Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 00:05, реферат
Целью данной работы является определение понятия финансового контроля, его видов, основных методов, а также рассмотрение властных структур Российской Федерации, со стороны которых он осуществляется.
Основными формами контроля
При выявлении фактов нарушения финансовой
дисциплины и законности, приносящих государству
прямой ущерб, или при несоблюдении порядка
и сроков рассмотрения представлений
Счетная палата имеет право выдавать предписания,
обязательные к исполнению. В случае если
предписания не исполняются, коллегия
Счетной палаты по согласованию с Государственной
Думой может принять решение о приостановлении
всех видов расчетных операций нарушителя.
Наряду
с указанными выше государственными
органами финансового контроля отдельные
функции выполняют и другие государственные
структуры.
- Контроль
со стороны Налоговых органов РФ.
Налоговый
контроль в РФ возложен на органы налогового
контроля, которые возглавляет Федеральная
налоговая служба. Служба осуществляет
контроль за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей, несет ответственность
за выработку и проведение налоговой политики
с целью обеспечения своевременного поступления
в бюджеты всех уровней и в государственные
внебюджетные фонды в полном объеме налогов
и других обязательных платежей. Налоговый
контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции.
- Контроль
со стороны Таможенных органов РФ.
Таможенные
органы Российской Федерации в соответствии
с положениями Таможенного
- Контроль со стороны Центрального
Банка РФ
Центральный
банк РФ и Правительство РФ являются
органами, осуществляющие валютный контроль
в РФ. Валютный контроль в РФ реализуется
по следующим направлениям: определение
соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия
необходимых для них лицензий и разрешений;
проверка выполнения резидентами обязательств
в иностранной валюте перед государством,
а также обязательств по продаже иностранной
валюты на внутреннем рынке РФ; проверка
обоснованности платежей в иностранной
валюте; проверка полноты и объективности
учета и отчетности по валютным операциям,
а также по операциям нерезидентов в валюте
РФ.
Глава
№ 3 Негосударственный
финансовый контроль.
Наряду
с государственным финансовым контролем
существует и негосударственный финансовый
контроль, который представлен: внутрифирменным
контролем, контролем со стороны коммерческих
банков за организациями, независимым
аудиторским контролем. Конечные цели
всех видов финансового контроля едины
и заключаются в обеспечении соблюдения
финансовой дисциплины, повышении эффективности
распределения и использования финансовых
ресурсов. В то же время задачи и, соответственно,
функции государственного и негосударственного
финансового контроля различны. Если главной
задачей государственного контроля является
содействие успешной реализации финансовой
политики государства посредством обеспечения
соблюдения финансового законодательства,
финансовой дисциплины, недопущения нецелевого
использования бюджетных и внебюджетных
средств, то основной задачей негосударственного
контроля выступает повышение эффективности
использования финансовых ресурсов экономических
субъектов, обеспечение достоверности
показателей финансовой отчетности.
3.1.
Внутрифирменный
контроль.
Финансовый
контроль проводится самим предприятием,
его экономическими службами – бухгалтерией,
финансовым отделом, службой финансового
менеджмента за финансово-хозяйственной
деятельностью своего предприятия, его
филиалов и дочерних предприятий.
Службы внутреннего контроля следят за
эффективностью и целесообразностью денежных
затрат, как собственных, так и заемных
средств; анализируют и сопоставляют фактические
финансовые результаты с прогнозируемыми;
оценивают финансовые результаты от инвестиционных
проектов; контролируют финансовое состояние
предприятия.
Важнейшими функциями
внутрифирменного контроля являются:
• формирование учетной политики;
• ведение бухгалтерского учета;
• составление в установленные сроки
достоверной бухгалтерской отчетности;
• контроль за движением имущества и выполнением
обязательств;
• обеспечение соответствия всех осуществляемых
предприятием хозяйственных операций
законодательству.
Внутрифирменный
контроль можно разделить на оперативный
(текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером
в процессе повседневной хозяйственно-финансовой
деятельности с помощью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля за движением
денежных средств. Подпись главного бухгалтера
обязательна на всех денежных документах.
Главный бухгалтер отвечает за соблюдение
государственной финансовой дисциплины
и финансового законодательства.
Стратегический
финансовый контроль предполагает разработку
оптимальных решений по использованию
финансовых ресурсов и вложению капитала,
обеспечивающих экономическую эффективность
и максимализацию прибыли. Контроль может
быть произведен и при участии привлеченных
со стороны специалистов – по инициативе
руководства предприятия или его собственников
– учредителей и акционеров.
3.2
Контроль со стороны
коммерческих банков.
Коммерческие
банки обязаны контролировать лишь соблюдение
предприятиями – клиентами установленного
государством порядка ведения расчетно-кассовых
операций и валютного законодательства.
В случае предоставления ссуды банк контролирует
целевое использование выданной ссуды,
платежеспособность и ликвидность клиента
для оценки вероятности возврата ссуды
с причитающимися процентами в установленный
срок. Такой контроль со стороны банка
– важный элемент управления кредитным
риском.
3.3.
Аудит.
Аудит
– это форма
Аудиторы имеют право:
• проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
• получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки;
• по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
• самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д
• отказаться
от проведения аудиторской проверки
в случае непредоставления проверяемым
хозяйствующим субъектом необходимой
документации.
Обязанности аудитора сводятся к следующему:
Существует два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная.
Обязательная
проверка проводится в случаях, прямо
установленных законодательными актами
РФ, и по поручению государственных
органов — прокуратуры, казначейства,
налоговой службы. Уклонение юридического
лица от проведения обязательной аудиторской
проверки либо препятствовать ее проведению
влечет за собой взыскание штрафа по решению
суда.
Обязательной аудиторской проверке подлежат
все кредитные организации, страховые
организации, биржи, внебюджетные фонды,
создаваемые за счет обязательных отчислений,
благотворительные фонды, все предприятия,
созданные в форме открытого акционерного
общества, независимо от числа акционеров
и размера уставного капитала, а также
предприятия, имеющие в уставном фонде
долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю
подлежат предприятия (за исключением
государственных и муниципальных), отдельные
показатели которых превышают установленные
критерии. Инициативная проверка проводится
по решению самого хозяйствующего субъекта.
Результат
аудиторской проверки оформляется в виде
заключения аудитора (аудиторской фирмы),
включающее в себя заключение о достоверности
финансовой отчетности.8
Заключение.
В заключение работы можно сделать несколько выводов:
Подводя
итоги всему изложенному, можно
сделать вывод о том, что финансовый
контроль решает сложные и многообразные
задачи в различных сферах экономической
жизни общества и призван обеспечивать
как интересы и права государства и его
учреждений, так и всех других экономических
субъектов.