Автор работы: Оксана Ефимова, 11 Августа 2010 в 23:49, курсовая работа
Сложившаяся теория налогообложения определяет, что плательщиками налога на прибыль могут быть только юридические лица-компании различных организационно-правовых форм и видов деятельности независимо от их национальной принадлежности. Существуют подходы к определению круга плательщиков налога. В одних государствах облагают только резидентов, т.е. юридических лиц, учрежденных на их территориях и действующих по их законам, в других - как резидентов, так и нерезидентов, но при условии, что лица осуществляют деятельность на их территории. Однако в большинстве современных государств практикуется комбинированный подход к определению юрисдикции государства по налогообложению прибыли. При таком подходе государство во всех случаях вправе облагать налогом прибыль любых лиц, учрежденных на его территории и по его законам, вне зависимости от того, на территории какого государства они осуществляют деятельность.
1. Плательщики налога на прибыль
2. Объект обложения налогом на прибыль. Порядок определения доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли
3. Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли
4. Порядок формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов
5. Ставки налога на прибыль организаций
6. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
6) расходы на любые виды вознаграждений работников - помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов) и (или) коллективного договора;
7) суммы материальной помощи работникам;
8) оплата ценовых разниц при реализации товаров, работ, услуг работникам по льготным ценам;
9) оплата путёвок на лечение, отдых, посещение культурно-спортивных мероприятий; подписки работников на издания, не относящиеся к подпискам на нормативно-техническую литературу; оплата товаров для личного потребления работников;
10) представительские расходы, расходы на рекламу, компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях, суточные - сверх установленных норм;
11) взносы по договорам добровольного страхования работников;
12) расходы, не являющиеся обоснованными или документально подтверждёнными.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов равномерно в течение отчетного (налогового) периода. Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в последний день месяца инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
по сомнительным долгам со сроком свыше 90 дней - резерв формируется в размере 100% задолженности;
по сомнительным долгам со сроком от 45 до 90 дней - резерв формируется в размере 50% задолженности;
по сомнительным долгам со сроком до 45 дней - резерв не формируется.
Если
сумма вновь создаваемого по результатам
инвентаризации резерва меньше, чем сумма
остатка резерва предыдущего отчетного
(налогового) периода, разница подлежит
включению в состав внереализационных
доходов налогоплательщика по итогам
отчетного периода. В случае если сумма
вновь создаваемого по результатам инвентаризации
резерва больше, чем сумма остатка предыдущего
отчетного (налогового) периода, разница
подлежит включению во внереализационные
расходы равномерно в течение отчетного
(налогового) периода. В случае если налогоплательщик
принял решение о создании резерва, расходы
по списанию долгов и ссуд, признаваемых
безнадежными, осуществляются только
за счет суммы созданного резерва. В случае,
если сумма созданного резерва меньше
суммы безнадежных долгов и ссуд, подлежащих
списанию, разница (убыток) подлежит включению
в состав внереализационных расходов.
4.
Порядок формирования налоговой базы.
Налоговый учет доходов и расходов
Глава 25 НК РФ определила принципиально новый подход к порядку исчисления и формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль: плательщики налога на прибыль должны определять доходы и расходы для целей налогообложения одним из двух методов - методом начисления или кассовым методом. Согласно ст. 271-273 НК РФ при методе начисления доходы и расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств. При кассовом методе за основу признания доходов и расходов принимается день поступления средств на расчетный счет банка (или в кассу) и соответственно фактическая оплата расходов.
Налоговой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли. Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налогом) периоде налоговая база признается равной нулю. Убыток, полученный в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесен на будущее через уменьшение налоговой базы по налогу на 30% в течение последующих 10 лет.
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные: период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде; сумму расходов, произведенных в отчетном (налогом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов; сумму внереализационных расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период; сумма убытка, переносимого с прошлых налоговых периодов и уменьшающего налоговую базу; итого налоговая база за отчетный (налоговый) период за вычетом соответствующей суммы убытка. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного налогового периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя. Данные налогового учёта должны отражать порядок определения доли расхода или убытка, учитываемой для целей налогообложения в данном отчётном (налоговом) периоде, сумму остальных расходов или убытков, которые переносятся на расходы следующих налоговых периодов, суммы создаваемых резервов и т. д.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчётного (налогового) периода на основании данных налогового учёта, если порядок группировки и учёта объектов хозяйственных операций для целей налогообложения отличается от порядка их группировки и отражения в бухгалтерском учёте.
Налоговый учёт подтверждают:
1) первичные учётные документы, в том числе бухгалтерские справки;
2) аналитические регистры налогового учёта, то есть сводные формы - систематизирование данных налогового учёта за отчётный (налоговый) период, сгруппированных без распределения по счетам бухгалтерского учёта. Эти регистры предназначены для систематизации и накопления информации, раскрываемой порядок формирования налоговой базы;
3) расчёт налоговой базы за отчётный (налоговый) период, осуществляемый налогоплательщиком самостоятельно исходя из данных налогового учёта.
Сумма прибыли от реализации определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения. Если применяется метод начисления, расходы на производство и реализацию собственной продукции подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся:
1) материальные расходы;
2) амортизационные отчисления по основным средствам непосредственно используемых при производстве товаров, работ, услуг;
3) расходы на оплату труда рабочих.
К косвенным расходам относятся все иные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в течении отчётного (налогового) периода. При этом сумма косвенных расходов в полном объёме относится на уменьшение доходов от производства и реализации, а сумма прямых расходов подразделяется:
1) на расходы, относящиеся к реализованной продукции;
2) расходы, относящиеся к остаткам незавершенного производства, к готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции.
При определении прибыли от производства и реализации собственной продукции не учитываются расходы, относящиеся к остаткам незавершенного производства, к готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной продукции.
НК
РФ определяет порядок оценки незавершенного
производства, готовой продукции, товаров
отгруженных и порядок определения сумм
приходящихся на них прямых расходов.
5.
Ставки налога на прибыль организаций
Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида дохода хозяйствующего субъекта. Действующие ставки по налогу на прибыль регламентируются ст. 284 гл. 25 ч. II НК РФ.
На сегодняшний день основная налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в Федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами; 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.
К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие ставки:
15% - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;
0% - по доходам в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии Ш, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для регулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.
Сумма
налога, полученная по доходам в виде дивидендов
и процентов по ценным бумагам, в полной
сумме подлежит зачислению в Федеральный
бюджет. Прибыль, полученная Центральным
банком Российской Федерации от деятельности,
связанной с регулированием денежно-кредитного
обращения в стране, облагается по 0% ставке.
Прибыль, полученная от деятельности,
не связанной с регулированием денежно-кредитного
обращения в стране, облагается в общем
порядке.
6.
Порядок исчисления и уплаты налога на
прибыль
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму платежа исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев или года.
НК предусматривает три варианта внесения авансовых платежей по налогу на прибыль. При этом система уплаты авансовых платежей оговаривается в приказе об учетной политике и не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Первый вариант уплаты налога - внесение авансовых платежей ежеквартально через ежемесячные взносы, рассчитанные исходя из прибыли прошлого отчетного периода. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий отчетному кварталу. По итогам отчетного периода осуществляется перерасчет налога исходя из фактически полученной за квартал прибыли. Недоплаченные суммы налога доплачиваются, переплата - засчитывается в счет будущих платежей.
Второй вариант уплаты налога - исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной за месяц прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Третий вариант уплаты налога распространяется на организации, у которых за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные организации, простые товарищества. В этом случае уплачиваются только квартальные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, полученной в отчетном квартале.