Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:10, реферат
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
- финансовую систему Республики Казахстан
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие государственных финансов их функции
1.2 Государственный бюджет
1.3 Финансовый контроль. Управление финансами 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. Фискальная политика государства 9
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ 9
3.1 Этапы формирования фискальной политики государства 10
3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие государственных финансов их функции
1.2 Государственный бюджет
1.3 Финансовый контроль. Управление финансами 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. Фискальная политика государства 9
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ 9
3.1 Этапы формирования фискальной политики государства 10
3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
Финансовая система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле.
В юридическом смысле под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждения государства (финансовое ведомство и его подразделения, налоговые органы, государственные банки, государственные страховые компании). Финансовая система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных банков, финансы государственных предприятий и корпораций.
Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.
Общественные отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово-экономические институты).
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.
Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования (объединения элементов в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.
Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.
Существует тесная взаимосвязь цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.
Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.
В состав децентрализованных финансов кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса.
Финансы играют различную роль в деятельности организационно-
Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
- финансовую систему Республики Казахстан
Государственные финансы
являются составной частью общей финансовой системы. Экономика
стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется, как известно, на пять секторов: нефинансовые корпоративные и
квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства.
К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каж-
дому из этих секторов относятся соответствующие институциональ-
ные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц
каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. Сектор
государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квэзикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является со-
ставной частью экономики. В силу этого он участвует в общем, кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. [7, с. 53]
Государственные финансы являются инструментом мобилизации
средств всех секторов экономики для проведения государственной
внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых
операций органов государственного управления, с помощью которого
они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные
расходы.
Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и госу-
дарственные внебюджетные фонды, используются для расходов на
общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены
за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относят-
ся государственное управление, общественная безопасность граждан,
социальные программы, экология, оборона и др. Перераспределение
ресурсов между секторами экономики, социальными группами и тер-
риториями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы пере-
распределения средств во многом зависят от уровня развития и со-
стояния экономики и степени участия государства в экономической
жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбе-
режений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей пла-
ново-распределительной системы до чисто рыночной, свободной эко-
номики. Однако и первое, и второе — крайности. Свободного рынка
практически не существует. Экономика государств является, как пра-
вило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный
сектора. Основная проблема заключается не в том, должно ли госу-
дарство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательст-
ва и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государ-
ственного воздействия больше в странах с социально-ориентирован-
ной экономикой и сильным влиянием государства и государствен-
ных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либераль-
ную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку.
При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в
виду, что функция сектора государственного управления отлична
от функций других секторов экономики и заключается в оказании
нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределе-
нии доходов и собственности. Он отличается от других секторов
экономики также по способам финансирования затрат — с помощью
налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики. [15, с. 41]
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства.
В Казахстане последнее время вызывает дискуссии проблема сбалансированности бюджета. Интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Причины этого очевидны. Увеличение бюджетного дефицита, стремительный рост объемов государственного долга в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации и методы ее решения.
Решение приведенных проблем становится делом социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы из государственного бюджета приводят к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания финансовых средств в бюджеты регионов не изменяют положение дел к лучшему.
Рассматривая вышеперечисленные проблемы, мы приходим к выводу, что нельзя дать им однозначную оценку; так же, как и таким экономическим явлениям как инфляция, безработица. Но любое государство стремится сбалансировать свой бюджет, и избежать бюджетный дефицит.
Продолжение экономических реформ в Казахстане в настоящие время предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетной системы, осуществлению «полнокровных» бюджетных процессов.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двуяростное построение – государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований. [14, с. 73]
Проект бюджет ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. [19, с. 82]
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др. [8, с. 97]
Информация о работе Общая характеристика государственных финансов