Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение налога на доходы физических лиц: изменение принципов и механизма взимания в условиях рыночной экономике. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
- рассмотреть сущность налога и его роль в формировании бюджета;
-изучить историю и принципы подоходного налогообложения;
- охарактеризовать порядок взимания налога на доходы физических лиц в настоящее время;
- провести экономический анализ исчисления и взимания налога на доходы физических лиц;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации 5
1.1. Сущность налога и его роль в формировании бюджета 5
1.2. История и принципы подоходного налогообложения 12
Глава 2. Анализ доходов бюджета РФ по налогу на доходы физических лиц 18
2.1. Порядок взимания НДФЛ в РФ 18
2.2. Анализ поступлений НДФЛ в Консолидированный Бюджет РФ 28
2.3. Анализ поступлений НДФЛ в Консолидированный Бюджет Республики Бурятия 29
Глава 3. Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации 32
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Налог на доходы физических лиц.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

Из вышесказанного следует, что если в свидетельстве о рождении ребенка вписаны два родителя, оба живы и не отказались от ребенка, ни один из этих родителей не имеет права пользоваться удвоенным налоговым вычетом вне зависимости от их собственного статуса (состоят или не состоят в браке, уплачивают или не уплачивают алименты, с кем из родителей совместно постоянно проживает ребенок).

Поэтому с 1 января 2009 года удвоенный налоговый вычет в размере 2000 рублей на каждого ребенка будет предоставляться только вдовам, вдовцам, а также не состоящим в браке родителям в случае, если второй родитель отказался от родительских прав на данного ребенка или лишен родительских прав.

Также еще одним важным изменением является то, что с 1 января 2009 года в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ впервые вводится такое понятие, как право выбора получателя вычета на ребенка в семье. Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Фактически данное правило подтверждает тот факт, что на одного ребенка предполагается две суммы вычета по 1000 рублей (если на ребенка не полагается льготный вычет) и этой суммой семья может распорядиться самостоятельно. Может данный вычет получать каждый из родителей по 1000 рублей, а можно данную сумму объединить.

Такое объединение определенно выгодным будет в том случае, когда для одного из родителей сумма вычета незначительна и предельный размер дохода, дающего право на вычет, достигается очень быстро, а для другого родителя сумма является существенной в отношении дохода. Это даст определенную взаимную выгоду семейному бюджету.

2.2. Анализ поступлений НДФЛ в Консолидированный Бюджет РФ

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6% (см приложение 1)[18].

Рис.2. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в 2008 г.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6% (см рисунок 2)[19].

В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов и сборов - 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 184,7 млрд.рублей (2,3%).

В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1665,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 31,6% больше, чем в 2007 году. Доли налогов с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации и с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации снизились на 0,1 и 0,2 процентного пункта (соответственно 96,8% и 2,1%). В декабре 2008г. поступление налога на доходы физических лиц составило 215,1 млрд.рублей, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущем месяце[20].

2.3. Анализ поступлений НДФЛ в Консолидированный Бюджет Республики Бурятия

В 2009 году в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме  16,0 млрд.рублей (102,8% к уровню 2008 года), в том числе:

Налоговые доходы составили 15,0 млрд. рублей, объем платежей к 2008 году увеличился на 7,2% или 1 млрд. рублей.

Налог на доходы физических лиц составил 7485,5 млн.рублей с ростом на 5,9% или на 416 млн.рублей. По данным Бурятстата за 11 месяцев 2009 года фонд заработной платы выше аналогичного периода 2008 года на 9,2%, размер заработной платы на 13,6%, несоответствие в темпах роста фонда заработной платы и налога связано с изменением с 2009 года налогового законодательства в части увеличения размера социальных и имущественных вычетов.

В 2010 году в консолидированный бюджет республики поступило налоговых и неналоговых доходов в сумме 18,0 млрд. рублей с увеличением к уровню 2009 года на 12,2%. Без учета возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет налоговые и неналоговые доходы составили 18,4 млрд. рублей, или 111,9% к 2009 году.

Таблица 1

Доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия в 2010 г.

Вид доходов

2010 год

млн. руб.

% к 2009г.

Налоговые и неналоговые доходы - всего

18 004,6

112,2

Налоговые доходы

16 698,0

111,1

Налог на доходы физических лиц

8 037,5

107,4

Налог на прибыль

3 482,3

111,4

Акцизы – всего

1 813,4

130,2

акцизы на алкогольную продукцию местных производителей

405,4

208,8

доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты

1 151,4

169,6

доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию

256,6

49,3

Налог на имущество организаций

956,1

91,0

Транспортный налог

178,3

112,1

Налоги совокупный доход (УСНО, ЕНВД, ЕСХН)

1 077,5

118,9

Налог на добычу полезных ископаемых

324,5

126,6

Госпошлина

280,9

2,9 р

Неналоговые доходы

1 306,6

128,2


 

Возобновление роста экономики в республике в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета республики, рост которых составил 11,1% к 2009 году.

По основным налоговым доходам бюджета сложилась следующая динамика: поступление налога на прибыль составило 3,5 млрд. рублей с ростом на 11,4%; налога на доходы физических лиц – 8,0 млрд. рублей (107,4%); акцизов – 1,8 млрд. рублей (130,2%); налогов, взимаемых по специальным налоговым режимам – 1,1 млрд. рублей (118,9%); налога на добычу полезных ископаемых – 324,5 млн. рублей (126,6%). 

Темп роста налога на доходы физических лиц в течение года составлял 103 - 104%, в сентябре-ноябре  увеличился до 105% и в целом по году составил 107,4%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Ежемесячное поступление НДФЛ за 2009-2010 гг.

За счет выплаты в конце года организациями декабрьской заработной платы в полном объеме поступление налога в декабре превысило сумму среднемесячного налога, уплачиваемого в течение 2010 года в 2 раза (в 2009 году это соотношение составляло 1,8 раза).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что роль НДФЛ в налоговой системе России достаточна значима. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.


Глава 3. Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации

Рассмотрим основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, существующие в настоящее время:

1. Применяемые вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный характер и практически не выполняют свою регулирующую функцию, так как абсолютная величина указанных, например, социальных вычетов много меньше даже минимального прожиточного минимума.

2. Прожиточный минимум исчисляется вообще по непонятной лукавой системе, созданной еще в период социалистической системы с целью пропагандистского сравнения успехов нашей системы хозяйствования с капиталистической, он совершенно не учитывает структуру цивилизованного потребления товаров, работ, услуг и никак не привязан к минимальному размеру оплаты труда. Поэтому закон о НДФЛ даже не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает, по меньшей мере нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни поистине легендарную изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов.

3.Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека, что выводит из под налогообложения доходы от 6 до 11 тысяч долларов по подоходному налогу.

4.В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы. Плоская ставка по НДФЛ не отвечает социальной справедливости, более того, противоречит официально исповедуемому ныне курсу на либерализацию рынка, всей экономики, в основе которой лежит современный маржинализм.

5.Увеличение сборов по НДФЛ больше обусловлено увеличением ставки по налогу на 1% для малоимущих, нежели поступлениями от богатых граждан, особенно собственников средств производства, у которых помимо официальных доходов, являющихся налоговой базой по НДФЛ, имеется возможность относить свои расходы на стоимость производимой продукции, минимизируя и платы по налогу на прибыль, чего начисто лишены малоимущие, не собственники средств производства. В конечном итоге наращивание собственности у современных российских бизнесменов происходит за счет чрезмерной дифференциации богатства на одном полюсе и нищеты на другом.

6.Налоговые органы в РФ в силу их недостаточной развитости и компетентности пока не способны обеспечить выполнение налогового законодательства по полной собираемости налогов, что приводит к выполнению плана наполнения бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, бюджетников, военных, служащих административных органов, особенно после отмены у них в 2002 и 2003 годах льгот, работников государственных предприятий, налоговые агенты которых сами без вмешательства налоговых органов перечисляют налог, собираемый у источника выплаты дохода, в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы, налог с продаж и др.

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц в первую очередь относится введение прогрессивной ставки налога и ужесточение мер по собираемости налога на доходы в особенности с лиц, доходы которых значительно превышают средний уровень.

В целом НДФЛ оправдал себя и не требует серьезных изменений налог на доходы физических лиц. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям.

В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

Начиная с 2009 года увеличены размеры стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Сумма дохода, при котором налогоплательщик имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, увеличена с 20 000 рублей до 40 000 рублей. Для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок (дети), стандартный налоговый вычет с 600 рублей за каждый месяц налогового периода увеличен до 1000 рублей, а сумма дохода, при которой налогоплательщик вправе воспользоваться налоговым вычетом на ребенка, с 40 000 рублей, начисленных нарастающим итогом с начала налогового периода, увеличена до 280 000 рублей.

Был также изменен порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды и в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, а также установлено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом сумм оплаты профессионального образования и профессиональной подготовки физических лиц и сумм, выплачиваемых организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В кризисных условиях в целях активизации рынка жилья, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, был увеличен размер имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1 000 000 рублей до 2 000 000 рублей.

 

 

 


Заключение

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

НДФЛ (подоходный налог) введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».

Особенно значение НДФЛ возросло с введением Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ведь теперь каждое муниципальное образование заинтересовано в своих источниках пополнения бюджета.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц