Налоговая система России Х1Х веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Описание

Цель данной работы рассмотреть развитие налоговой системы России в XIX веке.
В XIX в. начинается третий период развития налогообложения. Этот период отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….……………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика развития системы прямого налогообложения в России в ХIХ в. ………………………………………………………… 4
1.1. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………. 4
1.2. ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………... 5
1.3. ПОДОМОВОЙ НАЛОГ ………………………………………………. 5
1.4 .ГИЛЬДЕЙСКАЯ ПОДАТЬ …………………………………………... 6
1.5. ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ ………………………………………….. 7
2. Характеристика развития акцизной системы в России в ХIХ в. ……… 7
2.1. Особенности развития системы акцизного обложения в России …. 7
2.2. Роль акцизной системы обложения в экономике России ………… 10
3. Особенности формирования доходов государственного бюджета
России от государственной винной монополии …………………………….
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 13
Список используемых источников ……………………

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 36.35 Кб (Скачать документ)

  2. спирт, выкуренный из винограда  и других ягод и фруктов,  и так называемые пейсаховые водки;

  3. портер, пиво всех родов и мед;

  4. брага, приготовляемая на особо  устроенных заводах.

  Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.

  Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них  безводного спирта и взимался в казну  по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

  Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности  действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда - по вместимости  котлов и числу дней варки. Акциз  с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.

  Акциз с медоварения взимался по вместимости  котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер - 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

  Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.

  Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли  должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

  В 1887г. был установлен следующий тариф  бандерольного обложения: курительный  табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го - 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта - 20 коп.; 2-го сорта - 9 коп.

  Акциз с осветительных нефтяных масел  был установлен в 1872г. как акциз  с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 - 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено).

    Акциз с зажигательных спичек  первоначально был введен в  1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство  спичек допускалось только в  столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.

  Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны  состоял из патентного сбора со спичечных  фабрик и акциза, взимаемого посредством  бандероли в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского производства, - 0,25 коп., с импортируемых - 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых - 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью акцизного надзора и удостоверениями его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному надзору в течение полугода таможенного свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.

  2.2.  Роль акцизов в федеральном  бюджете

  Структура доходов консолидированного бюджета  Российской Федерации характеризуется  высокой долей косвенных налогов -- за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .

  Стабильность  доходов обуславливается высокой  собираемостью акцизов, а также  введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском  обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных -- за последние семь лет не опускается ниже 74 %.

  По  данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный  бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную  продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %.

  3. Особенности формирования    доходов  государственного    бюджета России от государственной  винной монополии.

  В начале XIX века владельцы откупов  получили полную свободу повсеместно  открывать новые питейные заведения  в наиболее выгодных для них местах даже без надбавки откупной суммы. Казна теряла контроль над алкогольным бизнесом и несла серьезные убытки, размеры которых никому не известны. «Секрет» откупщиков правительство решило узнать. Откупную систему Указом 1817 г. заменили казенной продажей питей. Устанавливалась единая цена за ведро – 7 рублей. Розничную продажу разрешили частным лицам. За право торговли казна взимала особый сбор.

  С введением очередной государственной  монополии доход государства  чрезвычайно повысился; однако вскоре выяснилось, что продажа вина из года в год снижается, а злоупотребления  чиновников питейного ведомства  приобретают чудовищные размеры. Николай I, желая сделать примирительный шаг в отношении дворянства и  укрепить положение монархии, с января 1828 г. отменяет государственную винную монополию. Откупная система была восстановлена  и просуществовала с небольшими изменениями до 1863 г.

  Всего к 60-м гг. XIX века в России существовало 216 откупов. Среди откупщиков были сказочно богатые люди (Бернадаки, Рюмин, Гинцбург, Мамонтов). По мнению исследователей, трудно определить общую сумму доходов от винных откупов. В любом случае эти цифры несопоставимы с питейным доходом казны. Тем не менее постоянно росли и доходы государства: за 100 лет они увеличились в 20 раз и составляли 46% «обыкновенных государственных доходов».

  В середине XIX века в условиях откупной системы государство не в состоянии  было контролировать ни количества, ни качества поставляемых на рынок напитков. Многие губернаторы, чины судебного  и полицейского надзора находились «на жаловании» откупщиков.

  Произвол  откупщиков, покрываемый правительством, послужил поводом к «кабацким  бунтам», которые участились в 50-е  гг. XIX века. В конце 1849 г. в 32 губерниях  почти одновременно появились общества трезвости. Сущность этого стихийного движения заключалась не столько в морально-этической, сколько в социально-политической стороне дела. Крестьяне бойкотировали откупную систему. Под непосредственным влиянием трезвенного движения правительство вынуждено было пойти на отмену откупной системы.

  С 1 января 1863 г. она повсеместно была заменена акцизным сбором. Акциз собирался  с объемов, с количества, с качества выкуренного спирта, за торговлю.

  Откупщики постарались вознаградить себя тем, что на 15 лет задержали выплату  откупных сумм, тем не менее, после  отмены откупов поступления в  казну от питейных сборов сразу увеличились. В 60–90-е гг. XIX века доля питейных сборов доходной части российского бюджета  ежегодно составляла в среднем 33%.

  14 мая 1885 г. вышел закон «О  раздробительной продаже напитков»,  по которому кабаки упразднялись и заменялись винными лавками, торгующими на вынос. Однако после принятия нового закона понадобилось несколько лет, чтобы стекольная промышленность наладила массовое бутылочное производство. Пьянство выплеснулось на улицу, а разовая доза увеличилась с чарки до бутылки.

  Все же меры по упорядочению торговли алкоголем, наряду с постоянным повышением акциза на спирт дали свои плоды. Российские реформы 1860–1880 гг. в сфере производства и продажи спиртных напитков и  разработки мер по борьбе с пьянством  могли оказаться весьма эффективными. В середине 80-х годов спрос  на алкоголь стал снижаться. Однако введение винной монополии вновь кардинально  изменило ситуацию. Новая винная монополия  вводилась под флагом усиления борьбы с пьянством и попечением о  народной трезвости.

  В разработке и проведении питейной реформы  самое активное участие принимал Д.И. Менделеев, который будучи членом «Комиссии по изысканию способов к упорядочению производства и продажи  спиртных напитков» (создана в 1895 г.), предложил систему экономических  мер. Годом раньше правительством России был запатентован продукт, который  и стал считаться на мировом рынке  русской водкой: хлебный спирт, перестроенный  и разведенный затем по весу водой  точно до 40-градусной крепости.

  В самой же системе распространения  монополии четко прослеживается намерение правительства поддержать падавший питейный сбор. Монопольная  система не только не ликвидировала  кабаки, но впустила водку в семью, в домашний быт. Распространенным явлением становится уличное пьянство.

 

  

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Налоги  и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в  то же время существование налогов  без государства также является невозможным.

  Возникновение налогов относят к периоду  становления первых государственных  образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный  аппарат - чиновники, армия, суды. Появление  налогов связано с самыми первыми  общественными потребностями, так  как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства  дорог, поддержания общественного  порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

  В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных  периода.

  На  начальном этапе своего развития государство не имеет финансового  аппарата для определения и сбора  налогов. Оно определяет лишь общую  сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или  общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью  и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы  их взимания возникают в зачаточном состоянии.

 

  

Список  используемых источников

  1. www.nalog.ru
  2. www.consultant.ru
  3. www.kadis.ru
  4. www.minfin.ru
  5. www.nepsis.ru
  6. www.nalogkodeks.ru
  7. www.gks.ru
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации
  9. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004.

Информация о работе Налоговая система России Х1Х веке