Общая характеристика государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:10, реферат

Описание

Целью курсовой работы является дать общую характеристику государственных финансов
Задачи данной работы рассмотреть:
- сущность государственных финансов и их роль в экономике;
- методы финансирования расходов и стабилизации фискальной политики;
- финансовую систему Республики Казахстан

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Понятие государственных финансов их функции
1.2 Государственный бюджет
1.3 Финансовый контроль. Управление финансами 8
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 6
2. Фискальная политика государства 9
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ 9
3.1 Этапы формирования фискальной политики государства 10
3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа состоит из  1 файл

Общая характеристика государственных финансов.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ И СТАБИЛИЗАЦИИ  ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

2.1 Фискальная политика государства

 

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

1.          устойчивый рост национального дохода,

2.          умеренные темпы инфляции,

3.          полная занятость,

4.          сглаживание циклических колебаний экономики.

      Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений. [17, с. 107]

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ КАЗАХСТАНА В УПРОЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ

 

 

3.1 Этапы формирования фискальной политики государства

 

Финансовая система любого государства исторически складывается во взаимосвязи с конкретными условиями в социально-экономической жизни общества и зависима от множества факторов. Вместе с тем однозначно признано, что финансовая система в своей основе опирается на важнейшие методы государственного регулирования, где инструментами в составе других выступает финансовый механизм, финансовое право и финансовая политика.

Коренные экономические преобразования в Казахстане в течении десяти лет – это в принципе начало нового этапа суверенного государства с утверждением его в мировом сообществе. Естественно, за указанный малый период финансовая система республики подверглась сильному испытанию. Она предстала в обществе на стыке отрицания существовавшей и еще не созданной по «готовой» схеме основ финансовой системы. Более того, только сегодня можно сказать, что отсутствие основательных теоретических подходов к созданию новой финансовой системы, скороспешные приемы в сфере финансовых реформ в первые пять-шесть лет сформировали некую «пеструю смесь» в отечественной финансовой системе. Сохранение командного стиля в управлении финансами с одновременным ростом цен во всем, беспочвенное кредитование рождающимися «рыночными» банками с раздуванием сферы необоснованного денежного оборота, решение бюджетных проблем государства при необоснованных налоговых преобразованиях, падение производства, темпы инфляции и многое другое не столько определили ход реформ, как привели страну к сложной социально-экономической ситуации.

Непоследовательность действий в сфере законодательных решений, прямые ошибки в формировании новых подходов к организации финансовых отношений на первом этапе перехода к рыночной экономике были обусловлены отсутствием глубоких теоретических исследований, определяющих развитие финансовой системы Республики Казахстан в условиях выбора рыночного пути в экономке. Сложилось так, что общество в целом не оказалось подготовленным к самому понятию «рынок», а государств пошло по пути снижения своей регулирующей роли, ограничиваясь только активным вмешательством на конкретных тактических уровнях.

Прошедший десятилетний период в развитии экономики и сферы финансов Казахстана можно представить различными этапами и это мнение многих экономистов, идеологов, государственных деятелей. Суть не в признании количества этапов, а как на каждом из этапов решалась задача преобразования экономики страны и ее финансовой системы, как проводилась финансовая политика и насколько был эффективным финансовый механизм.

По группе принимаемых решений в стране, вводимых государством законов можно этапы представить 1991-1993, 1994-1997, 1998-2000 годами, а можно выделить этап до 1995 года, после (1995-2000 годы) и настоящий период.

На наш взгляд, указанные периоды можно рассматривать с позиции огромных перемен вследствие проводимых реформ в сфере банков, денежной системы, налогов, бюджета, инвестиций, приватизации и так далее, которые в целом полностью вывели финансовую систему Республики на новую основу, связанную с рыночными преобразованиями.

На данном этапе, подводя определенный итог прошедшему периоду, однозначно следует признать, что для дальнейшего «построения» прочной финансовой системы Казахстана важно в совокупности утвердить действия всех инструментариев для создания устойчивого бюджета страны, мобилизации всех видов денежных капиталов в интересах как владельцев капиталов, так и общества в целом, в интересах собственников, так и государства. [11, с. 123]

 

 

3.2 Современная ситуация финансовой политики в РК

 

Активно проводимая в стране государственная финансовая политика за последние годы на более сконцентрированном, целенаправленном уровне впервые достигла профицита бюджета Казахстана в двухтысячном году, большего сосредоточения финансовых ресурсов в регионах, активного привлечения инвестиций в социально-приоритетные направления. Здесь нельзя отрицать само оживление экономики, роста производства, которые дали основу для мобилизации финансовых ресурсов.

Признание исходности региональной экономики, ее важности в развитии социально-экономических, финансовых отношений в стране однозначно выделили роль и место местных бюджетов в Республике Казахстан в формировании финансовых ресурсов государства. Высокая ответственность органов местного самоуправления должна сочетать во взаимосвязи два принципиально важных подхода: само формирование через мобилизацию бюджетных ресурсов с конкретным определением доходных поступлений и расходных функций и регулирование внутри бюджетов на местном уровне в целях достижения упорядочения отношений между субъектами, заинтересованными в получении бюджетных ресурсов. А к числу таких субъектов можно включить достаточно большой перечень малых предприятий, организаций обеспечивающих производственные, социальные направления.

Если провести обзор по выполнению доходной части бюджета Казахстана за 2000 год, видно, что по доходам, входящим в компетенцию МГД не выполнен план по налогам на имущество юридических лиц, по акцизам на товары внутреннего производства, плата за воду и пользование лесами, а по неналоговым поступлениям по одной и двум позициям. Именно анализ в разрезе поступлений и платежей в бюджет показывает наличие неразрешенных проблем в правовом отношении между хозяйствующими субъектами и государством, в недостаточном использовании всех достоинств финансового механизма.

Еще в республике остается значительный перечень солидных производственных предприятий, которые имеют низкий и средний коэффициент налоговой нагрузки, примерно от 2 до 12 процентов, что в целом приводит к отрицательным последствиям. Негативным фактором остается наличие задолженности по платежам в бюджет республики по предприятиям, число которых на начало 2001 года достигло 83000 единиц на сумму свыше 143 млрд. тенге, включая основной платеж, пеню, штрафы. В разрезе областей наибольшее число неплательщиков выявлены в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской областях, городах Алматы и Астана. Указанные примеры, а также поступления налоговых и неналоговых платежей в бюджеты разных уровней по регионам республики и в целом в разрезе отраслей однозначно приводят к размышлению, что в вопросах соблюдения законов, исполнения бюджета по доходам остаются по доходам остаются проблемы.

Не отрицая активность финансовой политики государства в сфере финансов, отмечается, что интенсивно используемый государством перераспределительный механизм решает тактические задачи в изыскании финансовых ресурсов на любом уровне, однако общество от этого в конечном счете не выигрывает. Финансы хозяйствующих предприятий, фирм – это источники формирования финансовых ресурсов общества. Следовательно, механизм налогообложения, распределения доходов, кредитный механизм и все другие формы финансовых отношений должны действовать во взаимосвязи с финансовой политикой (на уровне предприятий, регионов, государства) на основе правовых, нормативных требований и всех других составных финансовой системы.

Совершенствование управления финансовой системой не изолировано от проблем финансово-экономической устойчивости предприятий, фирм в современных условиях казахстанской экономики.

Наиболее сложной является проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения мероприятий в области управления финансами и сохранения высокой платежеспособности предприятий. Базу для объективного понимания механизма функционирования данного предприятия, укрепление его финансово-экономической устойчивости создает учет обменных, распределительных и финансовых операций.

Обменные, распределительные и финансовые операции, описывающие отдельные стороны финансово-экономического положения предприятия, неразрывно связаны друг с другом, а их взаимосвязь очевидна, что должно стать предметом глубокого комплексного подхода.

Методологический подход к управлению финансово-экономической устойчивостью предприятия в условиях рынка прочно увязывает собственное имущество с заемным, финансовое с нефинансовым, в денежной форме с неденежной. Особое место отводится собственным ресурсам в денежной форме и соблюдению условия финансово-экономического равновесия, как исходному моменту укрепления финансово-экономического положения предприятия. Установление конкретных значений темпов роста – задача финансово-экономических служб предприятий во всех регионах. Но важное значение имеет соблюдение установленных приоритетов, пропорций и темпов развития. Всякое нарушение сложившихся пропорций ведет к ухудшению финансово-экономического состояния предприятий, росту напряженности, недостатку собственных источников, что обязательно приведет к напряженности всей финансовой системы Казахстана. [21, с. 93]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий.

Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономи­кой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как финдокумент, как экономический рычаг; и как стимул.

Государственный бюджет является инструментом осуществления госу­дарственной политики и основным источником денежных средств для реали­зации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в на­стоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным обра­зом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета.

Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

Государственные финансы как инструмент мобилизации средств
для проведения внутренней и внешней политики страны представля-
ют собой единый комплекс финансовых операций государственных
органов управления, с помощью которого они аккумулируют денеж-
ные ресурсы и осуществляют денежные расходы. Организация госу-
дарственных финансов тесно связана с организацией государственного
управления и в частности, с уровнями управления: в федеративных
государствах — это трехуровневая система, включающая федеральный,
региональный и местный уровни. Соответственно к государственным
финансам относятся бюджет центрального (федерального) правитель-
ства, бюджеты субъектов федерации, местных (муниципальных) орга-
нов управления, государственные внебюджетные фонды.

Основу для удовлетворения потребностей государства в расхо-
дах и предоставлении кредитов составляют доходные операции.
Средства органов государственного управления, образующиеся за
счет доходных операций, состоят из налогов, доходов от государст-
венной собственности и предпринимательской деятельности, прода-
жи принадлежащих государству имущества, запасов, земли, доходов
от операций с капиталом и др.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.    Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1998 г.

2.    Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11

Информация о работе Общая характеристика государственных финансов