Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 17:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования и функционирования налично-денежного обращения в Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе выделены следующие задачи:
изучить сущность формирования и функционирования налично-денежного оборота;
проанализировать налично-денежное обращение в Республики Беларусь;
- разработать предложения по совершенствованию формирования и развития налично-денежного оборота в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….....5
Теоретические основы организации налично-денежного обращения………..6
Характеристика налично-денежного обращения………………………………..6
Структура и принципы построения налично-денежного обращения…………8
Регулирование денежного обращения Национальным банком……………….11
Порядок выпуска и изъятия наличных денег из обращения……………14
Прогнозирование налично-денежного оборота и проведение анализа его состояния…………………………………………………………………………….....16
Денежные агрегаты. Законы денежного обращения…………………………….18
Анализ системы организации налично-денежного оборота в Республике Беларусь…………………………………………………………………………………21
Характеристика и особенности налично-денежного обращения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………...….21
Анализ и оценка налично-денежного обращения в Республике Беларусь…....23
Критерии совершенствования организации налично-денежного обращения в Республике Беларусь…………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………………..37
Библиографический список…………………………………………………………..39
Таким образом, в Беларуси остаются актуальными задачи по связыванию наличных денег населения, обеспечению потребительского спроса в денежной массе. Наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы, тем самым они поступают в обращение итогом чего является увеличивается свободный резерв банков Республики Беларусь.
Национальным банком Республики Беларусь должна проводится работа по правовому регулированию порядка ведения кассовых операций в учреждениях банков, кредитных организациях и хозяйствующих субъектах, а также правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций.
Национальным банком Республики Беларусь должно разрабатываться т новые и совершенствует действующие нормативные акты, что позволяет: создать необходимую правовую основу для оптимизации внебанковского оборота наличных денег; содействовать ускорению оборота наличных денег; способствовать обеспечению сохранности наличных денежных средств; внедрять передовые технологии при работе с денежной наличностью.
В сфере денежного обращения необходимо предпринять следующие меры:
- укрепить и расширить сферу денежного обращения и таким образом ограничить, использование альтернативных форм расчетов (бартер, иностранная валюта, денежные суррогаты);
-
уменьшить долю налично-
-
ликвидировать неплатежи,
С целью стабилизации положения в налично-денежном обращении необходимо восстановить доверие населения и предприятий к банковской системе, создать условия для поступления денежных средств в кредитную систему. Одной из важных мер является обеспечение гарантирования банковских вкладов.
Необходимо осуществить комплекс мер по восстановлению платеже-способности банков и на этой основе восстановить нормальные потоки наличных денег. Для этого необходимо активизировать работу банков, направленную на обеспечение соблюдения установленных правил работы с денежной наличностью всеми хозяйствующими субъектами и на этой основе добиться снижения спроса на наличные деньги.
Для уменьшения доли налично-денежного обращения необходимо начать более интенсивную работу по введению безналичных расчетов среди физических лиц за товары и услуги и постепенно внедрять в обращение электронные деньги с использованием пластиковых карт.
В соответствии с первым подходом количество наличных денег на территории Республики Беларусь может быть определено как разница между выпуском и вложением денег из резервных фондов расчетно-кассовых центров Банка Беларуси. С учетом сведений об остатках средств в кассах банков можно составить представление о сумме денег, выпущенных в обращение на данной территории. Второй способ аналогичен первому, но базируется на использовании данных о кассовых оборотах банков. Используя соответствующим образом данные о приходных и расходных операциях банков, зная остатки в кассах, можно сделать заключение о количестве денег, проходящих через банковскую систему.
Третий подход базируется на использовании экспертных оценок основных денежных потоков в Беларуси. Это один из наиболее верных методов. Проблема заключается в том, что необходимо иметь качественные экспертные оценки за все годы выпуска денег в обращение. Часто это невозможно сделать. Ошибки накапливаются. Прогнозирование наличного денежного оборота в 2008 году осуществлялось, исходя из требований Положения Банка Беларуси. Базой составления прогнозных расчетов должна являться динамика кассовых оборотов за предыдущие периоды, расчеты структурных подразделений банка о прогнозируемых оборотах в разрезе символов, эмиссионном результате с использованием данных обслуживаемых кредитных организаций, сведения Департамента регулирования денежного обращения, статистические данные о размере просроченной задолженности по заработной плате, объеме розничного товарооборота, сообщения Управления социальной защиты о фактических и предстоящих размерах выплат срочных пенсий, а также в счет погашения имеющейся задолженности, фактические и плановые
Развитие
и укрепление банковской системы
следует осуществляться по следующим
направлениям, основными из которых
являются расширение ресурсной базы
и повышение капитализации
Процесс оптимизации активов и пассивов банков следует осуществляться по следующим направлениям:
Конечной
целью денежно-кредитной
Национальный банк с целью удержания инфляции в заданном интервале должен принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе:
Кроме того, развитие новых инструментов фондового рынка позволит обеспечить связывание временно свободных денежных средств. Проведение умеренной государственной политики в области государственных расходов должно предусматривать решение следующих основных задач:
Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Беларусь и Национального банка должна быть направлена на:
В целях преодоления платежного кризиса, оздоровления финансового положения производственных предприятий и государства, создания условий для повышения инвестиционной активности, недопущения рецидивов долгового кризиса должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и повышению эффективности системы государственного регулирования денежного обращения.
Во-первых,
должны быть устранены основные причины
демонетизации экономики, платежного
кризиса и
При такой организации политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая процентные ставки, Национальный банк стимулирует рост экономической активности; повышая их - ужесточает требования к экономической эффективности. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с целями и приоритетами экономической политики государства.
Переход к гибкой политике денежного предложения потребует принятия мер по предотвращению перетока денег в сферу финансовых спекуляций, не опосредованных расширением производства, а также резкого ужесточения валютного контроля.
Во-вторых, должны быть предприняты меры по расчистке экономики от завалов взаимных неплатежей:
В-третьих, должен быть наведен порядок в деятельности органов денежного регулирования. Для этого:
Информация о работе Налично-денежное обращение в Республики Беларусь