Налоговое регулирование денежного накопления в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 05:14, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

Содержание

Введение 2

Налоги и налогообложение 4

Налоговые поступления в бюджет и их регулирование 9

Вывод 14

Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 85.61 Кб (Скачать документ)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего

    профессионального образования

    Тихоокеанский государственный университет 
     
     
     
     
     
     
     

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. 
     

    Дисциплина  «Государственное регулирование экономики».

    Тема: «Налоговое регулирование денежного накопления в стране». 

    Выполнил:______________________________

    Проверил:______________________________ 
     
     

    Хабаровск 2008 г.

 

    Оглавление. 

    Введение                                                                                                                 2

    Налоги и  налогообложение                                                                                 4

    Налоговые поступления  в бюджет и их регулирование                                   9

    Вывод                                                                                                                    14

    Список используемой литературы                                                                     15

 

    Введение.

             “Больше всего законов было создано в смутные времена республики...”

                                                                                                                    Из Тацита.

            Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость. С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства. Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан с взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда.

            Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.

 

    Налоги  и налогообложение.

          Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Под налогом, пошлиной, сбором и другими аналогичными платежами понимаются обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.

          К основным характеристикам налогов  относятся:

  1. Изъятие части дохода или собственности субъекта, безъэквивалентное относительно налогоплательщика;
  2. Определенные по размерам и срокам внесения платежи;
  3. Юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;
  4. Общественное принуждение.

           Налоги широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы. Совокупность налогов, на законном основании взимаемых на территории государства; компетенция органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов, - все это и есть налоговая система.

          Принципиальным в налоговой системе  является ее логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, то  есть приспособляемость к изменяющимся  условиям.

          Не меньшее значение имеет  и то, куда и как расходует  государство налоговые поступления.  Если «справедливое налогообложение»  и имеет положительный смысл, то он в значительной мере сводится к тому, что раз уж государство собирает налоги, то оно должно оправдывать их, эффективно выполняя свои функции. Тем самым будет обеспечена возвратность налогов по отношению к обществу в целом и к тем в отдельности, кто действительно своим трудом создает общественное богатство (материальное и нематериальное).

            Для достижения оптимального  налогообложения важно соблюдать  общие принципы его построения. Качественные стороны, с экономической  точки зрения желательные в  любой системе налогообложения,  сформулированы А. Смитом в  форме четырех ставших классическими  положений:

  1. Подданные государства по возможности соответственно своей способности и силам должны участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства;
  2. Налог на каждого должен быть точно определен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно, бесспорно для налогоплательщика. Весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень определенности;
  3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику должно быть удобнее всего платить его;
  4. Налоговая система должна быть построена и функционировать так, чтобы не допускать злоупотреблений: изъятие сумм сверх причитающихся по закону, использование налоговых поступлений не по назначению, коррупция, незаконное освобождение от налогов.

          В социально-экономической жизни  страны у налогов следующие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов;
  2. Поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения;
  3. Регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов – регулирующая функция.

          Основными объектами государственного  регулирования экономики при  помощи налоговой политики являются  хозяйственный цикл, секторная, отраслевая  и региональная структура хозяйства,  капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические  связи и окружающая среда.

          Регулирующая функция налогов  заключается в установлении и  изменении системы налогообложения;  определении налоговых ставок, их  дифференциации, предоставлении налоговых  льгот – освобождение от налогов  части прибылей и капитала  с условием их целевого использования  в соответствии с задачами  ГЭП.

            Важную регулирующую роль играет  сама система налогообложения,  применяемая правительством.

            Важным событием в ГРЭ стало  введение в большинстве стран  налога на добавленную стоимость  (НДС). Этот налог взимается со  стоимости чистой продукции, то  есть разницы между выручкой  от продаж готовой продукции  и затратами на приобретение  необходимых для работы товаров  и услуг.

            Поясним это на примере. Фирма  – производитель чугуна, закупающая  железную руду, лом черных металлов, оборудование для замены изношенных  основных средств и продающая  чугун, платит НДС с разницы  между стоимостью проданных и  закупленных товаров и услуг,  то есть с чистого прироста  стоимости, созданного ею. Завод  – покупатель чугуна превращает  его в стальной прокат и  платит налог на стоимость,  добавленную им в процессе  переработки чугуна; но в облагаемую  налогом сумму не входит стоимость  железной руды, кокса и средств,  затраченных на превращение их  чугун.

            В результате введения НДС  каждая надбавка к цене сырья,  возникающая по мере его прохождения  по производственной цепочке  облагораживания вплоть до конечного  продукта, облагается налогом только  один раз.

            Налоговое регулирование экономики  осуществляется при помощи двух  типов механизмов: автоматических  или встроенных стабилизаторов  и целенаправленных мер регулирования  в зависимости от конкретной  ситуации.

            Автоматический механизм сравним  с автопилотом, он не предусматривает  изменений системы налогообложения,  ставок, введение или отмену льгот.  При неизмененных налоговых ставках  сумма налоговых сборов будет  возрастать по мере увеличения  доходов. В зависимости от степени  прогрессии налоговых ставок  реальные поступления в бюджет  могут увеличиться быстрее роста  доходов. Иными словами, при  перегреве конъюнктуры или разыгравшейся  инфляции налоги будут сокращать  избыточный платежеспособный спрос,  а в период замедления экономического  роста изымать в бюджет относительно  меньшую часть доходов.

            Сознательное регулирование предполагает  недостаточность автоматических  стабилизаторов и включение так  называемого ручного управления, те есть временное усиление  или облегчение налогового бремени  в целом или дифференцированно  в зависимости от конкретных  целей ГРЭ.

            В современных условиях налоговая  система становится все более  гибкой. При сохранении основ  и структуры налогового законодательства  государственные регулирующие органы  выборочно и временно снижают  налоговые ставки или даже  отменяют налоги для предприятий,  следующих целям государственной  экономической политики.

            Показателя, прямо отражающего регулирующую  направленность налоговой системы,  не существует. Косвенным показателем  может быть соотношение суммы  собираемых налогов и бюджетных  расходов на хозяйственные цели  и НИОКР. Однако высшим критерием  использования налоговой системы  в качестве инструмента ГРЭ  являются успехи в достижении  важнейших экономико-политических  целей государства.

            Большинство целей ГРЭ достигается  путем общего и целенаправленного  стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления  и расширения основного капитала  зависят в основном темпы роста,  состояния конъюнктуры, занятости,  спрос, национальная конкурентоспособность,  а от структуры инвестиций  – отраслевая и региональная  структуры, темпы и направленность  НИОКР.

 

Налоговые поступления в  бюджет и их регулирование.

            Налоговые поступления составляют  не менее 85% бюджетных доходов  развитых стран. При этом доля  отдельных видов налогов в  общей сумме налоговых поступлений  следующая:

  1. Налоги на личные доходы – 40%;
  2. Налоги на прибыли компаний – 10%;
  3. Социальные взносы – 30%;
  4. Налог на добавленную стоимость – 10%;
  5. Таможенные пошлины – 5%;
  6. Прочие налоги и сборы – 5%.

            В России структура налоговых  поступлений в бюджет несколько  отличается от типовой структуры  развитых стран. На первом месте  стоят налог на добавленную  стоимость и таможенные пошлины.  Такая картина объясняется тем,  что в девяностых годах в  России имели место длительное  сокращение производства, гиперинфляция,  конфискационные налоги, регулярные  государственные займы внутри  страны и за рубежом, массовым ввозом потребительских товаров и продовольствия из-за рубежа, низким уровнем личных доходов.

Информация о работе Налоговое регулирование денежного накопления в стране