура и принципы построения налично-денежного обращения…………8
Регулирование денежного обращения Национальным банком……………….11
Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения……………14
Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния…………………………………………………………………………….....16
Денежные агрегаты. Законы денежного обращения…………………………….18
Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………21
Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...….21
Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь…....23
Критерии совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………..37
Библиографический список…………………………………………………………..39
Налично-денежное обращение - это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот. Средством обращения и платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами [13, c. 182].
Таким образом, налично-денежный оборот страны - это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Данный оборот в основном связан с поступление денежных доходов населения и их расходованием. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, т.к. основная часть расчетов совершается безналичным путем.
Денежная система на современном этапе включает две подсистемы: подсистему безналичных расчетов и подсистему наличных расчетов.
Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота:
1) между системой центрального (Национального) банка и системой банков;
2) между банками, между банками и их клиентами;
3) между организациями, между организациями и населением;
4) между отдельными гражданами [20, c. 159].
Четыре укрупненных денежных потока позволяют проследить уровень и этапы организации наличного денежного оборота.
Первый поток фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы организаций (прежде всего организаций торговли и организаций, оказывающих услуги населению).
Второй поток охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Часть наличных денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть денег выдается клиентам: либо в кассы организаций, либо непосредственно населению. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д.
Третий
поток реализует кассовое обслуживание
населения через банки и
Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, к да платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. При этом для двух сторон сделки не требуют никакие технические средства. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги.
В современных условиях данный поток денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, обслуживающих деятельность преступных группировок и т.д. Вместе с тем практика показывает что, несмотря на уязвимость наличных денег как средства платежа от подделки процент подделок денежных знаков, выявляемых в процессе обработки поступившей из платежного оборота денежной наличности, незначителен. [12, с. 118]
Рассмотрим принципы, по которым строится современная денежная система рыночного типа:
-
Принцип централизованного
-
Принцип прогнозного
-
Принцип устойчивости и
-
Принцип кредитного характера
денежной эмиссии. В
- Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами.
-
Принцип неподчиненности
-
Принцип предоставления
-
Принцип комплексного
-
Принцип надзора и контроля
за денежным оборотом. Государство
через банковскую, финансовую систему,
налоговые органы должно
-
Принцип функционирования
Национальный
банк воздействует на денежное обращение
через рынок с помощью
Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается Национальному банку совмещением субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и непосредственного субъекта регулирования. Во-первых, монополия на эмиссию банкнот предоставляет базу контроля над наличной составляющей денежного обращения, во-вторых, особая роль Национального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях преобладание депозитной части денежного обращения повышает значение регулирования Национальным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование Национальным банком спроса на деньги осуществляется по этой же причине прежде всего через регулирование условий предоставления кредитов Национальным банком, косвенно определяющих условия предоставления кредитов банковской системой.
Выбор конкретных инструментов денежно-кредитной политики осуществляется с учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положения в ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эволюцией. Эволюция инструментов регулирования денежного обращения вслед за изменением, например, объекта регулирования отнюдь не является автоматической, но все тот же механизм эффективности придает ей принудительный характер [18 с. 211].
Национальный банк имеет в своем распоряжении комплекс инструментов, используемых для реализации денежно-кредитной политики. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Беларуси являются: обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика.
Для
регулирования ликвидности
С
кредитных организаций, нарушающих
установленный порядок
Важным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Когда Национальный банк старается умерить рост денежной массы, он прибегает к продаже имеющихся в его распоряжении государственных обязательств. Последние перемещаются к частным владельцам, а деньги, вырученные в результате такой операции, извлекаются из обращения.
Как правило, при продаже государственных ценных бумаг Национальный банк устанавливает льготные курсы по цене ниже рыночной, пытаясь привлечь как можно больше желающих приобрести эти бумаги. В свою очередь выкуп этих ценных бумаг может осуществляться государством в заранее установленные сроки по заранее определенной цене или по рыночной цене. Или государство обязуется скупать ранее выпущенные ценные бумаги по договорной цене, но с условием индексации.
Операции
на открытом рынке, в отличии от других
методов, оказывают быстрое
Информация о работе Налично-денежное обращение в Республики Беларусь