Негосударственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:05, реферат

Описание

Целью данной работы является определение понятия финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение властных структур Российской Федерации, со стороны которых он осуществляется.

Работа состоит из  1 файл

Реферат. основной.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

- фактические. Способы: инвентаризация, экспертная оценка квалифицированными специалистами, визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений.

4. По  методам проведения:

- сплошная - предусматривает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и регистров за ревизуемый период;

- выборочная - предусматривает проверку не  всех бухгалтерских документов, а только их определенную часть.

5. В  зависимости от повторяемости контрольных действий:

- первичные  - проверка проводится по первоначальному  плану;

- повторные  - возникают в случаях поверхностного  проведения первичных ревизий,  необъективного изучения фактов, нарушение инструкций, положений  по проведенным ревизиям;

- дополнительные - проводятся для выявления новых  обстоятельств не вскрытых первичными  и повторными ревизиями. 

Ревизии проводятся различными государственными и негосударственными органами контроля (Счетная палата Российской Федерации, Министерство Финансов России, Центральный банк России, аудиторские службы), а также органами управления (министерствами, ведомствами) в отношении подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.

Результаты  ревизии оформляются актом, на основании  которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава № 2 Государственный  финансовый контроль. 

Финансовый  контроль можно разделить на две  взаимодействующие, но самостоятельные составляющие: государственный и негосударственный финансовый контроль. 

2.1    Определение и сущность государственного финансового контроля. 

 Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств, организация денежного обращения, контроль за использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Система государственного финансового контроля в РФ строится в соответствии с требованиями Лимской декларации руководящих принципов финансового контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов в 1977г. С тех пор она претерпела  лишь незначительные изменения, последние из которых были внесены в 1998 и 2004г. Лимская декларация нацелена на обеспечение максимальной независимости контрольных органов. При этом объектами контроля признаются не только получатели средств федерального бюджета, но и органы государственной власти всех уровней, государственные и муниципальные внебюджетные фонды и унитарные предприятия, а также предприятия и организации всех видов собственности, имеющие льготы или получающие финансовую поддержку из бюджетов или внебюджетных фондов.3

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

 Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.  

2.2  Система органов государственного финансового контроля.

    Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов. Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права.

 
      

  • Контроль  со стороны Президента Российской Федерации. 

 
    Контроль за финансами со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов (в том числе и о федеральном бюджете); назначения и освобождения от должности Министра финансов Российской Федерации; представления Государственной Думе Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России.

Особую  роль при осуществлении государственного финансового контроля выполняет  Контрольное управление Администрации Президента Российской Федерации, в  соответствии с Указом Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «О контрольном управлении Президента Российской Федерации». Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.   

  • Контроль  со стороны органов  исполнительной власти.

   

Важнейшее место в системе государственного финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство Финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. 4

Прежде  всего, Министерство Финансов России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства Российской Федерации.

По результатам  контроля Министерство финансов вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Особая  роль в осуществлении финансового контроля отводится находящейся в ведении Минфина РФ – Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (ФСФБН), согласно постановлению Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Её главной задачей является контроль за обеспечением  целевого и эффективного использования бюджетных средств, государственной собственности, налоговых и бюджетных льгот, предоставленных государством, а  также за своевременностью возврата и целевым использованием  бюджетных ссуд.5

Схожие  функции выполняют органы Федерального Казначейства, (согласно с 267 Бюджетного кодекса РФ) призванные осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета. На них возложены следующие задачи:

  • контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  • контроль за состоянием государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

Органы  Казначейства имеют право производить  проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных  органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и вне бюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. 6 

  • Контроль  со стороны законодательной власти.
 

На федеральном  уровне по линии законодательной  власти его осуществляет Федеральное  Собрание РФ.

Постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованный Федеральным Собранием  РФ и подотчетный ему является Счетная палата РФ, статус которой определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации»

В своей  деятельности Счётная палата руководствуется  федеральным законодательством, выполняет  поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Счетная палата является юридическим лицом  и состоит из Председателя, заместителя  Председателя и 12 аудиторов, назначаемых  сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов  назначаются на должность Государственной  Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов — Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Текущую контрольную работу выполняет аппарат – инспекторы Счетной палаты.

    Счетная палата РФ – единственный  в стране орган государственного  финансового контроля, контрольные  функции которого охватывают  весь бюджетный процесс от  начала формирования бюджетной  заявки до получения конечных результатов. Его деятельность направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют  или управляют федеральной собственностью, либо если им предоставляются налоговые, таможенные льготы или иные преференции.

Задачами Счетной Палаты, согласно Федеральному  закону «О Счетной Палате РФ», являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий 7

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль