Общая характеристика государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:10, реферат

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
- финансовую систему Республики Казахстан

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие государственных финансов их функции
1.2 Государственный бюджет
1.3 Финансовый контроль. Управление финансами 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. Фискальная политика государства 9
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ 9
3.1 Этапы формирования фискальной политики государства 10
3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика государственных финансов.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)


4

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

1.1 Понятие государственных финансов их функции

1.2 Государственный бюджет

1.3 Финансовый контроль. Управление финансами              8

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ              6

2. Фискальная политика государства              9

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ              9

3.1 Этапы формирования фискальной политики государства              10

3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК              12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ              16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.

В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокуп­ность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финан­сы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы госу­дарственных предприятий и корпораций.

Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финан­сы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либе­ральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных фи­нансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарпла­ту, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кре­дита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.

Финансы играют различную роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов

Задачи данной работы рассмотреть:

-        сущность государственных финансов и их роль в экономике;

-        методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;

-        финансовую систему Республики Казахстан


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

 

 

1.1 Понятие государственных финансов их функции

 

Государственные финансы
являются составной частью общей финансовой системы. Экономика
стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется, как известно, на пять секторов: нефинансовые корпоративные и
квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.
К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каж-
дому из этих секторов относятся соответствующие институциональ-
ные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц
каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. Сектор
государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квэзикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является со-
ставной частью экономики. В силу этого он участвует в общем, кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. [7, с. 53]

Государственные финансы являются инструментом мобилизации
средств всех секторов экономики для проведения государственной
внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых
операций органов государственного управления, с помощью которого
они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные
расходы.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и госу-
дарственные внебюджетные фонды, используются для расходов на
общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены
за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относят-
ся государственное управление, общественная безопасность граждан,
социальные программы, экология, оборона и др. Перераспределение
ресурсов между секторами экономики, социальными группами и тер-
риториями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы пере-
распределения средств во многом зависят от уровня развития и со-
стояния экономики и степени участия государства в экономической
жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбе-
режений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей пла-
ново-распределительной системы до чисто рыночной, свободной эко-
номики. Однако и первое, и второе — крайности. Свободного рынка
практически не существует. Экономика государств является, как пра-
вило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный
сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли госу-
дарство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательст-
ва и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государ-
ственного воздействия больше в странах с социально-ориентирован-
ной экономикой и сильным влиянием государства и государствен-
ных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либераль-
ную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в
виду, что функция сектора государственного управления отлична
от функций других секторов экономики и заключается в оказании
нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределе-
нии доходов и собственности. Он отличается от других секторов
экономики также по способам финансирования затрат — с помощью
налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [15, с. 41]

 

 

1.2 Государственный бюджет

 

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.

В Казахстане последнее время вызывает дискуссии проблема сбалансированности бюджета. Интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Увеличение бюджетного дефицита, стремительный рост объемов государственного долга в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации и методы ее решения. 

Решение приведенных проблем становится делом социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы из государственного бюджета приводят к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания финансовых средств в бюджеты регионов не изменяют положение дел к лучшему.

Рассматривая вышеперечисленные проблемы, мы приходим к выводу, что нельзя дать им однозначную оценку; так же, как и таким экономическим явлениям как инфляция, безработица. Но любое государство стремится сбалансировать свой бюджет, и избежать бюджетный дефицит. 

Продолжение экономических реформ в Казахстане в настоящие время предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетной системы, осуществлению «полнокровных» бюджетных процессов.  

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.    

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. [14, с. 73]

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнение необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на хозяйственную коньюктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет современного государства представляет собой сложный многолистовой документ, отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. [19, с. 82]

1.3 Финансовый контроль. Управление финансами

 

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. [8, с. 97]

Информация о работе Общая характеристика государственных финансов