Облигации федерального займа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание

Выпуск и обращение облигаций федерального займа с переменным купоном является логическим продолжением и углублением развития рынка государственных ценных бумаг, который на первом этапе был представлен только ГКО. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство же заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств, период обращения которых измерялся бы годами. Поэтому политика финансовых органов России направлена на реструктуризацию государственного долга в сторону увеличения доли среднесрочных ценных бумаг.

Содержание

Облигации федерального займа, условия выпуска и обращения......3
Расчетная и депозитарная системы......................................................4
Определение купонного дохода..........................................................13
Список использованной литературы.........................................................17

Работа состоит из  1 файл

рынок ценных бумаг.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

    1. Облигации федерального займа, условия выпуска и обращения......3
    2. Расчетная и депозитарная системы......................................................4
    3. Определение купонного дохода..........................................................13

Список использованной литературы.........................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Облигации федерального займа, условия выпуска и обращения.

Выпуск и  обращение облигаций федерального займа с переменным купоном является логическим продолжением и углублением развития рынка государственных ценных бумаг, который на первом этапе был представлен только ГКО. Основным недостатком функционирования рынка ГКО является его краткосрочный характер. Государство же заинтересовано в долгосрочном заимствовании денежных средств, период обращения которых измерялся бы годами. Поэтому политика финансовых органов России направлена на реструктуризацию государственного долга в сторону увеличения доли среднесрочных ценных бумаг.

Однако при  выпуске долгосрочных и среднесрочных облигаций необходимо учитывать целый ряд факторов, и прежде всего экономическую стабильность, темпы инфляции, валютный курс. В этой связи выпуск дисконтных ценных бумаг является весьма рискованным мероприятием. Несмотря на то что ГКО могут выпускаться сроком обращения до 12 месяцев, были эмитированы только две серии, к которым со стороны инвесторов наблюдалось очень настороженное отношение.

Выпуски долгосрочных и среднесрочных ценных бумаг  успешно осуществляются в странах  со стабильной экономикой. В России же, которая только встала на путь рыночных преобразований, рынок ценных бумаг развивается под влиянием общей экономической ситуации, характеризующейся относительной нестабильностью. В этих условиях при выпуске долгосрочных дисконтных ценных бумаг риски несут и инвестор, и эмитент. Это связано с тем, что доходность по дисконтным облигациям устанавливается в момент их размещения через механизм действия цены отсечения, определяемой Министерством финансов. Устанавливая цену отсечения на определенном уровне, эмитент среди прочих факторов учитывает и прогнозные оценки темпов инфляции на период размещения. Доходность должна в определенной степени коррелировать с динамикой инфляции. С уменьшением прогнозного периода возрастает вероятность прогностической ошибки. Поэтому эмитент несет процентный риск, размещая ценные бумаги с фиксированной доходностью, которая может оказаться чрезмерно высокой, если в период обращения этих облигаций произойдет снижение темпов инфляции. Цена заимствования окажется слишком дорогой.

Следует отметить, что в условиях нестабильной экономики  процентный риск несут и инвесторы. Приобретая облигации с фиксированной  доходностью, инвестор рискует тем, что до срока погашения может  произойти ухудшение экономической  ситуации и темп роста цен будет выше, чем уровень доходности.

Таким образом, процентный риск оказывает влияние  на поведение эмитента и инвестора  и препятствует заключению долгосрочных соглашений.

В этих условиях, чтобы избежать процентного риска, необходим выпуск ценных бумаг с плавающей доходностью, которая учитывала бы изменение экономической ситуации. В качестве такой ценной бумаги, рассчитанной на среднесрочный период обращения, в России были выпущены облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Обычно процентную ставку привязывают к изменению какого-либо показателя (темпы инфляции, учетная ставка Центрального банка, цена золота и т.п.). По ОФЗ доходность привязана к доходности по ГКО.

Выпуск ОФЗ  расширяет спектр государственных  ценных бумаг, увеличивая возможный срок обращения облигаций с целью покрытия дефицита государственного бюджета. ОФЗ не вытесняют с рынка государственных ценных бумаг ГКО. Эти два вида облигаций взаимно дополняют друг друга и неразрывно связаны. ОФЗ являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами, выпускаемыми в безналичной форме, номинальной стоимостью 1 млн. руб. с периодом обращения 1—3 года. Владельцами ОФЗ могут быть физические и юридические лица, которые приобретают право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в течение срока обращения, который устанавливается в процентах к номинальной стоимости.

Эмитентом ОФЗ  является Минфин Российской Федерации, который по согласованию с Центральным  банком устанавливает параметры каждого выпуска ОФЗ:

—        объем выпуска облигаций федерального займа;

—        порядок расчета купонного дохода;

—        дату размещения;

—        дату погашения;

—        даты купонных выплат;

—        ограничения  на долю объема выпуска,  приобретаемую нерезидентами.

Эти условия  фиксируются в глобальном сертификате  и объявляются не позднее чем  за 7 дней до начала размещения. Размещение проходит на аукционах ММВБ, которые  организует Центральный банк. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску

    1. Расчетная и депозитарная системы.

 
Расчетная система состоит из  совокупности расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и расчетных подразделений Центробанка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ГКБО/ОФЗ. Расчетные подразделения Центробанка РФ представлены его территориальными учреждениями и структурными подразделениями, которые им уполномочены осуществлять расчеты по денежным средствам по итогам торгов на рынке ГКБО/ОФЗ в соответствии с нормативными актами Центробанка РФ, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ. Расчетными центрами ОРЦБ являются небанковские кредитные организации, уполномоченные на основании договора с  Центробанком обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с ГКБО/ОФЗ путем открытия счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам. 
 
Расчетными центрами ОРЦБ являются:

- Расчетная Палата ММВБ (г. Москва).

- Сибирский Расчетный Центр (г. Новосибирск).

- Петербургский Расчетный  Центр (г. Санкт-Петербург).

- Расчетная Палата Уральской  региональной валютной биржи (г. Екатеринбург).

- Нижегородский Расчетный Центр (г. Нижний Новгород).

- Расчетная Палата Самарской валютной межбанковской биржи (г. Самара).

-Расчетная Палата Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи

(г. Владивосток).

- Расчетная Палата Ростовской  межбанковской валютной биржи  (г. Ростов).  
 
 
На рынке ГКБО/ОФЗ реализован механизм гарантированного исполнения заключенных в рамках торговой системы сделок с ГКБО/ОФЗ. Расчеты на рынке ГКБО/ОФЗ проводятся по схеме «Т+0».

Дилеры-банки открывают  в расчетной системе корреспондентский  счет, а дилеры - небанки – текущий  счет. Причем, для обеспечения расчетов по ГКБО/ОФЗ каждому дилеру в расчетном центре открывается еще и «торговый» счет. По итогам торговли денежные средства переводятся расчетной системой с «торговых» счетов дилеров – покупателей на «торговые» счета дилеров – продавцов. А по окончании торговли остатки денежных средств на «торговых» счетах перечисляются на корреспондентские, либо текущие счета дилеров.

Расчетные центры периодически производят взаимозачеты между собой  по своим денежным позициям. Если один расчетный центр имеет задолженность другим, то он перечисляет сумму долга на специальный счет в расчетном подразделении Центробанка, который осуществляет взаимозачеты (расчеты) между расчетными центрами рынка ГКБО/ОФЗ в течение операционного дня после поступления расчетных документов. 
 
Депозитарная система — совокупность организаций, обеспечивающих учет прав владельцев на ГКБО/ОФЗ, а также перевод облигаций по счетам «депо» по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Центробанка РФ.

Следует отметить, что для рынка ГКБО характерна двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарии.

Головной депозитарий — организация, уполномоченная на основании договора с Центробанком РФ обеспечивать учет прав на ГКБО/ОФЗ по счетам «депо» дилеров и перевод ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо». Функции головного депозитария на рынке ГКБО/ОФЗ осуществляет в настоящее время некоммерческое партнерство «Национальный Депозитарный Центр» (НДЦ).

В головном депозитарии дилеру открываются два счета “депо”: 
 
1) счет владельца, на котором учитываются права на ГКБО, принадлежащие самому дилеру;

 
2) корреспондентский счет “депо”  субдепозитария в головном депозитарии,  на котором учитываются ГКБО, принадлежащие инвесторам определенного  дилера. 
 
По каждому счету “депо” открываются разделы:

- основной раздел счета  “депо” учитывает права депонента на ГКБО;

- раздел “Блокировано  для торгов” счета “депо”, учитывает  ГКБО для участия в торгах (у  продавца) или приобретение в  течение торгового дня (у покупателя). После завершения торговли остатки по этому разделу счетов “депо” переводятся на основной раздел счетов “депо”. 
 
- раздел “Блокировано в залоге” открывается на счете “депо” залогодателя. 
 
- раздел “Блокировано принятое в залог” открывается на счете “депо” залогодержателя. Перевод ГКБО по последним двум разделам определяется договором залога. 
 
- раздел “Блокировано по аресту” открывается для списания ГКБО головным депозитарием по поручению уполномоченных органов. 
 
Минфину РФ для осуществления операций по размещению и погашению ГКБО открывается счет эмиссионного “депо”; на котором открываются три раздела: ”В размещении”, на который зачисляются облигации всего выпуска после поступления от Минфина РФ в головной депозитарий глобального сертификата; ”Выкуплено”, где учитываются облигации, выкупленные эмитентом в период обращения и ”Погашено”, на который переводятся облигации при их погашении и списании после снятия с учета. 
 
Субдепозитарии составляют организации, обеспечивающие учет прав инвесторов на ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо», а также перевод ГКБО/ОФЗ по счетам «депо» инвесторов на основании соответствующих договоров с инвесторами. На рынке ГКБО/ОФЗ функции субдепозитария могут выполнять только дилеры. При этом дилеру не допускается вести свои счета “депо” в своем субдепозитарии.

 
ГКБО инвесторов дилер учитывает  на счетах “депо” владельцев, которые  он открывает в своем субдепозитарии. Доверительному управляющему в субдепозитарии могут открываться счета “депо” в доверительном управлении. Разделы  счетов “депо” владельцев в субдепозитарии могут быть открыты те же, что и на счетах “депо” дилеров в головном депозитарии. Периодически дилер представляет в головной депозитарий информацию по счетам “депо”, хранящуюся в его субдепозитарии. 

Центробанком  установлено требование по обязательному ведению всех субдепозитариев на единой технической базе Центра технического обеспечения субдепозитариев дилеров (ЦТОСД), функции которого выполняет в настоящее время НДЦ. Такая система обеспечивает высокую прозрачность рынка и позволяют Центробанку РФ эффективно выполнять функции по регулированию рынка государственных ценных бумаг. 
 
Механизм гарантированного исполнения сделок включает в себя контроль достаточности обеспечения и определение взаимных обязательств дилеров по итогам торгов с ГКБО/ОФЗ как по ценным бумагам, так и денежным средствам. 
 
Достаточность обеспечения всех подаваемых в торговую систему заявок достигается путем реализации в рамках торговой системы механизма предварительного депонирования активов. Контроль достаточности обеспечения осуществляется в момент подачи дилером в торговую систему заявки на заключение сделки. Торговая система в автоматическом режиме проверяет обеспеченность подаваемой дилером заявки денежными средствами и ГКБО/ ОФЗ.

Дилер обязан зарезервировать  перед началом торгов необходимое для исполнения сделок количество денежных средств и ГКБО/ОФЗ в расчетной и депозитарной системах. На основании информации о зарезервированных перед началом торгов активах, полученной от расчетной системы и головного депозитария, торговая система устанавливает позиции дилера по денежным средствам и ГКБО/ОФЗ. Она также осуществляет мониторинг позиций дилеров на обеспеченность подаваемых ими заявок в ходе торгов в режиме реального времени. В случае, если обеспечения не хватает, — заявка не принимается.

Торговая система  осуществляет определение обязательств дилеров по сделкам на базе механизма многостороннего неттинга, что позволяет сократить количество и объем транзакций, а также значительно снизить издержки Дилеров на осуществление операций. Каждый дилер передает торговой системе на основании договора с последней право на составление соответствующих расчетных документов по итогам торгов и оформляет это доверенностью. 
 
На основании выполненного расчета нетто-обязательств по ГКБО/ОФЗ и денежным средствам торговая система составляет расчетные документы, которые передает в головной депозитарий и расчетные центры ОРЦБ на исполнение. Во всех расчетных (учетных) документах указываются уникальные коды дилеров и инвесторов.

Торговая система  обеспечивает реализацию ограничений на осуществление операций нерезидентов на рынке ГКБО/ОФЗ. Такие ограничения установлены в соответствии с требованиями нормативных документов Центробанка и Минфина РФ, определяющих порядок участия нерезидентов на рынке ГКБО/ОФЗ и принятых после финансового кризиса 1998 года. Ограничения касаются возможности распоряжения нерезидентами денежными средствами, вложенными в ГКБО/ОФЗ.

Информация о работе Облигации федерального займа