Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:04, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть развитие налоговой системы России в XIX веке.
В XIX в. начинается третий период развития налогообложения. Этот период отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.
ВВЕДЕНИЕ ….……………………………………………………………… 3
1. Общая характеристика развития системы прямого налогообложения в России в ХIХ в. ………………………………………………………… 4
1.1. ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………. 4
1.2. ОБРОЧНАЯ ПОДАТЬ ………………………………………………... 5
1.3. ПОДОМОВОЙ НАЛОГ ………………………………………………. 5
1.4 .ГИЛЬДЕЙСКАЯ ПОДАТЬ …………………………………………... 6
1.5. ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ ………………………………………….. 7
2. Характеристика развития акцизной системы в России в ХIХ в. ……… 7
2.1. Особенности развития системы акцизного обложения в России …. 7
2.2. Роль акцизной системы обложения в экономике России ………… 10
3. Особенности формирования доходов государственного бюджета
России от государственной винной монополии …………………………….
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 13
Список используемых источников ……………………
2.
спирт, выкуренный из
3. портер, пиво всех родов и мед;
4.
брага, приготовляемая на
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.
Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда - по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.
Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер - 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз
с табака. Взимание этого акциза
производилось посредством
В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта - 90 коп.; 2-го - 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта - 20 коп.; 2-го сорта - 9 коп.
Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 - 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено).
Акциз с зажигательных спичек
первоначально был введен в
1849г. в размере 1 руб. с 1000
штук в городской доход (
Акциз
вновь вводится в 1888г. Доход казны
состоял из патентного сбора со спичечных
фабрик и акциза, взимаемого посредством
бандероли в следующих
2.2. Роль акцизов в федеральном бюджете
Структура
доходов консолидированного бюджета
Российской Федерации характеризуется
высокой долей косвенных
Стабильность
доходов обуславливается
По
данным МНС России около четверти
всех поступлений акцизов в
3.
Особенности формирования
доходов государственного
бюджета России от
В начале XIX века владельцы откупов получили полную свободу повсеместно открывать новые питейные заведения в наиболее выгодных для них местах даже без надбавки откупной суммы. Казна теряла контроль над алкогольным бизнесом и несла серьезные убытки, размеры которых никому не известны. «Секрет» откупщиков правительство решило узнать. Откупную систему Указом 1817 г. заменили казенной продажей питей. Устанавливалась единая цена за ведро – 7 рублей. Розничную продажу разрешили частным лицам. За право торговли казна взимала особый сбор.
С
введением очередной
Всего к 60-м гг. XIX века в России существовало 216 откупов. Среди откупщиков были сказочно богатые люди (Бернадаки, Рюмин, Гинцбург, Мамонтов). По мнению исследователей, трудно определить общую сумму доходов от винных откупов. В любом случае эти цифры несопоставимы с питейным доходом казны. Тем не менее постоянно росли и доходы государства: за 100 лет они увеличились в 20 раз и составляли 46% «обыкновенных государственных доходов».
В середине XIX века в условиях откупной системы государство не в состоянии было контролировать ни количества, ни качества поставляемых на рынок напитков. Многие губернаторы, чины судебного и полицейского надзора находились «на жаловании» откупщиков.
Произвол откупщиков, покрываемый правительством, послужил поводом к «кабацким бунтам», которые участились в 50-е гг. XIX века. В конце 1849 г. в 32 губерниях почти одновременно появились общества трезвости. Сущность этого стихийного движения заключалась не столько в морально-этической, сколько в социально-политической стороне дела. Крестьяне бойкотировали откупную систему. Под непосредственным влиянием трезвенного движения правительство вынуждено было пойти на отмену откупной системы.
С 1 января 1863 г. она повсеместно была заменена акцизным сбором. Акциз собирался с объемов, с количества, с качества выкуренного спирта, за торговлю.
Откупщики постарались вознаградить себя тем, что на 15 лет задержали выплату откупных сумм, тем не менее, после отмены откупов поступления в казну от питейных сборов сразу увеличились. В 60–90-е гг. XIX века доля питейных сборов доходной части российского бюджета ежегодно составляла в среднем 33%.
14
мая 1885 г. вышел закон «О
раздробительной продаже
Все же меры по упорядочению торговли алкоголем, наряду с постоянным повышением акциза на спирт дали свои плоды. Российские реформы 1860–1880 гг. в сфере производства и продажи спиртных напитков и разработки мер по борьбе с пьянством могли оказаться весьма эффективными. В середине 80-х годов спрос на алкоголь стал снижаться. Однако введение винной монополии вновь кардинально изменило ситуацию. Новая винная монополия вводилась под флагом усиления борьбы с пьянством и попечением о народной трезвости.
В
разработке и проведении питейной реформы
самое активное участие принимал
Д.И. Менделеев, который будучи членом
«Комиссии по изысканию способов
к упорядочению производства и продажи
спиртных напитков» (создана в 1895 г.),
предложил систему
В
самой же системе распространения
монополии четко прослеживается
намерение правительства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
В развитии форм и методов взимания налогов выделяется три крупных периода.
На начальном этапе своего развития государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Этот период - первый период развития налогообложения - отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Список используемых источников