Налоговая система развитых стран и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

цель курсовой работы – рассмотреть системы налогообложения экономически развитых стран и на их основе предложить пути совершенствования налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

МОЯ Курсовая БОЙТУШ налоговая система развитых стран и РФ.doc

— 342.50 Кб (Скачать документ)
      1. Налоговая система Испании

 

Налоговая система Испании  – одна из самых молодых в Европе, так как сформировалась лишь в  постфранкистский период. Единый налоговый  орган - Государственное налоговое агентство – приобрело статус юридического лица с правом оставлять себе 18% от суммы собранных налогов.

Налогообложение в Испании  трехуровневое: государственное (федеральное), региональное (автономные области), местное (провинции). К федеральным налогам  относят:

  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на прибыль.

Налоговая система Испании по некоторым пунктам напоминает российское налогообложение. В частности, подоходный налог с фиксированной заработной платы испанца взимается предприятием, а по остальным доходам он платит налоги непосредственно в налоговое управление.

Другим примером может служить введенный в 1992 г. твердый налог (разновидность подоходного) для мелких предпринимателей с целью усиления контроля за их деятельностью. В России аналогом является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Твердый налог облагает среднюю оценочную прибыль по видам отраслей с учетом показателей предприятия (площади, количества наемных лиц). Серьезным отличием является существенность этого налога в Испании, владельцы мелких лавочек в которой составляют основу экономики.

Ставки налога на добавленную  стоимость не высоки, но его, по сути, платят все, так как он входит в  стоимость всех товаров и услуг.

К налогам автономных областей относят:

1) налог на наследство;

2) налог на собственность.

К местным налогам  относят:

1) налог на автотранспортные  средства;

2) налог на строительные  и инженерные работы.

 Последний налог  является актуальным для Испании  как зоны усиленного капитального  строительства.

Взаимоотношения различных  уровней определены законодательно. В частности, автономные области, собирая налоги, на первом этапе оставляют их у себя. Затем средства перераспределяются ме6жду автономией, мэрией и муниципалитетом в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансовых ресурсах.

      1. Налоговая система Индии

 

Налоговая система Индия во многом напоминает налогообложение остальных стран в плане ставок налогов и их стимулирующей роли, но вместе с тем имеет ряд национальных особенностей.

В Индии действует  единый закон о налогообложении, а не система законодательных актов. Штатам Индии запрещено обложение налогами доходов, кроме выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. Налогообложение в Индии зависит от статуса резидента. Высшим органом является Центральный совет по прямым налогам.

Налогооблагаемый доход определяется по пяти источникам:

  • заработная плата;
  • доходы от недвижимости;
  • доходы как прибыль от коммерческой и профессиональной деятельности;
  • доходы от оборота капитала;
  • доходы от других источников.

В налогообложении Индии  присутствует ряд льгот, в какой-то степени имеющих национальные особенности. Амортизационные льготы распространяются на производственные помещения, мебель, суда, оборудование. В последнем случае амортизация составляет 25, 40 и 100% стоимости. Частичная собственность на активы предоставляет право на амортизационные льготы.

Экономика Индии ориентирована  на техническое перевооружение и  привлечение внешних инвестиций. Вновь созданные предприятия  в зонах свободной торговли по производству компьютеров и программного обеспечения не облагаются налогом на прибыль в течение пяти лет, если не менее 75% их продукции предназначено на экспорт. Предприятия в отсталых регионах, занятые производством и распределением электроэнергии, а также развитием и обслуживанием инфраструктурных услуг, получают аналогичное освобождение, а в последующие пять лет имеют 30%-ные льготы. Существует 50%-ная скидка при поступлении гонораров и комиссионных от иностранных производителей в Индию.

Привлечение капитала стимулируется  льготным обложением нерезидентов. Для  геологоразведочных работ по добыче нефти; работ, связанных с авиатранспортом, судоходством, строительством; проектов «под ключ» налогооблагаемый доход определяется в размере 50-10% от суммы, получаемой в Индии. геологоразведочные работы имеют дополнительные льготы, оплата лизинга самолетов или двигателей с одобрения Правительства Индии не облагается налогом, как и проценты по ценным бумагам для нерезидентов страны.

Итак, налоговая политика большинства зарубежных стран ориентирована  на привлечение частного капитала в  экономику, а в качестве методик использует стимулирующие или сдерживающие меры, но не административно-командный механизм. 
3 Развитие российской налоговой системы: прошлое, настоящее, будущее

 

Налоговая система РФ находится на этапе формирования. По этой причине неизбежно возникновение различных перекосов. К примеру, зачастую предприниматели и налоговые органы по-разному трактуют действующее налоговое законодательство и применяют его положения каждый в своих интересах. А все потому, что комментарии и разъяснения специалистов по спорным вопросам законодательства довольно размыты. Схемы налогообложения не дифференцированы — устраняя одни проблемы, они зачастую порождают другие. Например, с упрощенной системы налогообложения, которая призвана облегчить жизнь налогоплательщикам, очень сложно перейти на обычную. Кроме того, у населения вызывает значительные трудности процесс заполнения налоговых документов. И это лишь несколько примеров.

Рассмотрим этапы развития налоговой системы.

В советский период существовавшую социалистическую экономику можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Отсутствие права частной собственности, вся собственность принадлежит государству;
  2. Плановая экономика вплоть до каждой детали:
    • государственное планирование производства;
    • государственное регулирование структуры ценообразования;
    • государственное регулирование норм прибыли;
    • государственное регулирование конечных цен и тарифов;
    • государственный контроль над потоками товаров и услуг
  • План по сбору доходов.

Структуру налогов в  советский период, 1981-1985 годы можно представить в виде диаграммы (рисунок 5)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5. Структура налогов  в советский период

 

Переходный период 1991-2000 годов проходил следующим образом:

  1. Распад Советского Союза и как следствие:
    • разрушение деловых связей;
    • упразднение государственного контроля.
  2. Развитие рыночной экономики:
  • появление частной собственности;
  • земельная реформа и приватизация  государственных предприятий;
  • свободное предпринимательство;
  • рыночные механизмы ценообразования.
  1. Налоговая реформа и введение новой системы налогового законодательства:
  • налог на прибыль организации;
  • НДС;
  • НДФЛ;
  • имущественные налоги;
  • дорожные сборы;
  • банковский налог;
  • страховые сборы с предпринимателей;
  • налоги на товарооборот;
  • налог на рекламу;
  • сборы с владельцев собак и прочее.

Всего более пятидесяти налогов  и сборов.

Структура налогов и  сборов 1995 года в РФ представлена на рисунке 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Структура налогов  и сборов в Российской Федерации  в 1995 году

Достаточно быстро стали  видны все недостатки налоговой  системы переходного периода. Недостаток знаний и опыта, запутанная система налогов и сборов, в которой было очень сложно разобраться. Негативно влияло отсутствие интегрированной системы налогового администрирования и сбора налогов, слишком высоки были административные расходы. Выросло число налоговых преступлений и схем уклонения от налогообложения.

Приходит осознание  необходимости еще одной налоговой  реформы и в 1998 году Государственная  Дума принимает Часть первую Налогового кодекса которая определяет основные принципы налоговой системы. Чуть позже происходит введение общего Идентификационного Номера Налогоплательщика (ИНН).

С 2000 года в Российской Федерации начинается процесс восстановления экономики. Важнейшим шагом становиться  принятие Государственной  Думой  Второй части Налогового Кодекса РФ, что позволяет значительно снизить количество налогов и сборов, а также определяет четкие законодательные нормы по существующим налогам.

Разрабатывается ориентированная  на клиента IT-инфраструктура налоговых органов. Создается экономика с низкой налоговой нагрузкой, конкурентоспособной на международной арене. Вводиться единая система регистрации бизнеса, происходит администрирование крупнейших налогоплательщиков по отраслям, создаются центры обработки данных. В 2010 году наблюдается увеличение поступлений налогов, администрируемых ФНС России.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7. Структура налогов  и сборов РФ в 2009 году

Постепенно происходит снижение административного давления на бизнес. 56% компаний страны подают налоговые  декларации в электронном виде. Согласно статистическим данным в 2009 году только в 11 из 1000 компаний проводились выездные налоговые проверки.

Благодаря повышению  возможностей аналитических инструментов происходит значительное снижение числа  налоговых преступлений и снижение коррупционной составляющей.

В 2009 году доначисления на  одну выездную проверку организаций, выявившую  нарушения, составили 4,2 млн. рублей (см. рисунок 8)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Доначисления на одну выездную проверку в 2009 году, млн. рублей

Но и на данном этапе  остаются нерешенные вопросы и сдерживающие факторы не позволяющие говорить о достижении оптимальной налоговой  системы.

До настоящего времени  сохраняется:

  • большой объем ручной обработки данных и недостаточная формализация процессов;
  • устаревшая архитектура обмена данными;
  • неполные и недостоверные источники данных;
  • неудобный интерфейс для налогоплательщика;
  • сложность управления данными;

Внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах планируется по следующим  направлениям.

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.

2. Налог на прибыль организаций.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога  на недвижимость.

6. Налогообложение имущества  (в том числе земельных участков).

7. Налог на добычу полезных ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение в  рамках специальных налоговых  режимов.

10. Налоговое администрирование.

11. Создание налоговых  условий для деятельности по  добыче полезных ископаемых на  континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Перспектив на будущее  в налоговой системе России 

Для оптимального функционирования налоговой системы в России необходима разработка унифицированной системы  мониторинга и конроля эффективности деятельности ФНС РФ, это обусловлено необходимостью:

  1. отслеживания сроков исполнения;
  2. оптимизации деятельности;
  3. средств поддержки принятия управленческих решений.

Информация о работе Налоговая система развитых стран и РФ